2. 027а Джон Мильтон

2.027а Джон Мильтон
(1608—1674 гг.)


Мы, ничтожные! какой же путь мне выбрать для полета:
Сраженья вечного иль вечного отчаянья?
Куда б ни полетел, я окажусь в Аду; ведь Ад — я сам.


Джон Мильтон родился 9 декабря 1608 г. в Лондоне в семье преуспевающего нотариуса, убежденного пуританина. Отец сочинял музыку для библейских псалмов, занимался литературой и всячески поощрял поэтическое и общее развитие сына.

В девять лет Джон уже поражал взрослых возвышенными стихами. В Грамматической школе св. Павла мальчик до полуночи корпел  над уроками, чем заметно ухудшил и без того слабое зрение, а подчас испытывал сильную головную боль.

В 1632 г. по окончании Кембриджского университета Джон стал магистром искусств. Любимым занятием юноши было переложение псалмов на стихи. В университете он написал лирический диптих «Жизнерадостный» и «Задумчивый», а также драматическую поэму «Комус», а затем пьесу «Лисидас», одобренные взыскательной публикой. Его отмечали и как композитора.

В течение следующих пяти лет в деревенском имении отца близ Лондона Мильтон штудировал классиков, Священное писание и сочинял сонеты.

В 1638 г. поэт отправился в путешествие в Рим, Неаполь, Флоренцию. Знание древних языков, свободный итальянский, общая эрудиция обеспечили ему и в Ватикане, и в научных и литературных кругах Италии восторженный прием. Мильтон обещал новым друзьям, среди которых был Галилей, оставить «потомству памятник, достойный того, чтобы быть сохраненным».

Через полтора года он вернулся на родину, сотрясаемую народными волнениями и раздираемую политическими страстями. Король Карл I фактически отстранил парламент от государственных дел, а в церквах архиепископ Кентерберийский Лоуд люто искоренял пуританство.

Оказавшись в гуще борьбы партий и движений, Мильтон выступил против епископальной церкви и опубликовал памфлет «О Реформации в Англии и причинах, задержавших ее», а следом еще четыре. В них он изобличал и осуждал связь епископата с государственной властью, как порочащую чистоту религии и опасную для гражданской свободы.

Крайние церковники скупали памфлеты и уничтожали их, обрушив на памфлетиста лавину травли и клеветы. Мильтон устоял, зато из Палаты лордов убрали всех епископов.

В 1643 г. Мильтон женился на Мэри Пауэлл. В день свадьбы пронзительный ветер перемен сдул покров безмятежности с его обеспеченной жизни. Родня жены была истово роялистской, Джон — пуританином. Нашла коса на камень. Семья стала ареной политических страстей. Мэри сбежала к родителям. Джон в отчаянии написал трактат «О разводе».

Вскоре Мильтон распространил «Речь в защиту печати», в которой во всеуслышание заявил о праве на свободомыслие и свободу прессы. После этого часть цензоров отказалась от своей должности, а цензура была резко ограничена. Тогда же поэт написал три сонета, прославляющих мужество, доблесть и разум лидеров парламента — Кромвеля, Ферфакса и Вейна Младшего.

Когда дела роялистов стали совсем плохи, к Джону вернулась Мэри, и Мильтон, пользуясь своим несомненным влиянием в стане пуритан, верный семейному долгу, не только принял ее, но и оказал существенную поддержку родне супруги.

После этого Мильтон на четыре года отошел от общественных дел и занялся сбором материала для «Истории Британии» и написанием трактата «О христианском учении».

После казни в 1649 г. Карла I все монархии Европы ополчились на убийц помазанника Божия, посягнувших, таким образом, на Божью волю и на прерогативу королей — самим казнить и миловать. Мильтон мгновенно отреагировал на этот главный вопрос времени памфлетом «Должность королей и судей», всецело одобрив позицию республиканцев.

Кромвель не замедлил оценить такую весомую поддержку своей политике, и Госсовет тут же пригласил Мильтона на должность секретаря министра иностранных дел для переписки на иностранных языках.

Писателю пришлось с ходу отражать нападки на правительство. Первым вышел блистательный памфлет «Иконоборец», в котором было обосновано осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства. Затем вышли еще три апологии казни самодержца.

Мильтон, одобряя развитие честного бизнеса, защищая парламент и права человека, выступал за полную независимость Церкви от государства. Его слава как поэта и правозащитника разнеслась по всей Европе. Враги же лелеяли коварные замыслы; в Париже и Тулузе сожгли его книги.

В 1652 г. на Мильтона обрушилась череда бед: умерли его жена и годовалый сын, а сам он ослеп.

Продолжая исполнять свои обязанности секретаря Госсовета (ему помогали в этом чтецы и переписчики), писатель пробыл в этой должности еще несколько лет.

Но, как Эдип, потеряв зрение, он прозрел. Кромвель стоил короля, республиканцы оказались такими же мерзавцами, как и монархисты. Любая власть, от Бога она или не от Бога, — безбожна по своей сути. Ну а толпу, как всякую слепую инертную массу, потянуло в противоположную сторону — к Реставрации.

Однако Мильтон продолжал в двух памфлетах («Защита английского народа») выступать последователем тираноборческих теорий и поборником суверенитета английской республики.

Памфлеты, принесшие публицисту европейскую славу, какое-то время еще тешили его гордыню, но разочарование в политике было неизбежным.

Уйдя в отставку, Мильтон от обрушившегося на него одиночества решился на новый брак — в 1656 г. он женился на Катарине Вудкок. Однако несчастья не оставили его: через полтора года супруга скончалась.

К концу 1650-х гг., после смерти Кромвеля, революционный порыв масс ослаб, но Мильтон даже «в отставке» боролся до потери сил, в памфлетах предостерегая обманутую толпу от возвращения к рабству. А для успокоения собственной души он в это время переводил псалмы и сонеты.

В 1660 г. Карл II Стюарт высадился в Дувре как король Англии. Мильтон не унимался и продолжал бесстрашно возвышать голос за сохранение принципов свободы совести и прав человека.

За сотрудничество с Кромвелем его бросили в тюрьму, а все его памфлеты публично сожгли. Писателя ждала виселица, но он не стал искать примирения с реакцией и писать покаянных писем.

Помогли друзья да состояние здоровья, которое ухудшилось катастрофическим образом. Мильтона выпустили на свободу, но лишили службы. Реставрация Стюартов принесла ему полное разорение, но еще тяжелее был для писателя разгром его партии.

Мильтон отошел от общественных дел и стал вести отшельническую жизнь. Углубился в религию и приступил к созданию поэм на библейские темы.

Без особого энтузиазма, но ему помогали обе дочери. Они читали отцу непонятные им тексты на латыни и древнееврейском языке, которые отливались у него в голове в звенящие металлом строки.

Несмотря на слепоту и подорванное здоровье, Мильтон на старости лет нашел в себе силы для семилетнего изнурительного труда. В 1667 г. вышла в свет поэма «Потерянный рай», а через четыре года — «Возвращенный рай». Свой творческий путь поэт завершил блестящей трагедией «Самсон-борец».

Последний год жизни Мильтон не вставал с постели и находил утешение лишь в музыке и в книгах, которые ему читали дочери.

Скончался поэт в 1674 г. и был похоронен в церкви св. Джайлса, рядом со своим отцом.

Творения Мильтона очень медленно пробивали дорогу к читателю, увидевшему в них «Божественную комедию» Данте в протестантском исполнении.

Воздействие Мильтона на развитие европейской поэзии ощущалось до середины XIX столетия. В России ни одно западноевропейское поэтическое произведение не издавалось так часто и так много, как «Потерянный рай».

Сам поэт тоже проявлял интерес к России. «Краткая история Московии» была опубликована им в 1682 г.

На русский язык Мильтона переводили E. Люценко, Ф. Загорский, E. Жадовская, А. Зиновьев, С. Писарев, А. Шульговская, H. М. Бородин, А. Штейнберг и др.

P.S. Истинная поэзия свежа вечно, а как обстоит дело с публицистикой?

Обратимся к Мильтону:

«Нация, которая не может управлять собою, но отдает себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а против своей воли».

Свежо, хотя и верится с трудом, что написано 350 лет назад.

* * *

Портрет http://library.com.ua/lib_img/a22_1694693711.jpg


Рецензии
Хорошо написано. Слов нет - талант ваш на лицо.

Капаев Владимир   18.06.2018 08:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.