А.Грамши (1891-1937), основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 году, заключен в тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии в 1934 и умер в 1937 году. В начале 1929 года ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд «Тюремные тетради». Впервые опубликован этот труд был в Италии в 1948-1951 годах, в 1975 году вышло четырехтомное научно-критическое издание с комментариями.
На русском языке издана примерно четверть «Тюремных тетрадей», а с начала 70-х годов, когда началась пока ещё скрытая подготовка к перестройке, в СССР на имя Грамши и его труды идеологи КПСС наложили запрет. Поводом для изъятия Грамши из читательского и научного оборота послужили его, якобы, глубокие расхождения с Лениным.
«Тюремные тетради» Грамши являются важным вкладом почти во все разделы гуманитарного знания - философию и политологию, учение о человеке, культурологию и педагогику. Этот вклад Грамши сделал, развивая марксизм и осмысляя опыт протестантской Реформации, Французской революции, русской революции 1917 года - и одновременно опыт фашизма. Он создал новую теорию государства и революции - для современного общества, сделал крупные открытия общенаучного значения.
Сегодня с помощью теорий Грамши изучается очень широкий диапазон социальных явлений. Прагматическое западное обществоведение считает обязательным при анализе любого важного общественного процесса «прокатать» проблему еще и в понятиях методологии Грамши.
Один из ключевых разделов труда Грамши - учение о гегемонии. Вот, кратко, суть этого учения, хорошо объясняющего суть подготовки и всего хода Перестройки в СССР.
Государство, какой бы класс ни был в нем господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией.
Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения». Более того, гегемония предполагает не просто согласие, а благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Грамши дает такое определение: «Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых».
Речь здесь идет о фундаментальных явлениях, на которые опирается политика современного Запада: как править неявно, с помощью «подвижного равновесия» временных блоков различных доминирующих социальных групп, используя «ненасильственное принуждение» (включая так называемую массовую или народную культуру), так, чтобы манипулировать подчиненными группами против их воли, но с их согласия, в интересах крошечной части общества.
Если главная сила государства и основа власти господствующего класса - гегемония, то вопрос стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома (революции) сводятся к вопросу о том, как достигается или подрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? Каковы «технологии» процесса?
По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - это «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка.
Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это - не внезапное, озарительное изречение некой исключительной, всеобъемлющей истины. Напротив, это длительный процесс, включающий в себя постепенное и последовательное издание книг, брошюр, журнальных и газетных статей, телевизионных и радиопередач, разговоров и споров, анекдотов и слухов, которые без конца повторяются. В своей гигантской совокупности они вместе образуют то усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, которая необходима, чтобы получилось действие, скоординированное и одновременное во времени и географическом пространстве».
Вспомните, как такое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в сознании «совка» было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония «приватизаторов». Вся эта «революция сверху» (по терминологии Грамши «пассивная революция») была в точности спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии в культурное ядро.
Советник Ельцина философ и профессор МИНХ А.И.Ракитов откровенно писал в академическом журнале: «Трансформация российского рынка в рынок современного капитализма требовала новой цивилизации, новой общественной организации, а следовательно, и радикальных изменений в ядре нашей культуры».
Для установления (или подрыва) гегемонии в культурном ядре надо воздействовать не на теории противника, а на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. «Массы как таковые, - пишет Грамши - не могут усваивать философию иначе, как веру».
Грамши утверждал, что за обыденное сознание простого человека должны бороться как силы, защищающие свою гегемонию, так и «революционные» силы. И те, и другие имеют шанс на успех, ибо культурное ядро и обыденное сознание не только консервативны, но и изменчивы. Та часть обыденного сознания, которую Грамши назвал «здравый смысл» (стихийная философия трудящихся), открыта для восприятия коммунистических идей. Здесь - источник «освободительной гегемонии». Если же речь идет о буржуазии, стремящейся сохранить или установить свою гегемонию, то ей важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять, внедряя в сознание фантастические мифы.
Кто же главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии? Ответ Грамши однозначен: интеллигенция.
И здесь он развивает целое учение о сути интеллигенции, ее зарождении, роли в обществе и отношениях с властью. Главная общественная функция интеллигенции - не профессиональная (инженер, ученый, священник и т.д.). Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции.
Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. Грамши пишет: «Интеллигенты служат «приказчиками» господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления».
Правда, всегда при всех радикальных изменениях в обществе остается часть интеллигенции, которую Грамши называет «традиционной» - та интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию, но не сменила знамя. Обычно новая, получившая гегемонию группа старается ее приручить. Кроме того, общественные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, порождают собственную интеллигенцию, которая и становится главным агентом по воздействию на культурное ядро и завоеванию гегемонии.
Это - очень короткое и упрощенное изложение некоторых пунктов учения Грамши. Но из этого изложения видно, насколько плодотворной и обширной является эта концепция.
Грамши был одним из тех, кто заложил основы нового обществоведения, преодолевшего истмат (в его и марксистской, и либеральной версии). Недаром его имя называют в одном ряду с именами очень популярного на Западе и не оцененного в СССР русского философа и мыслителя М.М.Бахтина (1885-1975), одного из самых влиятельных мыслителей современности француза М.Фуко (1924-1984) и других новаторов в философии. Грамши - один из первых философов, которые почувствовали истинную научную картину современного мира и перенесли ее главный дух в науку об обществе.
Опираясь на теорию Грамши, культурологи объясняют роль вещи («ширпотреба» в самом широком смысле) в установлении и поддержании гегемонии буржуазии в западном обществе.
Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живет средний человек. Они несут «сообщения», оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание. Если же вещи проектируются с учетом этой их функции как «знаков» («информационных систем, состоящих из символов»), то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании обыденного сознания. Специалисты особо отмечают способность этого механизма к эффективной «стандартизации и сегментации» общества.
Стандартизация и сегментация - важные условия гегемонии в гражданском обществе. При этом требуется сохранять и «атомизацию», индивидуализацию людей, но в то же время надо соединять «сегменты» связями, не приводящими к их органическому единству - безопасными для гегемонии. Как показали исследования по методологии Грамши, эффективным средством для этого, например, в США стал спорт. Он порождал такие символы и образы, которые связывали мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями самые разные сегменты общества - от негритянского дна до буржуазной элиты. Спорт создавал особый срез общей массовой культуры и обыденного сознания.
Очень интересны исследования отдельных более частных случаев, когда противостоящие силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу. Например, методология Грамши хорошо вскрывает суть деятельности созданной по инициативе Н.Рокфеллера «Трехсторонней комиссии» под руководством З.Бжезинского. Это - одна из самых закрытых и влиятельных организаций теневого «мирового правительства». В нее входит около трех сотен членов из США, Европы и Японии. Цель - стабилизировать новый мировой порядок, добившись беспрепятственного доступа транснациональных корпораций во все страны мира, особенно в их финансовую сферу и энергетику.
Для нас важно то, что эта теневая организация смогла мобилизовать во всех главных странах влиятельные силы для воздействия на общественное мнение так, чтобы «неприятные» последствия ее деятельности вообще исчезли из публичных дебатов. Эти силы (ученые, пресса, «духовные лидеры») смогли в мировом масштабе так повлиять на обыденное сознание, что люди как бы перестали видеть очевидное. У них отключили «здравый смысл».
Совершенно в логике учения Грамши, начиная с 60-х годов прошлого века, либеральной интеллигенцией велся подрыв гегемонии социалистических сил в странах Восточной Европы.
Известны и более близкие по времени примеры: манипулирование сознанием мировой общественности перед вторжением США и НАТО в Ирак, скоординтрованный поток лжи о событиях 2008 года в Южной Осетии, и уж совсем недавние – свержение Мубарака в Египте, Каддафи в Ливии, попытки свергнуть Асада в Сирии.
Примечание: Использована книга С.Г.Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»