Кто нас учит Диалоги

Георгий Кончаков
               

РЕЦЕНЗИЯ
Юрий Козлов о рукописи Георгия Кончакова

Педагогическая поэма нашего времени

(Георгий Кончаков, «Кто нас учит?» (диалоги), 117 стр.)

Прежде всего, довольно сложно определить жанр этого произведения. Автор обозначил его, как «диалоги». Однако содержание «диалогов» по своему смыслу значительно шире, чем житейские разговоры людей (в данном случае - преподавателей, руководителей, кураторов учебного процесса в одном отдельно взятом колледже).Автор разворачивает перед читателем многоуровневую и, увы, крайне неблагополучную картину в этой важнейшей для любого государства сфере. Георгий Кончаков досконально знает системные проблемы учебного процесса изнутри, понимает их принципиальную неразрешимость при утвердившейся в стране (по Марксу),общественно-социальной формации. Через ключевых участников «диалогов», носящих для ясности, помимо имён и фамилий, профессиональные «маркеры»: «Старый историк», «Молодой историк», «Обществовед», «Географ», «Социолог», «Экономист», «Философ»ему удаётся донести свою тревогу до читателя, затронуть важнейшие профессиональные, социальные и психологические проблемы современной российской образовательной системы.
Есть в «диалогах» два персонажа, выполняющих примерно ту же функцию, что знаменитый хор в античных трагедиях – «автор» и «чёрт».«Автор» пытается смотреть на обсуждаемые вопросы с позиций, скажем так, общечеловеческого оптимизма. «Чёрт» выглядит более последовательным и строгим критиком не только существующих (уже повсеместно воспринимаемых как норма) пороков российской школы, перешедшей на так называемую «болонскую систему» с бесконечными тестами и ЕГЭ, но и самой природы людей, увы, тоже несовершенной. В «диалогах» не рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы, а то можно было бы вспомнить Мефистофеля, объясняющего Фаусту устройство мира и человеческого общества.
Манера подачи материала в «диалогах» Георгия Кончакова наводит на отдалённые ассоциации спроизведениями Платона и других древнегреческих философов, с эссе и памфлетами французских просветителей, поэмой Гёте «Рейнеке-лис», даже с прямолинейной русской драматургией времён Сумарокова и Фонвизина.
Можно не сомневаться, что в современной России редкий читатель долетит хотя бы до середины этого интересного, честного, исполненного правды о повседневной жизни преподавательского сообщества текста. Особенно молодой читатель. Характеристики измученного неопределённостью в толковании ключевых фактов прошлого и настоящего России, задёрганного «дистанционкой» и бесконечными тестированиями, привыкшего бездумно скачивать готовые (на любые темы) рефераты из интернета современного студента автор даёт весьма точные и беспощадные. Получаемое сегодня образование – это профанация, как со стороны преподавателей, вынужденных постоянно подстраиваться под колебания идеологических трендов в обществоведении, социологии и исторической науке, так и со стороны студентов, делающих вид, что они учатся, самостоятельно пишут курсовые работы, ведут дискуссии по предлагаемым темам и вопросам.
Российское образование пребывает в системном кризисе не только вследствие случившейся тридцать лет назад «смены вех», переместившей страну из «самого передового и прогрессивного» общественного строя - социализма в «загнивающий» капитализм. Не менее разрушительное воздействие на образование оказали его переход в сферу услуг, уродливая коммерциализация. Это не только превратило в фарс учебный процесс, но и исказило отношения между учителями и обучаемыми, способствовало негативному отбору, как в студенческой, так и в преподавательской среде.
Автор доказательно и убедительно описывает насквозь фальшивую, иллюзорную систему отчётности за проведённые занятия и прочитанные курсы, конъюнктурную систему оценки профессионального уровня педагогов разного рода комиссиями и кураторами. Скользящие, изменчивые, позволяющие с лёгкостью превращать плюсы в минусы и обратно, критерии дают возможность увольнять неугодных, имеющих своё мнение преподавателей, возвышать услужливых карьеристов, держать в «чёрном теле» тех, кто не готов слепо исполнять указания начальства. Как закономерный итог – из колледжа по результатам ежегодной аттестации изгоняются именно самые принципиальные и честные подвижники своего дела.
Весьма колоритен образ директора колледжа – Владимира Индустриановича. Это коммерческий педагог старо-новой формации, усвоивший одновременно аппаратную демагогию позднего советского периода, и умение «делать дела», характерное для нынешнего времени. Миллионер-директор превратил образовательное учреждение в источник доходов, переоборудовав несколько этажей общежития, где когда-то жили иногородние студенты, в сдаваемые в аренду офисные помещения. Освоил он и схему «оптимизации» выделенных на строительные и ремонтные работы государственных средств.
По ходу «диалогов» автор подробно разобрал зыбкость базовых принципов в таких, формирующих картину мира у студентов дисциплинах, как история, социология, философия, экономика. Пожалуй, только за географию можно не волноваться, но исключительно потому, что многие студенты, по словам преподавательницы географии, не только не ориентируются в контурных картах, но и не могут показать, где какой континент.
В сознательно облегчённой, игровой форме автор ставит серьёзный вопрос о будущем России – куда поведут страну кадры, получившие такого рода образование, не знающие точно – был генерал Власов предателем Родины, или же героем, восставшим против сталинского произвола? Следует отметить, что Георгий Кончаков решает основную творческую задачу без публицистического пафоса, по умолчанию признавая, что жестокая история России двадцатого века надолго «забетонировала» многие мировоззренческие противоречия в сознании общества.
Не столь удачен автор в описании чисто человеческих устремлений своих героев. Они в большей степени представляются рупорами для выражения тех или иных идей, иллюстрацией происходящих в колледже событий, нежели живыми, чувствующими и переживающими людьми. Коллизии семейной драмы (уход и возвращение мужа преподавательницы географии Виктории Максимовны, неудачный роман молодого историка Эдуарда Алексеевича с дочкой директора колледжа, внезапное родство – по отцу – изгоняемой из колледжа преподавательницы социологии Валентины Петровны и её гонительницы – председателя комиссии по социальным дисциплинам Татьяны Владимировны) неубедительны и написаны скорее для оживления сюжета. К недостаткам «диалогов» также можно отнести усреднённо-обезличенную речь персонажей. Некоторые, особенно на банкетах, говорят излишне вычурно и многословно.Например:«За таким столом не только приятно посидеть, но и удовлетворить эстетические потребности желудка изделиями изысканной кулинарии». Это, впрочем, не умаляет перечисленных достоинств труда Георгия Кончакова.
Честно говоря, сложно представить себе литературное издание, взявшееся по доброй воле опубликовать произведение «Кто нас учит». Редакторы старых традиционных журналов укажут автору на архаичность и вторичность его литературных приёмов, заметят, что не следует вводить в сюжет «чёрта» после Гёте и Достоевского. Хотя, конечно, при соответствующей доработке «диалоги» могут пойти по разделу «публицистика». В этом случае автору, возможно, имеет смысл поменять комментирующих содержание диалогов «чёрта» и «автора» на «пессимиста» и «оптимиста».
В общем, можно сказать, что Георгий Кончаков написал очень нужное обществу произведение, но избранные им тема и форма исполнения, делают это произведение слишком неожиданным для массового читателя. Люди, разбирающиеся в проблемах современного образования, прочитают его с интересом, не отвлекаясь на драматургические «надстройки», ценя мысли автора, отдавая дань его знанию и пониманию ситуации в российской школе. Но большинство «сломается» на терминах типа «цикловая комиссия», или «срезовые работы». Противоречие между непривычной литературной формой и серьёзностью содержания, к сожалению, затруднит публикацию «диалогов» в литературных изданиях, но, возможно, не воспрепятствуют их публикации в изданиях тематических, или в сборниках о проблемах современного образования.

Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»
27.12.2020

КОММЕНТАРИЙ Георгия Кончакова на РЕЦЕНЗИЮ Юрия Козлова
Обращаю внимание читателей на Литературный портал Pechorin.net. Организаторы портала за умеренную плату предоставляют возможность  писателям находить рецензентов и издателей, содействуют публикациям в лучших литературных изданиях. С правилами можно ознакомиться на сайте Pechorin.net.
Юрий Вильямович Козлов не только редактор, он – писатель. В Путеводителе русской литературы Чупринова, редактора журнала «Знамя», его характеризуют как лучшего современного прозаика России. «Первым номером современной прозы»   называет Козлова писатель Виктор Пронин.
Мне повезло, что писатель такого ранга согласился написать рецензию на моё произведение.
1) Полностью согласен с указаниями на неудачи  в изображении героев повести, их человеческих качеств, с рекомендациями писателя Юрия Козлова.
2) Что касается усреднённо-обезличенной речи персонажей, обращаю внимание читателей, что перед нами преподаватели, которые в повседневной жизни говорят книжным языком, языком учебников. При этом попробую в дальнейшей работе над произведением сделать речь каждого персонажа индивидуальной, отличающейся от языка коллег.
3) Бытовые сцены были внесены в текст в связи с написанием киносценария.
4) О вычурной речи: «За таким столом не только приятно посидеть, но и удовлетворить эстетические потребности желудка изделиями изысканной кулинарии». Рецензент не обратил внимания, что этой фразе предшествует: «Постарались наши женщины, стол не уступает царскому: не в пример столу Ивана Грозного с икрой заморской – кабачковой, у нас бутерброды с икрой натуральной – красной».
Напоминание об эпизоде из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Так что фраза произнесена иронически, с сарказмом.
5) Абсолютно согласен  с заключительным выводом, «Диалоги» написаны настолько непривлекательно, что редкий читатель дойдёт до середины. 

                Аннотация

          В этой истории нет главного героя. Преподаватели социальных дисциплин рассуждают о состоянии преподавания в колледже, падении уровня образования в стране. Выказывают недовольство наплывом студентов, принятых за взятки. Возмущены действиями администрации государственного учебного заведения, возглавляемого директором-диктатором.
          Все они разные по образованию и жизненному опыту, личным качествам и целеустремлённости. Не все работают с полной отдачей, не у всех получается, как хотелось бы. Каждый преподаёт, как умеет. Но все едины в стремлении научить, передать детям то, чем владеют.
          Автор ставит перед читателем вопросы:
-    кто занимается обучением и воспитанием наших детей?
-    как справляются со своим предназначением учителя?
-    парадокс: откуда берутся образованные люди и хорошие специалисты при
     несовершенном составе учителей?
     Ответы в книге. Вероятно, у читателя найдутся свои варианты ответов на поставленные вопросы


                Бесчисленным, малоизвестным,
                малозаметным, малопризнанным,
                безымянным рядовым
                педагогического фронта
                П О С В Я Щ А Е Т С Я




С о д е р ж а н и е

Д и а л о г  1А.  Срезовые работы
Д и а л о г  1Б.   Срезовые работы
Д и а л о г  2А.  Родительские собрания
Д и а л о г  2Б.   Родительские собрания
Д и а л о г  3А.  День учителя
Д и а л о г  3Б.   День учителя
Д и а л о г  4А.  Аттестация
Д и а л о г  4Б.   Аттестация
Д и а л о г  5А.  Предметная неделя
Д и а л о г  5Б.   Предметная неделя
Д и а л о г  6А.  Открытый урок
Д и а л о г  6Б.   Открытый урок 
Д и а л о г  7А.  Интернет-экзамен
Д и а л о г  7Б.   Интернет-экзамен
Д и а л о г  8А.  Педагогическая конференция
Д и а л о г  8Б.   Педагогическая конференция
Д и а л о г  9А.  День защитника Отечества
Д и а л о г  10А. Аттестация колледжа
Д и а л о г  11А. Тарификационная комиссия
Д и а л о г  12А. Проводы
Д и а л о г  13.  Заключительный
               

 Участники диалогов:

Татьяна Владимировна - председатель цикловой комиссии социальных
          дисциплин колледжа, преподаватель правоведения, 45 лет.
          В диалогах для краткости и чтобы читателю легче было
          разобраться в персонажах, именуется - П р е д с е д а т е л ь.

Олег Александрович - преподаватель истории, 70 лет.
          В диалогах - С т а р ы й  и с т о р и к.

Эдуард Алексеевич - преподаватель истории, 28 лет.
          В диалогах - М о л о д о й  и с т о р и к.

Павел Сергеевич - преподаватель обществознания, 26 лет.
          В диалогах - О б щ е с т в о в е д.

Виктория Максимовна - преподаватель географии, 30 лет.
          В диалогах - Г е о г р а ф.

Лидия Михайловна - преподаватель основ экономики, 50 лет.
          В диалогах - Э к о н о м и с т.

Валентина Петровна - преподаватель основ социологии и
          политологии, 47 лет.
          В диалогах - С о ц и о л о г.

Андрей Гаврилович - преподаватель основ философии, 50 лет.
          В диалогах - Ф и л о с о ф.

В е р о н и к а – невеста Эдуарда Алексеевича, дочь директора колледжа, выпускница экономического вуза, 24 года.

Упоминаются в диалогах:

В л а д и м и р  И н д у с т р и а н о в и ч, директор колледжа.
И с и д о р  А п о л и н а р и е в и ч, заместитель директора по учебной работе.
С т е п а н и д а  А г а ф о н о в н а, заместитель директора по воспитательной работе.
Р о к с а н а  А р и с т а р х о в н а, заведующая учебной частью.
А г н е с с а  С п и р и д о н о в н а, заведующая методическим кабинетом.
Л ю д м и л а  Ф и л и м о н о в н а, заведующая отделением электротехников-механиков.
Е в ф р о с и н и я  А ф и н о г е н о в н а, заведующая коммерческим отделением.
А м а л и я  Е г о р о в н а, методист.




         
          Помните, как непросто у многих из нас складывались отношения с учителями? Они были разные. Одни - добрые, другие - злые. Одни с лёгкостью и чувством юмора прощали нам наши шалости, неповиновение. Стыдили за лень, за невыполненное домашнее задание. Журили, не скрывая своих искренних намерений сделать из нас человека. Другие были злорадны и злопамятны. Не зная, как справиться с нами, отчитывали, извлекая из своего годами накопленного словарного запаса самые хлёсткие и обидные, оскорбительные выражения. Ставили в угол, выгоняли с урока, доносили директору, жаловались родителям, в надежде, что те сделают то, что не дозволено учителю.

          Годы стирают из памяти подробности школьной жизни. С добродушной улыбкой вспоминаем свои проказы, неприятности, конфликты с учителями. И хотя из памяти не ушли отдельные, болезненно ранившие в своё время детскую душу обиды на некоторых учителей, с лёгким юмором, доброжелательно вспоминаем своё школьное прошлое.

          Есть такой термин - профпригодность. Профессиональная пригодность предполагает наличие целого набора качеств. Отсутствие хотя бы некоторых не позволяет успешно исполнять своё профессиональное предназначение. В каждой профессии можно выделить главное качество, без которого нет, и не может быть специалиста. В профессии учителя я называю главным не глубокие профессиональные знания, не методическое мастерство, а добропорядочность. Добропорядочность предполагает  совестливое   отношение к ученикам, их родителям, коллегам. Добропорядочность означает  доброжелательный подход ко всем людям, далёким и близким, знакомым и незнакомым, отсутствие предубеждения и пренебрежения к тем, кого не знаешь, с кем встречаешься впервые. И, наконец, добропорядочность подразумевает  ответственность  за выполняемую работу и её результаты.

          Что  мы  видим  в  реальной  жизни?   Кто  учил  нас?   Кто  учит  наших  детей?  Какие  они - учителя?


         
         
Д и а л о г  1А.  СРЕЗОВЫЕ  РАБОТЫ

          При входе в учебный кабинет в крайнем ряду справа за вторым столом сидит семидесятилетний преподаватель истории ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ. На лице доброжелательная улыбка, с которой почти никогда не расстаётся. В костюме тёмного цвета непременно при галстуке, предпочитает голубые рубашки, и только по торжественным случаям надевает белую.
 
          Рядом вплотную устроился преподаватель философии АНДРЕЙ ГАВРИЛОВИЧ с развёрнутой небольшого формата газетой, тоже человек улыбчивый, любит пошутить, разыграть коллег. Пятидесятилетний полковник запаса, предпочитает носить свитер, на официальные мероприятия – костюм, в дни военных праздников надевает форму.

          С другой стороны стоит, слегка наклонившись к ним, преподаватель социологии ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА. С пристрастием относится к своей одежде, всегда по моде, в ногу со временем. Болезненно самолюбива, претендует на роль лидера, требует к себе благосклонного внимания и почитания.

          За первым столом противоположного крайнего ряда склонились над книгой преподаватель основ экономики ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА, одета скромно, без излишеств, в соответствии с возрастом, и преподаватель географии ВИКТОРИЯ МАКСИМОВНА с добродушным, по-детски доверчивым взглядом, устремлённым на собеседницу.

          За компьютером разместились ЭДУАРД АЛЕКСЕЕВИЧ, преподаватель истории, и преподаватель обществознания ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ.

          В кабинет входит председатель цикловой комиссии социальных дисциплин, правовед ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА и направляется к столу преподавателя,  женщина властная, испытывающая наслаждение от возможности повелевать, с завышенной самооценкой, использующая любой повод, чтобы продемонстрировать своё интеллектуальное превосходство, с кем бы ни общалась. Любимая фраза: «Лично я считаю».


П р е д с е д а т е л ь. Вот вы где? По привычке у Олега Александровича? В дальнейшем все совещания будут проходить в моём кабинете. Напоминаю, во всех группах первого курса провести срезовые проверочные работы. Оценки выставить в журнал. Заведующие отделениями и кураторы будут по наличию оценок проверять, как мы исполняем указание сверху.

О б щ е с т в о в е д. Татьяна Владимировна,  и "двойки" выставлять? Не хотелось бы с первых дней плохими оценками огорчать студентов.

П р е д с е д а т е л ь. Павел Сергеевич, Вы у нас новичок, завтра впервые начнёте учебный год в роли преподавателя. Постигайте наши правила. "Двойки" проставляются в журнале в обязательном порядке. Родители на родительских собраниях получат возможность убедиться, с какими знаниями пришли их детки в колледж. При аттестации за сентябрь эти оценки не учитываются. Аттестационную оценку определяем за работу, которую проделали студенты и мы за первый месяц учёбы. Это официальная установка администрации.


М о л о д о й   и с т о р и к. Зачем мне проводить срезовые? Чтобы узнать, что императором России во время войны с Наполеоном был Александр Невский? Что красные - это большевики, а белые - меньшевики? Что 7-го ноября советские люди отмечали День Конституции? На последний вопрос не было ни одного правильного ответа. Как и на предыдущий - о красных и белых.


Г е о г р а ф.  У меня картина не лучше. Амазонка - самая большая река в Соединённых Штатах. В Африке периодически происходит извержение Везувия. Альпы - самые высокие горы в Южной Америке. И куда катится наше образование!?


С т а р ы й  и с т о р и к. Да никуда оно не катится. Праздник 7-е ноября и школьники, и взрослые знали не из учебников истории. Ежегодно участвовали в праздничных демонстрациях, слушали по радио, а когда появилось телевидение, смотрели, как проходили праздничный парад и демонстрация в Москве. Сколько фильмов рассказывали о гражданской войне и её героях: Чапаев, Щорс, Пархоменко, Котовский. Гражданская война должна закончиться в сознании новых поколений соотечественников. Сегодняшние школьники не делят граждан России на красных и белых. Но знать, безусловно, должны, что гражданская война была большой бедой, в которую вовлекли народ большевики. Могут восхищаться «неуловимыми мстителями», но при этом понимать, почему в Москве перезахоронены останки генерала Деникина, а в Иркутске поставлен памятник адмиралу Колчаку.

Конечно, уровень школьного образования за последние двадцать лет снизился. Плохо, что, изучая 1917 год, учителя не позаботились, чтобы ученики знали и запомнили событие, которое определило судьбы народов России  на  целое  столетие. Поэтому, принимая школьников, мы должны определиться, ч т о  должны знать, усвоить, понимать будущие специалисты, наши выпускники. В преподавании мы сплошь и рядом не умеем отделить главное от второстепенного, что должен знать каждый, а о чём достаточно в общих чертах иметь представление.


 М о л о д о й   и с т о р и к. Но ведь дело доходит до обидного. Дети, родившиеся в городе, пережившем блокаду, не знают, когда началась, сколько длилась, когда закончилась, не представляют, какой ценой далась Победа. Не могут назвать имена героев Великой Отечественной войны, рассказать об их подвигах.


С т а р ы й  и с т о р и к. В советское время был стандартный набор, список героев, который постоянно воспроизводился в газетах, книгах, торжественных речах и выступлениях. Любой школьник, любой взрослый без запинки называл имена Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-молодогвардейцев, героев-пионеров.

М о л о д о й  и с т о р и к.   Подвиг 28-и героев-панфиловцев.

С т а р ы й  и с т о р и к. Ваше заявление о героях-панфиловцах, Эдуард Алексеевич, ещё одно свидетельство, насколько живучи мифы в нашем сознании. Вся история Советского государства была сплошным мифом. На этих мифах выросли все поколения, получившие образование в советское время. Эти мифы оказались настолько созвучны умонастроению людей, что фронтовики, непосредственные участники войны вспоминали события, как они описывались в книгах и показывались в кинофильмах, а не так, как им пришлось это увидеть и пережить на самом деле. Поэтому такими живучими оказались мифы и о Великой Отечественной войне.


М о л о д о й  и с т о р и к. Вы что хотите сказать? Не было героического сражения 28-и храбрых панфиловцев с вражескими танками, когда удалось подбить 18 танков, всем погибнуть, но не пропустить врага через обороняемый рубеж?


С т а р ы й  и с т о р и к. В том-то и дело, что это оказалось литературным вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и литературного секретаря газеты Кривицкого. В 1948 году было проведено расследование военной прокуратурой. Справка-доклад представлена секретарю ЦК ВКП(б) Жданову. Наверху решили результаты не предавать гласности. Справка пошла в архив.


Ф и л о с о ф. Совершенно верно. Справка впервые была опубликована в 1997 году, через 49 лет. И после этого неоднократно перепечатывалась в разных изданиях.


С т а р ы й  и с т о р и к. Кривицкий давал показания и знал об итогах расследования, но это не помешало ему в послевоенные годы продолжать заниматься публикациями о «бессмертном подвиге». В 1982 году удостоен государственной премии за книгу «Тень друга», в которой поведал, как предложил Тихонову написать поэму. Поэма «Слово о 28 гвардейцах», опубликованная в 1942 году, написана со слов Кривицкого.


М о л о д о й  и с т о р и к. Но совсем недавно публиковалось письмо Язова, в котором маршал утверждает, что выводы Главного военного прокурора «шиты белыми нитками».

С т а р ы й  и с т о р и к. Распад СССР и последующие события показали, что сторонников советской власти оказалось немало. Не всем при социализме жилось плохо. Даже те, кто признаёт репрессии злодеянием Сталина, продолжают его превозносить и восхвалять. Развенчание мифов в советской истории рассматривают, как злостное намерение демократов очернить наше прошлое, славную историю Страны Советов.

Ф и л о с о ф. Коли обнаружена ошибка, люди вправе знать правду, историки обязаны внести исправления. Знание правды не умаляет и не отрицает действительно совершенные подвиги советскими людьми в войне со смертельным врагом.

С о ц и о л о г. Что же такое происходит?  Сегодня мы говорим студентам одно, завтра прямо противоположное. То утверждаем, что Великая Октябрьская революция открыла новую эру в истории человечества, теперь заявляем, что это трагедия для народов России, то Ленин - вождь мирового пролетариата, то - злой гений, жестокий диктатор, ввергший страну в ужасную катастрофу. Но ведь Октябрьская революция, гражданская война, в которой победил народ, возглавляемый большевиками, построение социализма в нашей стране - это было на самом деле, это факты, неопровержимые исторические факты. Распался СССР, и мы в который раз переписываем историю. Я считаю, историю переписывать недопустимо. Что было, то было. Иначе, какая это наука?


С т а р ы й  и с т о р и к. Историю, как мы все хорошо знаем, пишут победители. Победители-большевики написали историю, которая должна внушить народу, что их злодеяния, их борьба за власть делались в интересах народа. Мы не знали, мысли не допускали, что героическая победоносная история первой в мире страны социализма - миф, изучали, разделяли, преподавали. Гордились своей причастностью к великому переустройству мира, своей приверженностью идеалам коммунизма.


С о ц и о л о г. Но в памяти народа имя Сталина сохранилось как светлый образ выдающегося государственного деятеля. В телевизионном проекте "Имя России" Сталин оказался третьим в списке, после  Александра Невского и Петра Великого.


С т а р ы й  и с т о р и к. Историческая истина не устанавливается всенародным голосованием. Это телевизионное шоу показало лишь то, что в сознании значительной части населения, усвоившей историю из большевистских учебников, имя Сталина продолжает оставаться священным. Этот эксперимент с голосованием указывает, каково общественное мнение по данному вопросу. И ещё показал, насколько наше население не знает подлинной истории.

С о ц и о л о г. А как её узнать? Где, правда? Кому верить? И есть ли истина в исторической науке?

Ф и л о с о ф. In vine verities! - как говорили древние римляне, - истина в вине. При реконструкции прошлого историку всегда не хватает данных, а те, что имеются, не всегда достоверны. Речь идёт о правдивом воспроизведении прошлых событий. Правдивом, потому что победители, пишущие историю, сознательно искажают факты в свою пользу. Истина в истории
- это правдивое её воссоздание.


С о ц и о л о г. Вспомните 90-е годы. Старые учебники непригодны, новые не написаны. Учёные сколько угодно могут спорить в поисках истины и правды. А что делать рядовому учителю? С чем он придёт завтра на урок? Историю преподавали в те годы, кто во что горазд. Учителю уследить за всеми новыми материалами и публикациями не хватало ни сил, ни времени. Многие продолжали преподавать по старинке.

 
С т а р ы й  и с т о р и к. Да, мы тогда пережили трудное время. Но ничего страшного не произошло. Историческое знание приобретается не только на уроках. Если мы в то время и сказали что-то не так, дали неверную ошибочную информацию, в последующей жизни наши выпускники внесут поправки в свои знания.


Э к о н о м и с т. В ходе наших рассуждений остался без ответа вопрос: зачем, а главное кому нужны срезовые работы. На мой взгляд, администрация ставит себя в двусмысленное положение. Студенты сдали вступительные экзамены. Меньше "тройки" никто не получил. А месяц спустя к ним на родительское собрание приходят математик и преподаватель-руссковед и торжественно объявляют, что по результатам срезовой работы девяносто процентов принятых в колледж получили "двойки". Что подумают родители? Когда надо было осуществить приём студентов, выставили положительные оценки. А теперь потрясают "двойками" за срезовую работу, предупредительно внушают родителям, что дети недостаточно подготовлены, могут не справиться с учебной программой.


П р е д с е д а т е л ь. Потому и проводятся срезовые по всем дисциплинам, чтобы продемонстрировать родителям, что их дети плохо усвоили школьный курс. Чтобы родители потом не предъявили претензий, когда их отпрысков будут отчислять за неуспеваемость.

Э к о н о м и с т. Вот именно, администрация заранее страхуется, чтобы иметь оправдание перед родителями о неспособности дать всем принятым полноценное образование в стенах нашего учебного заведения?


С т а р ы й  и с т о р и к. Администрации не понадобились бы эти уловки со срезовыми, если бы значительная часть поступивших не была принята за взятки. А взятки при поступлении в наш колледж берутся централизованно через директора. Попробовал бы кто из членов приёмной комиссии обойти эту установку. Сразу бы узнал, почём фунт лиха.


Ф и л о с о ф. Но ведь в большинстве случаев родители дают взятку, чтобы наверняка обеспечить поступление. Сомневаются в способности своих деток выдержать конкурс. Многие из поступивших таким нетривиальным способом потом неплохо учатся.


С т а р ы й  и с т о р и к. Если бы это было так, у нас не было бы ежегодно такого ошеломляющего отсева за неуспеваемость. И в основном это студенты первого курса.
 
Ф и л о с о ф. Но взятки брали всегда. И в советское время тоже. Родители хотят успеха своему ребёнку. Потому не скупятся. Готовы понести непредусмотренные законом расходы. Это так естественно. Любому родителю хочется дать своим недорослям образование. В России образование всегда считалось престижным. Ученье - свет, а неучёных - тьма. Не я сказал.


С т а р ы й  и с т о р и к. В советское время не многие имели материальную возможность дать взятку. Процент поступивших, таким недобросовестным способом, был невелик. И не все они оказывались безнадёжными. Большинство оканчивали учебное заведение, получали диплом. Сейчас материальные возможности многих родителей возросли.

С о ц и о л о г. Татьяна Владимировна, Вы как правовед, скажите своё веское слово. Неужели законодательство, разные там правоохранительные органы бессильны остановить взяточничество в стране?

П р е д с е д а т е л ь. Если бы речь шла только о взяточниках, людях, требующих взятку. У нас не меньшее количество граждан, которые сами предлагают взятку, их это устраивает, им это выгодно. Нет такого человека, который откажется от денег, когда ему предлагают их за легко осуществимые услуги. Взятку не берёт только тот, кому не дают.


С о ц и о л о г. Я не согласна. Мне лично совесть не позволит. Как я потом буду студентам в глаза смотреть, говорить о нравственности, о духовных ценностях?

П р е д с е д а т е л ь. Как правовед могу сказать, что никакими законами взяточничество не остановишь. К нашему счастью, не все преподаватели вымогают взятки. Во всяком случае, на сегодня это явление не приобрело массовый характер. Если не всегда удаётся предотвратить взяточничество среди преподавателей, если невозможно воспрепятствовать взяточничеству со стороны директора на вступительных экзаменах, то хотя бы самим оставаться чистоплотными в глазах студентов и родителей.


Ф и л о с о ф. Итак, дамы и господа! Преподаватели, работающие на первых курсах, проводят срезовые проверочные работы, и за эту услугу не получают взятки ни от студентов, ни от администрации. У меня третий курс, мне срезовые работы проводить не надо. Я, как всегда, не в проигрыше. Не люблю усердствовать задарма. "Работа - по способностям, зарплата - по  трудовым затратам" - вот мой девиз.





* * *
************


Чёрт: Ты чего это напридумывал, приятель? С методом социалистического реализма никак расстаться не можешь? Где ты встречал в реальной жизни таких преподавателей-учителей? Какие они у тебя все правильные, порядочные.

Автор: Никакой я тебе не приятель. На черта ты мне сдался. Пошёл бы ко всем чертям. Как нравится, так и пишу. А тебе больше по душе, чтобы мои герои были отъявленными мошенниками и отпетыми негодяями?

Чёрт: Нечего чертыхаться. А ещё интеллигентный человек. Где твоя культура общения? Ты что забыл, как ещё в советское время критиковали писателей, что они лакировали реальность, представляли своих героев раскрашенными под идеализированную советскую действительность?

Автор: Ничего и никого я не приукрашиваю. Пишу такими, какими встречал в жизни. Ведь я с ними общался.

Чёрт: А теперь посмотри, как будут выглядеть твои герои, когда сниму с них романтические одёжки, в которые ты их вырядил.


                http://proza.ru/2013/10/14/734