6. Дедуля Университетские рассказики

Владмир Пантелеев
Дедуля.

       Случилась в моей преподавательской практике такая история. По времени она относится к семидесятым годам прошлого уже века, когда я и преподавал в университете. Как-то, в начале семестра стал я читать лекции и проводить лабораторные работы с новой группой студентов вечерников. Группа небольшая, двадцать человек и все женщины. Как ни сосчитаю, больше девятнадцати не набирается. Спрашиваю:

  -Кого сегодня нет?

  - Дедули только, - отвечает староста группы. И так на нескольких занятиях подряд. Недели через две, а я задержался минут на пять после звонка, срочно надо было решить один вопрос с нашей лаборанткой, захожу в аудиторию, смотрю, за первой партой сидит мужчина возрастом лет под шестьдесят. Перед ним конспект раскрыт и авторучка.

   Смотрю в аудитории все девятнадцать студенток и один мужчина, обращаюсь, как бы, ко всем:

   Ну, вот, сегодня и товарищ Дедуля пришел! – совершенно искренне произнёс я, думая, что назвал фамилию человека. Аудитория взорвалась хохотом. Мужчина привстал и обратился ко мне:

   - Ничего страшного, Владмир Семёнович, я не обижаюсь, так меня девчата окрестили «дедулей», а фамилия моя Коротков, звать Сергей Валентинович. Если позволите, я в перерыве всё объясню.

   После звонка мы вышли в коридор и встали у окна, здесь и рассказал Сергей Валентинович свою историю:

  - Приболел я малость, две недели на «больничном» пробыл. Вы меня называйте, пожалуйста, при студентах без имени отчества, по фамилии, как всех студентов преподаватели называют. Мне пятьдесят восемь. Я работаю на заводе, в заводоуправлении завхозом. В сороковом году, после школы, поступил в политехнический, а в сорок первом война началась, ушел со второго курса воевать. Определили меня в военное училище, ускоренное. Весной сорок второго я уже лейтенантом на фронте оказался.

    В сорок четвёртом в этих краях меня ранило, здесь и лечился, здесь же и остался после демобилизации по ранению. Женился. Жена моя после школы в госпитале санитаркой служила, там и познакомились. Я восстановился, было, учиться в местном политехническом, да дочь родилась, а через год сын, они погодки у меня. Кормить их надо было, не до учёбы стало.

  А сейчас живём в двухкомнатной «хрущевке». Я, жена, дочь с мужем и двумя детьми и сын с женой, вот-вот, второго тоже родит. Жена с внуками хлопочет, а мне, то, «приткнуться» негде.  А я не пью, не курю, в домино не играю. Друг один мой говорит: « А ты, Серёга, иди в вечерний ВУЗ учиться, попробуй восстановиться. Будет тебе место, где вечера с пользой и интересом коротать».

   Да не тут, то было,  тридцать лет перерыв вышел. В общем, только когда с письмом до Верховного Совета дошел, восстановили. Только почти все предметы пересдавать пришлось, считай, что просто на первый курс без экзаменов взяли. Вот и учусь уже третий год.

  Обещают, что до конца года  получим квартиры. Сначала думал, детям квартиры дадут, учёбу брошу, а теперь втянулся, интересно мне, да и с молодёжью не скучно. Решил заканчивать.

    *  *
  Учился «дедуля» старательно, если не болел, на лекции приходил регулярно, на лабораторных в своих группах считался лидером. Когда пришло время зачётов и экзаменов, попросил:

  - Вы меня при всех спрашивайте, чтобы кривотолков не было. На «тройку» я стабильно отвечу.

   Сдал у меня и зачёт, и экзамен. На пятом курсе приходил ко мне консультироваться по одному из разделов своего диплома. Шутя, обещал зайти с бутылкой после защиты. На выпускном торжественном собрании, когда вручали дипломы, «дедули» не было. А после собрания подошли девочки из его группы. На минуту на их лицах пропало веселье.

  - А вы знаете, что Сергей Валентинович, «дедуля» наш, умер, сердце. За две недели до защиты.

                *  *
  Позже я узнал, что мужу дочери квартиру дали, а сына с женой, двумя детьми и матерью, вдовой Сергея Валентиновича, перевели в символическую очередь на «Улучшение жилищных условий», потому что первым на квартиру, но в отдельной очереди инвалидов В.О.В., стоял инвалид войны Сергей Валентинович, «дедуля». А тогда, ведь, как всё решалось, нет человека – нет проблемы.

      Букулты     2013 год.                Владмир  Пантелеев