КапитализьМЯ, статья по экономике

Бумбумбум
КапитализьМЯ
(статья)

   Попробуем разобрать структуру современного капиталистического рынка и понять причины процессов в нём происходящих.
   Можно часто по телевизору услышать про увеличение ВВП. Валового Внутреннего Продукта. Но что это и зачем?
   ВВП – это стоимость всех товаров и услуг в стране за отчётный период. Например, за год. Этот коэффициент рассматривают как показатель стабильности и развития рынка, и рассказывают нам, что он должен расти. Должен – и всё. А не растёт или не очень быстро растёт – это плохо.
   Так зачем оно нам? Если грубо: удвоение ВВП означает, что люди будут в два раза больше есть, и в два раза больше работать. А нам оно надо?
   Откуда взялось это странное стремление к увеличению реальной экономики?  Именно РЕАЛЬНОЙ, поскольку ВВП относится к реальным товарам и оказанным услугам. Но есть и другая экономика – нереальная. Экономика, ориентированная на торговлю финансовыми обязательствами. Не ценностями, а разного рода долговыми расписками. Самая известная из них – доллар.
   Обращение ценных бумаг в деловом мире (то есть, банальная перепродажа долговых расписок разного рода и порядка), приводит к росту НЕРЕАЛЬНОЙ экономики. Росту долгов, которые ничего не отражают, кроме, разве что, жадности продавцов. Этакая инфляция наоборот: бумага дорожает в процессе сделок. Нельзя из одной монеты получить две или больше, перекладывая её из кармана в карман, но можно повысить стоимость чьих-то долгов, перепродавая расписки, контракты, векселя и прочее. 
   Таким образом, есть реальная экономика и нереальная. И рост ВВП – это компенсация роста вексельной экономики. Они обе влияют на рынок и раскачивают систему, приводя к падению одних и росту других акций.
   Акции – ценные бумаги, чья стоимость меняется, в зависимости от рыночной стоимости акционерного предприятия. По сути, акция – это долговременный заём. Некто выпускает акции своего предприятия, предлагая стать через их покупку совладельцами его предприятия. С правом на часть доходов будущего или уже существующего предприятия (дивиденды по акциям). Часто акционирование – это способ собрать деньги на открытие своего предприятия. В литературе немало сюжетов, основанных на том, что некие мошенники выпустили акции, наобещали людям много всего, а потом просто сбежали с деньгами.
   Конечно, так тоже бывает. Но есть масса примеров обратного, когда акционирование давало жизнь великим стройкам капитализма и историческим событиям. Все мировые гиганты рынка – акционерные предприятия, хотя, набравший силу бизнесмен нередко предпочитает выкупить контрольный пакет акций себе. Дело в том, что скупка акций с определённого этапа даёт не только дивиденды, но и власть. Вплоть до того, что можно посадить в совет директоров компании своего человека, или даже уволить владельца компании. Это называется «поглощением». Именно поэтому бизнесмены предпочитают выкупать у рядовых акционеров акции своей компании и акции конкурентов.
   Акции относятся и к реальной, и к нереальной экономике. Всё потому, что с одной стороны они отражают реальные ценности и реальные колебания спроса и предложения на рынке, но с другой стороны, они могут сильно упасть или вырасти в цене из-за неэкономических факторов.
   По большому счёту, работники бирж и их начальство совмещает серьёзное образование и грандиозные планы с крайней эмоциональностью и нелогичностью. Интуиция, прогнозы, истерики, нервные срывы, всё это спутники биржевиков. И, хотя их планы базируются на реальной экономике, принятие решений часто бывает настолько спонтанным и нелогичным, что у стороннего наблюдателя может возникнуть сомнение в психическом состоянии этих людей.
   Смысл же в том, что биржевики по множеству источников информации пытаются определить динамику рынка. Акции какой-то фирмы дешевеют – что это?  Временные трудности, крах или чья-то афера?  Надо скупать их, чтоб потом получить состояние на повышении цены, или сбыть те, что уже есть из этой серии, пока не потерял ещё больше денег? Если кто-то скупает акции, это автоматически вызывает интерес. Цена растёт, и число желающих купить – тоже. До определённого уровня. Потом цена уже не привлекает, интерес падает, и цена тоже начинает падать. И потом, новые владельцы акций могут и не предлагать их для продажи в дальнейшем. На это тоже будет реакция, в виде поиска новых фаворитов для перепродажи.
   Вексельные торги всех видов работают так же, но если акции хотя бы начинаются с реальных ценностей, то с финансовыми обязательствами не всё так просто. Посмотрите внешний долг США. Какой бы вексель они ни выдали, верить этому обязательству просто смешно: их внешний долг растёт примерно на 16 миллиардов долларов в сутки. И чем они будут платить? На рубеже декабря 2012 года рыночная эффективность долларов оказалась ниже стоимости их производства. То есть, бумажка с любым из их президентов дороже как изделие, чем её номинал.
   Зачем же нужна такая система? Если бы не было роста ВВП, то рынок бы рушился каждый год, а не раз в 20-30 лет. Рост ВВП уравновешивает нереальную экономику, а сама эта система позволяет финансистам получать выгоду на колебаниях рынка, с участием как реальной, так и нереальной экономики. И до следующего "события" многие успевают сколотить состояния, чего без противоборства реальной и нереальной экономик не получилось бы.
   Зачем же нужна сама нереальная экономика? Истоки её в ростовщичестве: дают деньги под высокий процент. Дали сто, верни двести, и т.п. А иначе всё заберут, продадут, самого в рабство или в тюрьму отправят, как в законе местном сказано. Искушение нереальной экономики в возможности получить большие деньги, порой даже власть, не прилагая серьёзных усилий. Те же доллары США: все финансисты знают, что по этим обязательствам выплат не будет, но сама перепродажа их настолько выгодна, что о реальности никто и не думает. 
   Но основой финансовой системы остаётся золото. Его скупают во все сложные периоды, от него ещё не отказалась ни одна страна мира. Именно с золота начинается восстановление системы после очередного краха рынка. Либо долги стали фантастическими и их остаётся только забыть, либо реальная экономика так затоварила рынок, что произведённое никому не нужно даже даром. Разорение прореживает производителей, лишние товары уничтожают или перерабатывают, дефолт удешевляет валюту. И экономику строят заново.
   Иногда удаётся оттянуть разрушение системы за счёт создания новых рынков сбыта, например, заключая торговые договора с другими государствами. При этом их экономика отчасти становится нашей и ситуация в системе меняется. Меняется её баланс, соотношение цен, товаров, услуг, и общее состояние. Тот же эффект может оказать война или крах чужой финансовой системы.
   Таким образом, можно сделать вывод об управляемом, или, как минимум, предусмотренном крахе рынка. Предусмотренном самой системой. И это не ново. Например, Япония находится в состоянии искусственного дефолта: управляемого и продуманного занижения цен на свои товары на международном рынке. Смысл?
   Представьте, что встретились два человека: с куском мяса и куском золота. Мясо стоит меньше, золото – больше. Но человеку с золотом оно не очень-то нужно, а вот мясо  - нужно. И у него выбор: уйти ни с чем или намеренно занизить стоимость своего товара и поменять кусок золота на кусок мяса.
   Возможно, вы слышали про то, как Центробанк удерживает курс рубля от роста. Посредством перекупки рублей и валют он осуществляет контроль над ценой рубля. Международной ценой. Потому что, как ни парадоксально, укрепление рубля снижает его покупательную способность. Вот его и удерживают, даже думают о снижении курса, что в перспективе выгодно для финансовой политики государства.
   Но эти игры с курсами – те же акции. И кто-то будет выигрывать, а кто-то – нет. Например, перед возможным (по сути – неминуемым) обрушением долларовой системы разумно вывести из долларов свои сбережения (хоть человеку, хоть государству). Неспроста в 2012-2013 году пошли разговоры о резервных валютах. Обрушение доллара потянет за собой все долларозависимые экономики, и в этом смысле перевести деньги в иные валюты более чем оправдано.
   В этом случае было бы разумно восстановить индивидуальные валюты стран. Почему? Потому, что такая валюта будет эквивалентом товаров и услуг своей страны, отражая её экономику. В зоне евро же с условно общей экономикой получилось, что более сильные платят за всех. Сейчас же весь Евросоюз держится на Германии.  Той самой, которой США не отдают её золотой запас. А золотой запас – основа финансовой системы, точка отсчёта её восстановления.
   Получается, что России надо побыстрее убрать свои деньги подальше от доллара и евро. Чтоб наши рубли не стали частью их валютного краха.
   Но, в любом случае, наше золото хранится у нас в Гохране. А это означает, какую бы экономику мы ни начали строить, нам есть, с чего начать.