Что значит БЫТЬ черкесом?

Азамат Джанымбей
или "Золото предков"

Известно, что самыми трудными бывают на первый взгляд самые простые вопросы. Относительно наших народов и культур, если отбросить эмоции и негодование по поводу самого факта вопрошания, они звучат пугающе просто – а зачем вообще надо сохранять наши народы? в чем смысл развития их культуры для конкретного человека в его реальной жизни?

Что получим в ответе, если не отговариваться общими фразами – типа важность «цветущего многообразия» и т.п., а попытаться ответить содержательно и рационально. Зачем, для чего важно нам БЫТЬ адыгом или абаза – что значит БЫТЬ черкесом?

Ответ не так прост как может показаться… Если говорить с научной точки зрения, то у любого объекта в этом мире есть свои сущностные характеристики, без которых он не отличим от других, а значит не имеет возможности самостоятельного существования. Если понимать это, то логично заключить, что принадлежность к ЧЕРКЕСАМ предполагает свои отличительные качества.

Самое простое предположить под этим «кровь» и «язык» - рожден от родителей, среди которых хотя бы один из них черкес, значит, есть в тебе «черкесская кровь», а если еще и можешь хоть немножко изъясняться на национальном языке, то вот ты и ЧЕРКЕС. Ой ли, все так просто?!

Вряд ли кто-то сможет всерьез отрицать то, что люди разных народов зачастую могут узнавать «своих» не зная их лично и даже не слыша того, на каком языке они говорят. А это значит, что главным все же является «язык поведения», т.е. манер, стиля общения - ЭТИКИ. Скажем заранее, что именно в этом, а не в биологической наследственности и проявляется «язык крови».

Здесь же кроется ключ к ответу на главный вопрос – «что значит БЫТЬ черкесом?» Это значит следовать определенным поведенческим кодам, которые определяются невидимыми правилами, закрепленными в ТРАДИЦИИ. Безусловно, у черкесов – адыгов и абаза - определяющую роль в содержании правил языка поведения играют сотнями лет выработанные духовно-нравственные кодексы Адыгаге и Апсуара, которые едины в своей сути.

При следовании их правилам о человеке любой этнической и языковой принадлежности понимающие люди могут сказать – «Он поступил (повел себя) как истинный черкес». Благодаря этому поведенческому коду наши соплеменники, говорящие порой на самых разных языках, собравшись вместе, чувствуют своё единство и родство «кожей». Оно ощущается на уровне удивительной психологической энергетики родных людей.

«Ну и что? – спросит пытливый читатель – Это что, всего лишь еще одна форма «кайфа» по жизни или как?» Без эмоций ответ, безусловно,– «или как»…
 
Конечный рациональный, он же духовный и даже эзотерический, смысл усвоения и СОЗНАТЕЛЬНОГО следования законам Адыгаге и Апсуара заключается в том, что это своего рода ШКОЛА и ПУТЬ обретения человеком, а еще точнее его ДУШОЙ, качеств, которые отвечают лучшим образцам общечеловеческого поведения. Более того,  и это очень важно, есть большая надежда на то, что эти же качества угодны Всевышнему Творцу.

Понимание этого дает возможность получить не только интуитивный, эмоционально окрашенный, но и сугубо рациональный ответ о ценности сохранения наших народов, СМЫСЛЕ их существования для каждого отдельного человека.
 
У всех российских народов есть то, что достойно уважения и подражания. Обмен этими лучшими качествами и традициями может служить взаимному обогащению наших народов. При этом не просто печально, а даже преступно, отказавшись от золотого морально-этического наследия наших предков, превратиться в безликих «инкубаторных бройлеров» или «манкуртов», которых плодит сегодня кому-то очень выгодная массовая культура…