Диалог 2А. Родительские собрания

Георгий Кончаков
С о ц и о л о г. Страсть как не люблю эти родительские собрания. У меня десять групп. Пока обойдешь все кабинеты, десять раз повторишь одно и тоже, тошно станет. Да и что говорить? Студентов толком ещё не запомнила, месяц отзанимались, четыре занятия в каждой группе. Общие фразы и пожелания: дети должны быть прилежными, не пропускать занятия, выполнять домашние задания. При всём том в очереди настоишься. Математики и физики, как начнут выступать, не дождёшься. Скажут всё, что нужно и ненужно.  Даже объяснят, как надо решать уравнения с двумя неизвестными и вычислять угловую скорость. И откуда они у нас такие разговорчивые? Видно, марксистско-ленинскую философию в своё время на "пять" сдали.


П р е д с е д а т е л ь. Никто не спорит, Валентина Петровна. Обязанность выступать перед родителями обременительна для нас. Но и родителей понять нужно. Отдали своих детей в престижное учебное заведение. Всё здесь для них ново и непривычно. Они хотят услышать, как их дети  успевают, какие у них трудности, чем могут помочь.


С о ц и о л о г. Вот и пусть слушают преподавателей, которые понаставили "двоек" и сами не знают, что дальше делать, где выход из критической ситуации. Может, родители и подскажут преподавателям-двоечникам, как поправить положение. У меня нет претензий ни к студентам, ни к родителям. Родителей не знаю и знать не хочу, пусть остаются в ином измерении, подальше от меня. Необходимую родителям информацию дадут кураторы, они за это зарплату получают.


П р е д с е д а т е л ь. Кураторы и зав отделениями неспроста давят на преподавателей, за каждого неуспевающего канючат, чтоб худосочную "троечку" вымолить. Им за "двойки" больше всех достаётся. За "двойками", понятное дело, следуют отчисления, для директора - головная боль. Напрямую не говорит, чтоб "неуды" не ставили, но на каждом совещании, на каждом педсовете мозги нам вентилирует: будут массовые отчисления, сократится количество учебных групп, уменьшится учебная нагрузка, почувствуете горемычные, когда в день зарплаты заглянете в расчётный листок.


С о ц и о л о г. За двоечников Владимир Индустрианович щучит что надо. Сколько раз математики и физики лишались премий и прочих благостей из-за несусветного количества неуспевающих.


Ф и л о с о ф.  Математикам и физикам пора усвоить простую вещь. Полученные знания по физике и математике уже к четвёртому курсу прочно забыты. Обслуживая электрогенератор - профилактика, ремонт,  эксплуатация - специалист ни разу не вспомнит про бином Ньютона или как решается задачка по закону Ома. Все общеобразовательные предметы изучают не для того, чтобы знать эти науки, да и о какой науке может идти речь в среднем учебном заведении. Общеобразовательные дисциплины развивают познавательные способности, подготавливают мозг к восприятию премудростей специальных дисциплин, овладению профессиональным знанием. На первых курсах главное, чтобы студент участвовал в изучении множества самых разнообразных впоследствии ненужных ему дисциплин, подчёркиваю, изучал, а не изучил.


С о ц и о л о г. Ну, Вы, Андрей Гаврилович, тоже скажете. А если студент не справился с контрольной работой? А как же экзамен? Связного ответа не услышишь, не может решить задачу.


Ф и л о с о ф. Контрольную работу, уважаемая Валентина Петровна, студент пусть ещё раз выполнит, с помощью преподавателя выполнит правильно, за что получит положительную оценку, тем самым ликвидирует "двойку". На экзамене преподаватель прекрасно знает, что отвечает студент, которому изучаемая дисциплина не даётся. Вместе со студентом рассмотрели все экзаменационные  вопросы, обсудили, как правильно отвечать, общими усилиями решили задачу. И три балла обеспечены.


С т а р ы й  и с т о р и к. Полностью солидарен с Андреем Гаврилычем. По общеобразовательным и социальным дисциплинам  «двойки» ни к чему ставить.

С о ц и о л о г. Но ведь это приведёт к профанации образования. Школа уже снизила планку образованности.

С т а р ы й  и с т о р и к. И в школе и у нас постепенно положение выправится.


П р е д с е д а т е л ь. Хватит баснями заниматься. А Вам, Валентина Петровна, могу однозначно заявить, лично я поддерживаю требование администрации, каждый преподаватель обязан предстать перед родителями, познакомить, как проходит изучение каждого предмета, отчитаться о проделанной работе, дать свои советы и рекомендации.


С о ц и о л о г. Я уже сказала, Татьяна Владимировна, советы и рекомендации родителям пусть даёт куратор. Ему это сподручней. Куратор лучше меня знает всё о каждом студенте. Отчитываться в начале учебного года мне не в чем.


П р е д с е д а т е л ь. Многие родители, Валентина Петровна, в академиях не учились, про социологию, может, слышат впервые. Вот и объясните родителям, чему будете учить детей. И потом им небезынтересно познакомиться с преподавателем, которому доверили своего ребёнка. За месяц учебных занятий они уже наслышаны о каждом из нас, на собрании составят собственное мнение.


С о ц и о л о г. Больно нужно мне их мнение. Придут вежливо послушают, а студенты как не готовились к занятиям, так и после собрания продолжат лодырничать.


П р е д с е д а т е л ь. Валентина Петровна, потому и следует обратиться к родителям, чтобы привлечь на свою сторону, чтобы использовать родительское влияние на прилежание и поведение детей. Даже рвущиеся к самостоятельности, непокорные подростки находятся во власти родителей. Не надо пренебрегать помощью родителей в учебных делах.


М о л о д о й  и с т о р и к. Разве на собрании, Татьяна Владимировна,  родителей чему-нибудь научишь? Они может, и выслушают внимательно. Растить и воспитывать всё равно будут по-своему, каждый сообразно своей некомпетентности. Так что, никакого толку в наших поучениях. Ну, а нам, Олег Александрович, что умного сказать родителям?


С т а р ы й  и с т о р и к. Нам есть, что сказать, коллега. Родители наших учеников окончили школу в советское время, историю изучали по советским учебникам. Поэтому на каждой первой встрече с родителями, помимо рассказа о порядке прохождения курса истории в колледже, обязательно даю пояснения, в чём отличие современного понимания истории от той, которую изучали и знают они.

М о л о д о й  и с т о р и к. Порядок изучения курса я довожу до родителей. Куцее получается выступление. Не только родителей, меня самого не устраивает такая убогая информация.


С т а р ы й  и с т о р и к. К каждому собранию, Эдуард Алексеевич, готовлю для родителей небольшой сюрприз. Чтобы встреча с преподавателем осталась в памяти как маленькое событие. В прошлом году за неделю до собрания попросил студентов ответить на вопрос: какие положительные и какие отрицательные качества могут назвать у себя. Студенты отвечали искренне. Меня их ответы порадовали. Из ответов выяснилось, что многие не курят. Хотя о курении я вообще вопрос не ставил. Больше всего меня удивили заявления подростков, отметивших у себя в числе положительных качеств, что они не матерятся.


С о ц и о л о г. Сегодня сквернословие стало делом настолько естественным и обычным, что даже девочки в присутствии подростков не обходятся без мата. На взрослых уже никто не обращает внимания. А в последние годы мат обрёл права гражданства даже на телевидении. Стало модой поразить зрителей похабным словцом в изысканно литературной речи.


С т а р ы й  и с т о р и к. Поэтому мне поразительно было читать, что мальчишки не только не одобряют, но просто не пользуются этими издержками русского просторечия. После всех разъяснений говорю родителям, что хотел бы охарактеризовать каждого студента группы пофамильно. На самом деле зачитал написанные студентами характеристики. Родители слушают внимательно, с интересом. Одобрительно кивают головой. Каково же было их изумление, когда раскрыл секрет: так оценивают себя сами дети. Такое завершение встречи не могло не понравиться родителям.


П р е д с е д а т е л ь. Напоминаю всем, не забудьте завтра в каждом кабинете зарегистрировать своё участие в собрании. Степанида Агафоновна лично проверяет, кто отсутствовал на собрании, а потом с меня потребует объяснительную. Так что, Валентина Петровна, какие бы речи Вы не произносили в адрес родительских собраний, придётся подчиниться правилам нашего монастыря. Командно-бюрократическая система колледжа работает безупречно, нравится Вам это или нет, и потом мы должны помнить, по нашему поведению, по нашему отношению к родителям судят в целом об учебном заведении. А это уже далеко не личное дело каждого, лично я так считаю.

Ф и л о с о ф. Можно идти?

П р е д с е д а т е л ь. Нет! Подождите. У нас на цикловой ЧП. В нарушение требований директора и внутреннего распорядка – начинать и заканчивать урок по звонку – Валентина Петровна отпустила группу раньше времени. Где объяснительная?

С о ц и о л о г. Вот!

П р е д с е д а т е л ь. Я пока этой записке хода давать не буду. Положу её в свою папочку. Но имейте в виду, что документы такого рода могут сыграть печальную роль в судьбе каждого из вас.


На следующий день вечером. Квартира Виктории Максимовны.  Муж встречает задержавшуюся на родительских собраниях жену поцелуем.


М у ж. Что так поздно? Я тебя заждался.

Г е о г р а ф. Родительские собрания. Придумали тоже эту мороку. Кураторы и так держат родителей постоянно в курсе. Чуть чего звонят, или приглашают в колледж на беседу. Многим родителям наплевать на собрание. Больше половины в каждой группе отсутствовали. Как раз те, у кого дети не отличаются прилежанием, учатся отвратительно.

М у ж. Ну, это не самое худшее в твоей работе. Подкрепимся? Я без тебя не ужинал.

Г е о г р а ф. Пока разогревается, давай по салатику съедим.

М у ж.  Трудная у тебя работа. Я бы не смог преподавать подросткам. В институте, куда ни шло.

Г е о г р а ф. Ой, не говори! Сейчас такие деточки пошли. Не знают и знать ничего не хотят. В школе их совсем распустили. Контурные карты заполнять с боем приходится.

М у ж. Вот тебе и карты в руки. За год всему научишь.

Г е о г р а ф. Таких научишь!

М у ж. Что-то мы с тобой всё про грустное да про грустное.

Г е о г р а ф. Расскажи что-нибудь весёленькое. Что нового у тебя на работе?

М у ж. Работать главным инженером в частной фирме одно удовольствие. За хорошую оплату люди работают самоотверженно. Никакой стахановец не угонится. Если работник не справляется, замена сразу найдётся да ещё с более высокой квалификацией.

Г е о г р а ф. Тебе крупно повезло с работой. Ты вообще у меня везунчик.

М у ж. Но ведь я и специалист высшего класса.

Г е о г р а ф.  Тебя и в советское время ценили. Ты и по советским меркам был высокооплачиваемым.


Заканчивают ужин. Муж встаёт и на растерявшуюся от неожиданного подарка жену надевает колье.


М у ж. В советское время я себе такое позволить не смог бы.

Г е о г р а ф. И это всё настоящее!?

М у ж. И золото, и бриллианты.

Г е о г р а ф. Но ведь такая вещь кучу денег стоит!

М у ж. Всего лишь моя очередная премия. Ты же знаешь, как я люблю тебя. Готов наряжать, как английскую королеву.

***
***********

Автор:  Раз уж нас свела судьба, скажи, как звать-величать Ваше Величество?  Гёте Мефистофелем называл, у других авторов Люцифером именовали.

Чёрт:  Чёрт я. Мне заграничные имена ни к чему. Я исконно русский Чёрт. Настолько русский, что чуть было, не назвал себя православным. Только православные – это верующие, их представления о мире на вере основаны, а я – реалист, реально существую, никто надо мной не властен. Бог, правда, обещает прибрать к рукам, Армагеддоном грозит. Только концом света пусть верующих пугает, чтобы исправлять род человеческий в соответствии со своим промыслом. Я – бессмертен. От меня Бог никогда не избавится. Нужен  я Богу, чтоб люди могли добро от зла отличать. Итак, продолжим. Что ты там опять сюсюкаешь со своими героями? Вглядись получше, увидишь, что скрывает в себе каждый участник твоих диалогов, когда говорит, как на духу.


                http://proza.ru/2013/10/15/655