Художественный мир Сергея Есенина

Уральская Марина Александровна
                Художественный мир Сергея Есенина

     Творчество трагически закончившего свою жизнь Сергея Есенина удивляет своим разнообразием тем и глубокой лиричностью. Оно насквозь пропитано русским духом. Не случайно было написано много песен на стихи поэта, и все они воспринимаются как народные.
     В творчестве Сергея Есенина есть мотивы русской деревни, любви, мотив «сорванца и хулигана», мотив природы и философские мотивы.
     Трагичность восприятия мира, тонкая душа поэта наиболее ярко проявляется, на мой взгляд, в стихотворениях «Корова» и «Песнь о собаке». Неотвратимым горем веет от строчек:
 Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Это стихотворение «Корова». В нём повествуется о забое телёнка и о таком же будущем для коровы. Становится жаль корову, будто это человек, будто это мать и сын.
     Стихотворение «Песнь о собаке» - о том, как утопили семерых щенят на глазах у суки. Поэт видел, как:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Опять – мать и её дети…В стихотворении «Письмо к матери» поэт пишет, что мать – единственная «помощь и отрада», одна она – «несказанный свет». Таков мотив матери в творчестве Есенина.
     Вся лирика Сергея Есенина, его стихи – это своеобразный дневник чувств и переживаний поэта. Они искренни и трогают душу читателя. Поэт будто бы исповедуется – такое создаётся впечатление, читая Есенина.
     Интересно мнение поэта о любви. Оно замечательно:
                - 2 –

Любить лишь можно только раз.
В другом стихотворении встречаем:
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
     В стихотворении «Метель» поэт признаётся, что он сам себе чужой человек, что:
И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной:
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.
Так поэт относится к своему творчеству и может, кто знает, в этом стихотворении он предвидит свою кончину. Довольно пессимистичный настрой у лирического героя Сергея Есенина. Поэт считает, что он просто болен, что он – «черный человек».
     Мотив самоубийства проходит через всё творчество поэта:
В зелёный вечер под окном
На рукаве своём повешусь.
В другом стихотворении:
Пусть хоть ветер на моём погосте
Пляшет трепака.
Вот ещё:
                - 3 –
И только с перелесиц
Сквозь облачный тулуп
Слезу обронит месяц
На мой завьялый труп.
Вот ещё:
Может быть, к вратам господним
Сам себя я приведу.
Или:
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
В итоге:
Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».
… Есенина принято считать сельским поэтом, воспевающим уходящую Русь. О себе он пишет: «Я последний поэт деревни». Мир крестьянства кроток в поэзии Есенина, многокрасочен и благоухает…
     В целом, творчество Есенина, его художественный мир, эволюционирует от светлого восприятия к тёмному, к ощущению ненужности и двуликости, ощущения себя «похабником» и «скандалистом». Любовная лирика Есенина неоднозначна – читателем воспринимается как дневник чувств. Лирика Сергея Есенина многоакцентна, но всё же, первое место в ней занимают раздумья о собственной смерти, Русь, любовь, мрачность и ,в некоторой степени, демонизм.
                10 октября 2013 года.