Клиент

Александр Андриевский
Во второй половине 70-ых годов 20-ого века, после окончания технического училища, я получил документы на право работы фотографом.            

Фотография, в которой я стал работать, находилась в небольшом двухэтажном кирпичном здании.
Это старинное здание находилось в районе железнодорожного вокзала.Ему, по словам Ольги Михайловны, нашей кассирши, было более ста лет.

Место моей работы мне нравилось из-за того, что рядом была трамвайная остановка. Недалеко находились также и две автобусные остановки. Место моей работы нравилось потому, что рядом  находились несколько столовых, кафе, и железнодорожный ресторан.

Рядом с нашей фотографией, шагах в тридцати, находилась беляшная. В ней, в любое время суток, можно было купить горячие беляши, пирожки и.т.д. Работала она круглосуточно, а потому возле неё, невозможно было пройти равнодушно из-за вкусных запахов. 

Прежде чем расскажу читателям историю, о которой не могу забыть, скажу несколько слов о коллективе фотографии. Работали в фотографии, которую её работники и некоторые клиенты называли
фотопавильоном, четыре человека.

Самым главным человеком был, конечное, заведующий фотографией, фотограф Дмитрий. Ему было в то время тридцать лет. Рост у него был выше среднего. Весь из себя он был долговязым: и руки, и ноги.
Всегда он был в движении, казалось, всё спешил  куда-то. Разговаривал  очень быстро, как пулемёт выпуливализ себя слова. Иногда, казалось, что при разговоре, он проглатывает окончания слов.

Чуть позже, привыкнув к его разговору, понял , что он выговаривает все слова. И тогда понял, что это его манера быстро разговаривать. Естественно, что она сказывалась на его характере. А скоро я не замечал его всех  странностей. 

Вторым членом коллектива был невысокий рыжеволосый фотограф, которого также, как и заведующего фотографией, звали Дмитрием. Ольга Михайловна называла его за рост: "Дима Маленький." Я его про себя назвал сразу же : " Рыжим", но называл его по имени. В разговорах с Ольгой Михайловной, мог позволить себе называть его таким определением.

В отличии от меня,  Дима нигде не обучался на фотографа. Он несколько месяцев был учеником фотографа у нашего заведующего фотографией. В конторе,  работали его хорошие знакомые. Частенько он уходил в запой, а они его всегда выручали. Чтобы дополнить всё, что сказал  о нём, добавлю несколько несколько слов :  ему было двадцать пять лет, в армии он не служил, потому что был в местах не столь отдалённых, в своё время.
 
Третьим членом нашего дружного коллектива была наша кассирша, Ольга Михайловна. За её добродушие, и почти материнское отношение к фотографам, мы называли её между собой: " Наша Ольга Михайловна".

Наталья Ивановна, работавшая ретушёром негативов, работала в небольшой комнате, что находилась на первом этаже, напротив " Приёмной". Она была ровесница Ольги Михайловны. Ей совсем недавно, перед моим приходом на работу в фотографию, исполнилось сорок лет. Наталья Ивановна следила за своей внешностью. На голове её всегда была пышная причёска. Волосы её  меняли свой цвет раз в три месяца. Из-за трепетного её отношения к собственной внешности, мы, фотографы, между собой называли: "Несравненная Наталия Ивановна". 

Чтобы  закончить описание первого этажа нашей фотографии, скажу о том, что в приёмной, на  двух стенах была реклама: на них были развешаны чёрно-белые фотопортреты в металлических рамках, размером тридцать на сорок сантиметров.

На стене, что находилась по  левую руку Ольги Михайловны, в красивых деревянных  рамочках, была реклама о расценках на все виды фоторабот.

В советские годы, в стране была реклама. Скажу честно, я был крайне удивлён, когда прочитал в каком-то издании (даже не помню в каком) о том, что в Советском Союзе было несколько реклам. Автор статьи уверял читателей, что их было всего две: "Храните деньги в сберегательных кассах" и " Летайте самолётами Аэрофлота".

Как нужно было ненавидеть Советский Союз, чтобы  говорить неправду о прошлом Великого государства. Реклама была. Но она служила всему обществу, а не кучке людей, а потому о ней не говорили в те времена : " Реклама-двигатель торговли".

***   

Фотосалон, где работали фотографы, находился на втором этаже. В нём находилась небольшая комната, которую называли: "Зарядной". В этой комнате фотографы заряжали  негативы в фотокассеты  для двух  фотокамер.

Одна фотокамера была массивная, а потому была на роликах. Если фотографу нужно было снять группу людей, то её откатывали от группы людей к стене, что находилась за его спиной.

Размер негатива для кассеты составлял тринадцать на восемнадцать сантиметров.
Фотокамера с фотообъективом, вставленной в неё кассетой, крепилась на небольшой площадке.

Для того того, чтобы поднимать и опускать камеру, с правой стороны находился металлический диск с ручкой. Резкость, а правильно сказать: "Фокусное расстояние", на камере устанавливали барашком, находящемся сбоку камеры.

На фотокамере, с боков напоминающую  чёрную гармонь, находилась кассета в которую вставлялись негативы.По матовому стеклу наводили резкость. Резкость при съемке устанавливали по зрачкам глаз. Когда фотограф устанавливал резкость, то просил клиента смотреть в фотообъектив камеры; когда
 устанавливал точное фокусное расстояние до объекта съёмки, то накидывал на себя чёрную ткань для того, чтобы на матовое стекло не поподал посторонний свет.

Вторая фотокамера о которой я сказал, крепилась, на небольшой  площадке и стояла на трёх ножках. У неё было небольшое отличие от большой камеры. Самое главное: фотокассета у неё была небольшого размера. Ей пользовались только для съёмки на документы. Размер фотографий, которые печатали с её негатива, составлял: три на четыре сантиметра.
 
Площадь павильона, где  работали фотографы составляла примерно тридцать квадратных метров.
По всем стенам его были укреплены  лампы дневного света. В нём  находились также  два светильника, которые стояли по бокам фотокамеры. 

За спиной клиента,при  съёмке, ставился небольшой щит, обтянутый белой тканью. Он служил фоном при съёмке  одного или трёх человек. Когда требовалось снять группу людей, этот щит убирался.
И тогда фоном для съёмки служили шторы, укрепленные возле стены. Две из них - зелёная и коричневая, находились на переднем плане, а жёлтая, крепилась за ними, возле самой стены.
Очень редко фотографы пользовались фотовспышкой. Экспозиция, то есть время съёмки, было большим. Как правило, оно составляло одну секунду. 

Для работы в фотографии, мы, пользовались только свемовскими негативами, и причём светочувствительностью шестьдесят пять единиц по ГОСТу. В советские годы мы использовали  для работы в салоне только свемовские фотоматериалы. Они были контрастнее тасмовских.
 
Сейчас молодые люди не все знают о том, что в  Советском Союзе были фабрики, на которых изготавливалась фотопродукция: фотобумага, фотоплёнки, негативы, а также разные порошки, которыми пользовались для приготовления различных растворов.
 
Одна из фабрик,  находилась  в Сумской области, в городе  Шостка. Её продукцию, по  названию фабрики, называли "свемовской". Фотоматериалы, которые изготовляли в производственном объединение " Тасма", называли "тасмовскими".   

Производственное объединение " Тасма", находилось в городе Казань. Фотографы и фотолаборанты хорошо знали сильные и слабые стороны фотоматериалов, а потому, успешно использовали их в своей работе.

Фотовспышкой , мы  практически не пользовались. Для освещения рабочего места и клиентов при фотосъёмке, применялся строго электрический свет. Из-за этого, в некоторых фотографиях, была в приёмных  или на стёклах рам реклама: "Электрофото".

Именно это было причиной того, что в съёмочном павильоне, на правой стене находился электрический щит. На его панели находилось управление напряжением для трёх светильников или софитов, если говорить о них правильно, профессиональным языком.

***

Рядом со съемочным павильоном находилась фотолаборатория. С моим приходом в фотографию, и заведующий, и второй фотограф-Дима, которого Ольга Михайловна называла : " Маленьким", постоянно в ней работали. А я всегда работал на съёмке.
 
Этому было простое объяснение: я не употреблял спиртного. Когда заведующий спросил меня о том, как я отношусь к спиртному, и, узнав, о моём к нему отношении, сказал: - Ты будешь всегда стоять на съёмке. А мы с Димкой будем работать только в фотолаборатории.

- Понимаешь, Санёк, мы с ним добрые кирюхи. Мы, бывает,- нет-нет, да и выпьем!  А на съёмке нужно быть всегда трезвым. Надеюсь, ты меня понял хорошо?

Мы договорились с тобой?-заведующий улыбнулся. - Договорились! - я кивнул ему головой в знак своего согласия. - Вот и хорошо, - он был обрадован моим ответом.

- Ты будешь лучшим фотографом города! Я тебе обещаю. Я научу тебя правильно работать со светом! Ты  в совершенстве будешь владеть техникой фотосъёмки.

Какими бы странными не показались мои слова, ты их запомни на всю жизнь: "Фотограф должен быть хорошим психологом". За время съёмки ты должен стать для клиента родным человеком.
Если к тебе пришли фотографироваться женщины или  девушки, говори им только комплименты. Будь приветлив. Улыбайся.

Будь ровным при съёмке  молодых людей, я имею в виду парней. Будь уверенным в себе, когда фотографируешь людей старше себя. Нас клиенты называют мастерами, а поэтому, нам нужно знать свою работу от и до.  Я обещаю тебе: Ты будешь хорошим специалистом!

Когда клиент находится в хорошем психологическом состоянии, то он на своей фотографии, выглядит так же, как и в своей жизни.Твоя задача, - передать его психологическое состояние. Этим искусством , ты обязан владеть в совершенстве.

Слова заведующего оказались пророческими. Я стал  как говорят в таких случаях: " Классным специалистом". Заведующий не скупился на похвалу: - Ты нас с Димкой "перещеголял". Ольга Михайловна говорит: - Клиенты приходят и с порога спрашивают:- Кто на съёмке стоит? Если ты отдыхаешь, то разворачиваются и  уходят из фотографии. Молодец, Санёк! Так держать! 

***

Работа в фотопавильоне оказалась далеко нелёгкой. В тот год был обмен паспортов. А поэтому мы несколько месяцев работали без выходных. Дело доходило до того,что все свободные места в фотографии были задействованы: везде были разложены и развешаны негативы или фотографии для просушки.

В один из таких напряженных дней заведующий предложил нам с маленьким Дмитрием посчитать на негативах количество сфотографированных мною клиентов.

Результат был просто ошеломляющим: За  день я сфотографировал больше  тысячи человек. К концу рабочего дня в павильон  еще пришли восемь человек.
 
- Саня, -заведующий протянул мне руку , когда мы расходились по домам,- я просто восхищён твоей работой. При таком количестве людей, ты работаешь качественно, без брака. Клиенты тобой не нахвалятся. Я не один раз слышал , как некоторые из них говорили: - Первый раз на фотографии, я себе нравлюсь! Ты оказался способным учеником. Молодец! Который месяц мы работаем без выходных. В фотографии нас работает пять человек. Мы перевыполняем план в два раза. Фотография от него имеет всего лишь двадцать один процент. Чтобы заработать двести рублей, мы все работаем на износ.
Я прихожу с работы домой, и падаю на кровать от усталости. Мы с Димкой, в отличии от тебя, можем и сидя поработать. Ты, Санёк, если быть честным, всех нас обрабатываешь. Всему коллективу даёшь работу. Недавно был в конторе, наряды сдавал. Ходят слухи, что с фотографий снимут два процента.

Услышал я и мне стало плохо. Мы и так работаем на износ! Почему в "Службе Быта" не ценят труд людей? Наверное, нам не стоит удивляться! В конторе не пройдёшь. Сколько развелось инженеров? А им всем нужно платить зарплату! Кушать-то все хотят!  Рядом с конторой строят двухэтажное здание. Построят его, и контора туда переедет. А с кого берут деньги на строительство? На какие шиши строят новую контору? Нам мозги парят, они расценки срезают, из-за перерасхода заработной платы!
Работягам приходится отвечать за чужую жадность! Срежут расценки-уволюсь!

***

В один из августовских дней, Ольга Михайловна ровно в двенадцать часов дня зашла в съёмочный павильон. Я только что обслужил последнего клиента и хотел идти на обед . Фотография наша закрывалась на обеденный перерыв, который длился ровно час.  Её полное округлое лицо выглядело не только взволнованным, но очень удивлённым.

-Саша! Уф!- она выдохнула воздух из груди и вопросительно смотрела на меня серыми глазами, в которых  застрял вопрос.

- Даже не знаю, что сказать. Время обед.  Два  Димки уже ушли на обед .  Мы тоже хотели с Натальей Ивановной обедать. Я хотела  закрывать фотографию на обед На окно поставила табличку:" Обед с 12ч. до 13ч.". И тут в фотографию к нам входит такой солидный мужчина, что у меня язык не повернулся ему сказать о том, что у нас, в фотографии обеденный перерыв. У него на нагрудном кармане орденская колодка. Боевой дядечка. Участник войны. На нём  шикарный костюм. Оказывается, он академик. А ещё он поэт. Как я смогла бы сказать ему:- У нас обед?  Что мне  сказать ему?

- Ольга Михайловна! - я улыбнулся,- пригласите клиента в съёмчный павильон. Я немного задержусь с обедом. Не каждый день к нам в фотографию приходят такие заслуженные люди. Сейчас, приготовлю камеры к работе.

- Здравствуйте! - проговорил вошедший мужчина, о котором мне только что рассказывала наш кассир. На нём был надет очень дорогой костюм коричневого цвета. На нагрудном кармане костюма укреплена была орденская колодка боевых наград. Кроме этих наград на его пиджаке был какой-то академический значок. Так что Ольга Михайловна оказалась права. Нужно заметить, она редко ошибалась в людях.
 
По внешнему виду полному мужчине, который  после моего приглашения присел на один из стульев, было лет пятьдесят. Пока он сидел и смотрел на фотокамеру, стоящие возле неё включенные софиты я незаметно смотрел на него.

-Вы, Саша?- нарушил  молчание мой клиент,когда я подошёл к фотокамере.

Получив утвердительный ответ,он радостно улыбнулся и заговорил: - Мне мои друзья сказали: " Только возле железнодорожного вокзала тебя сфотографируют хорошо. Фотографа зовут Саша. Если в павильоне будет работать другой мастер, спроси про Сашу. Не торопись. Когда он будет на съёмке придёшь к нему".

Я улыбнулся : - Мне приятно слышать от вас такие слова. Простите меня! Скажите  мне, пожалуйста ваше имя и отчество. Нам предстоит немного поработать. Мне придётся обращаться к вам даже за помощью.

Я совершенно не зря сказал клиенту о том,что мне предстоит к нему обращаться за помощью.
Мой клиент был полным. Живот у него был круглым, но он не портил его внешний вид   так, как это делал тройной подбородок. Я сразу же обратил на него внимание. И знал точно о том, что мне нужно делать.

- Меня звать Валерий Николаевич,- представился мой клиент.
 
- Очень приятно!- я улыбнулся ему.

-Валерий Николаевич!-Я правой рукой указал ему на свободное место возле щита с натянутой на нём белой  белой материей ,- пожалуйста встаньте перед этим  щитом. Он является фоном при съёмке.

- Встали! Спасибо!-говорил  я, когда клиент стоял на указанном месте.

 - Я хочу сфотографировать вас хорошо. Вы себе понравитесь на фотографии . Но без вашей помощи, мне не обойтись.

- Саша! - проговорил мой клиент,- командуйте!

- Спасибо! -я  обрадовался и продолжал готовится к съёмке. - Валерий Николаевич! Во время съёмки, вы будете стоять. Вы догадываетесь,почему?

 -Догадываюсь.Спасибо тебе, Саша! Ты хочешь меня сфотографировать так, чтобы подбородок не бросался в глаза?

-Вы правильно меня поняли, Валерий Николаевич!..После этих слов я навёл на него светильники.

-Постарайтесь себя вести так, как если б этих софитов не было. Я установлю камеру на высоте вашей груди. Вас ничто не должно удивлять и смущать. Правильно сказано: " Искусство требует жертв".

Вскоре я установил фокусное расстояние по зрачкам глаз клиента и правой рукой прикоснулся к колпачку, который закрывал фотообъектив. Мне оставалось убрать его с объектива на секунду и снова закрыть его, чтобы  сфотографировать клиента.

-Валерий Николаевич!- я смотрел на него и видел, что мой голос гипнотизирует его. - Всё замечательно. Спасибо вам! Смотрим в  объектив, не напрягаясь. Что-то и в самом было гипнотическое в моём голосе, потому что его лицо разгладилось от морщин и выражало спокойствие.

- Саша!-мой клиент улыбнулся смущённой улыбкой. -  Сфотографируйте меня ещё!

- Хорошо!  Я улыбнулся и ещё раз сфотографировал  его.

- У меня будет к вам просьба:-  Сфотографируйте меня на художественное  фото.
 
- Хорошо, Валерий Николаевич! Повернитесь ко мне боком. Замечательно. Чуть приподняли голову.Расправили плечи. Смотрим в объектив. Спасибо, - говорил я моему клиенту, когда фотографировал его на художественное фото.

- Саша! Вы сегодня сможете сделать мне фотографии? Я в долгу не останусь.
 
-Валерий Николаевич! Нам от вас ничего не нужно. Вы-заслуженный человек. Вы -  участник Великой Отечественной войны. Я был счастлив познакомиться с вами. Приходите в  два часа за своим заказом. До свидания.

- Ольга Михайловна,- говорил я  нашей кассирше,- ребятам передайте , чтобы они в срочном порядке выполнили этот заказ. Негативы лежат на столе в зарядной.

-Саша! Ты молодец!-  скоро хвалил меня заведующий, -ты на отлично  сфотографировал клиента. Он так нас благодарил! Взял водки. Мы выпили с ним, но денег за работу с него не взяли. Он хотел с тобой выпить, а мы сказали ему, что ты совсем не употребляешь спиртное. Скажу честно, он академик и известный поэт! Ты не подвёл нас. Молодец! Я в тебе  не сомневался никогда!  Вот что значит моя школа и твой талант фотографа.