Посильный вклад - в борьбу за здоровье нации

Вера Никонина
Людмила Петровна недавно стала одинокой бабушкой или, как она теперь говорила, бабушкой-одиночкой. Конечно, Людмила Петровна была рада тому, что дочка Любочка нашла свое семейное счастье и переехала жить к новому мужу, забрав внучку. Но уж очень одиноко стало в ее доме, который, кроме того, пришлось сменить. Большую трехкомнатную квартиру легко продали. Людмила Петровна переехала в заново отремонтированную «двушку» в более престижном районе. Обретенной свободой она быстро стала тяготиться.

Как много хлопот было у нее еще совсем недавно. Работала, помогала дочке ухаживать за внучкой, вела хозяйство. Пару лет назад, когда внучка Танюша пошла в школу, работу пришлось оставить. Нужно было отводить девочку на занятия, вовремя забирать, кормить, помогать с уроками. Энергии Людмилы Петровны хватало на все. А главной ее заботой всегда было здоровье домочадцев.

В доме Людмилы Петровны не курили. Сама она, будучи еще студенткой, пробовала курить, но, наверное, за все годы учебы не выкурила и пачки сигарет. Да и случалось такое только на вечеринках или в компании с одной из ее подруг, которая так втянулась, что могла закурить на улице, шокируя окружающих. В семидесятые годы такая бравада была редкостью.

Теперь курят повсюду и все, начиная с детей младшего школьного возраста. Но и антитабачной пропаганды прибавилось. И именно под ее влияние подпала Людмила Петровна. Нет, она далеко не всегда делала замечания людям, курящим на остановках, где ей приходилось ждать транспорт. Но Людмила Петровна стала испытывать настоящее страдание, если в трамвай входил насквозь прокуренный пассажир и обдавал ее никотиновым облаком. Дым преследовал ее повсюду: на балкон выходил курить сосед, и было невозможно оставлять открытым расположенное рядом с балконом окно Танюшиной комнаты; курили в подъезде; курили в любимом кафе,  одна половина которого отводилась, правда, некурящим, но и в нее перетекал ненавистный дым. И Людмила Петровна начала свою борьбу за чистый воздух.

В своем подъезде она расклеила распечатанное на принтере стихотворение, которое как-то само собой сложилось у нее в голове. Ей оно нравилось настолько, что приходила мысль, а не предложить ли его в качестве социальной антиникотиновой рекламы:

Кто дымит в подъезде нашем,
Тот вредит детишкам: Маше,
Рите, Пете,
Виолетте.
Перечислить всех не сможем.
Нас, соседей, дым тревожит!
ЭТО ОЧЕНЬ НЕКРАСИВО –
ЗАСТАВЛЯТЬ КУРИТЬ
П А С С И В Н О !!!

Но чуда не случилось. В подъезде по-прежнему на площадках висели консервные банки для бычков; курящие соседи выходили из лифта с сигаретой в зубах и успевали, идя к дверям, сделать пару затяжек: подождать минутку до выхода на улицу им было уже невтерпеж.

Людмила Петровна не сдавалась. Новое стихотворение, вернее, четверостишие она пыталась пристроить на форум местной газеты, но, увы, оно так и не увидело свет.

Не нравится зависимому вслед идти,
Когда другого тротуара нет.
А он дымит, и дымом сигарет
Мои дыхательные полнятся пути.

Домочадцы к поэтическим опытам Людмилы Петровны отнеслись с уважением, да и ее активность в борьбе с курильщиками поддерживали. Но вот переехала Людмила Петровна в новый дом. Ее окружают такие же любители подымить, что и прежние соседи. Правда, будто в помощь Людмиле Петровне Государственная Дума приняла антиникотиновый закон, который, однако, неизвестно когда заработает, да и заработает ли? И, вообще, поубавилось у нашей героини прыти вести неравную борьбу с вредными привычками соседей. Ради кого? Любочка и Танюша живут в прекрасном доме на просторном зеленом участке. Муж не только обеспеченный, но и некурящий. Красота! Сложила руки Людмила Петровна, ради себя она не привыкла стараться.

Но вот однажды Любочка обнаружила в Интернете стихотворение, название которого «Не курить» привлекло ее внимание. Зная «никотиновый» пунктик своей матери, дочь показала ей это произведение Симы Радченко (http://www.stihi.ru/2013/09/17/9441). Строчки стихотворения сразу запали Людмиле Петровне в душу. Какая искренняя тревога за близкого человека, видимо, яростного курильщика! Какая жажда помочь ему, спасти! Людмиле Петровне даже стало немного стыдно за свою «антиникотиновую рекламу». Четверостишье для газеты показалось верхом эгоизма: никакой жалости к зависимым от табака людям, только забота о своем здоровье.

Все же, когда схлынули первые чувства, Людмила Петровна смогла услышать и в стихотворении «Не курить» эгоистические нотки, ведь его героиня страшится остаться одна («Выкуривай, выковывай мне вдовство»). Но как сильно сказано и об этой перспективе: «убитая безвременной разлукой»…

Прошло несколько дней. Людмила Петровна почувствовала, что к ней возвращается былая энергия. Пусть дочь и внучка теперь редко приезжают, но им она будет всегда нужна и дорога. Так почему бы и не озаботиться своим здоровьем, почему бы снова не включиться в борьбу с курением? И вот уже печатает Людмила Петровна призыв к соседям беспокоиться о Рите и Пете, готовит обойный клей для расклейки своего плакатика. Не пожалела она денег и на распечатку на цветном принтере (у самой он старенький, для черно-белой печати) изображения легких курильщика в сопоставлении со здоровыми легкими. Устрашающая картинка! С ней Людмила Петровна пока повременит, чтобы не пугать детей подъездных «куряк». А с другой стороны, не на них ли теперь вся надежда? Это они должны сказать, пусть и не так драматично и поэтично, как Сима Радченко: «Папа, мама, не курите, берегите себя!»

В общем, внесет Людмила Петровна свой посильный вклад в благородное дело оздоровления общества. А себе присматривает она уже «мойку воздуха» или какой-нибудь другой воздухоочиститель покруче…



О борьбе героини с другими напастями смотрите здесь: http://www.proza.ru/2014/10/28/577
http://www.proza.ru/2016/07/06/1514