76. В.Агошков. Тросна. Самодуровка.
См. начало в №71. Из Интернета.
Самодуровка XVII – нач.XX вв.
Относительно первоначального названия деревни поясню следующее. «Самодурами» в старину власти могли называть переселенцев, осевших на новом месте по своему усмотрению, а не там где им было позволено. По этому принципу в начале XVIII в. возникли две Самодуровки в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области (согласно сайту http://foto-planeta.com/np/122922/novokrasnoe.html ). По этому же самому принципу в конце XIX в. возникла Самодуровка, а ныне райцентр Затобольск в Кустанайской области (согласно http://forum.vgd.ru/8/17894/0.htm ). А также Самодуровка возле Минусинска ).
Но, кроме того, «самодурами» ещё называли некоторых староверов. Староверами, например, была основана в XIX в. Самодуровка в Алтайском крае. Так что самовольное поселение и староверы – две версии разные, впрочем, но не взаимоисключающие. И примером того является возникшая в XVIII в деревня Самодуровка Хвалынского уезда Саратовской губернии, а ныне село Белогорное Вольского района (согласно: Половинкин П.В. Вторая Москва на сайте http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-1041 ). А как именно обстояло дело на севере Курской области – этого я не знаю.
Н.А. Благовещенский пишет: На самом севере уезда, на р. Свапе, на татарском ее берегу, лежит дер. Самодуровка...»
Итак, левый берег Свапы назвался «татарским», но, конечно, не потому, что там жили татары, а потому что с той, с южной стороны из-за Свапы разбоем приходили Пахнутцевой дорогой татарские конные отряды. Пахнутцев шлях как раз шёл возле Самодуровки.
Исторически Самодуровка тесно связана с соседними сёлами – Тёплым Колодезем и Молотычами. Настолько тесно, что переписчики населения в ревизских сказках обозначали Самодуровку и Тёплый Колодезь как одно целое. Например, в последней ревизии они значатся как «Тёплый Колодезь (Самодуровка)». По-видимому, все эти селения возникли ещё в XVII в. Во всяком случае, по ревизской сказке 1719 г. в Тёплом Колодезе насчитывалось уже более 30 дворов.
Н.А. Благовещенский в книге «Четвертное право» (издана в 1899 г., посмотреть можно например, здесь http://my.mail.ru/community/rodoslow/journal ) пишет: «Вся эта обширная местность охвачена была неразмежеванной громадной дачей... входила.. в Глебовскую дачу. /В последующем/ при генеральном межевании… помянутые три села замежеваны особой дачей. Впоследствии только Молотычам удалось отмежеваться в особняк. В этих селениях заимщиков было много, а именно, в Самодуровке 8, в Теплом 6 и в Молотычах 8».
Жители Самодуровки были однодворцами (в XIX веке значатся государственными крестьянами). Однодворцы же нередко происходили от детей боярских. В допетровское время занимались обычным крестьянским бытом мирного времени, а на время военной опасности собирались в ополчение. По мере продвижения границы государства к югу, военная угроза с юга отдалялась, и однодворцы с середины XVII в. всё более сосредотачивались на сельском хозяйстве… Петровские реформы начала XVIII в. преобразовали российскую армию. Они закрепили ориентацию однодворцев на сельский быт, но в то же время явили такое явление, как рекрутчина.
Наиболее вероятным местом, откуда многие переселенцы прибыли в Усожский стан, в т.ч. и в Самодуровку, считается Орловский уезд. (Н.А. Благовещенский. Четвертное право, 1899).
Одними из жителей Самодуровки и Тёплого Колодезя издавна были Овсянниковы. Согласно Н.А. Благовещенскому, Овсянниковы были в числе заимщиков и в Самодуровке, и в Тёплом Колодезе.
Н.А Благовещенский в книге «Четверное право» пишет следующее: «…в высшей степени трудно дать ответ на поставленный вопрос: однофамильцы или родственники однодворцы Овсянниковы? Тургенев знал эту фамилию и в Орловской губернии, как же после этого судить о фатежских Овсянниковых? Что предки их или, вернее, часть предков пришла в свое время из Орловской губернии, это мы знаем из местных исследований земских статистиков, но особенных подробностей в памяти крестьян не сохранилось, а иные источники вроде писцовых книг случайны и скудны: скудна вообще источниками история нашего крестьянства, и избыть этой скудости мы подчас совсем не в силах. Волей-неволей приходится удовлетворяться предположениями, а еще чаще самыми смелыми гипотезами. По складу однодворческой жизни, по историческому развитию института четвертного владения, я лично склонен предположить, что… также родственники фатежские Овсянниковы между собой и с тургеневским однодворцем Овсянниковым. Но ведь это – гипотеза, и быть может, до смешного смелая…»
То, что Овсянниковы переселились в Фатежский уезд из Орловского уезда, само по себе довольно интересно (см. тему Орёл – Жуковка), но в этой теме ограничимся Фатежским уездом.
В первой ревизской «скаске» 1719 г. в Тёплом Колодезе перечислено 8 дворов, принадлежавших Овсянниковым (каждый четвёртый).
Я посмотрел Ревизскую сказку 1858 года. Занятно, но переписчики не сделали разграничения между Самодуровкой и Тёплым Колодезем, записав всех жителей в одну часть книги под записью «Тёплый Колодезь (Самодуровка)». В эту же Ревизскую сказку обособленно записали жителей деревни Авсяникова, хутора Ефимова и жителей деревни Кр;савка. Все жители этих деревень (а также Молотычей) относились к сословию государственных крестьян. Крепостного права в этих деревнях никогда не было.
Но, похоже, что только часть Красавки относилась к Курской губернии, а другая часть – к Орловской. Красавка курская упоминается вместе с Молотычами и Тёплым Колодезем и населена была государственными крестьянами. Красавка же орловская относилась к приходу села Гнилец, в её населении были крепостные крестьяне.
Свадьба в дореволюционной России, насколько мне известно, разрешена была с 21 года. Но судя по Ревизской сказке, нет-нет, да и бракосочетались крестьяне на год-два ранее разрешённого. В виде редкого исключения и в 16 лет такое случалось.
Согласно той же Ревизской сказке, небольшая часть жителей Самодуровки и Тёплого Колодезя в 1856 г. были переведены на новое место жительства в Оренбургскую область.
А вообще-то староверы в Самодуровке были. Об этом свидетельствует запись, случайно обнаруженная в метрической книге 1878 г. Архангельской церкви села Гнилец (село расположено неподалёку в Орловской области). «…деревни Самодуровки гос. крестьянина И.И.Бъелинникова раскольника безпоповицкой секты и законной жены его Александры Васильевой православного вероисповедания сын Афанасий… крещённый в 8-й день по своему рождению раскольниками; нами по просьбе его матери присоединился к Православной церкви…» Восприемниками Афанасия стали священник села Гнилец и кромская мещанка. Так что население Самодуровки было не столь уж и однородным по своим воззрениям. Наверное, споры между жителями были ещё те.
Упомянутая выше Екатерина Андреевна венчалась с жителем соседней Соборовки Константином Максимовичем Пичугиным. В конце ноября 1910 г. на крещении их дочери Екатерины были упомянутый выше Павел Андреевич Овсянников и девица Александра Михайловна Пичугина. Крещение происходило в Архангельской церкви села Гнилец.
В 1907 г. появилась церковь и в Самодуровке. Поначалу здание Знаменской церкви было деревянным (согласно описи метрических книг). К этому приходу относились теперь Самодуровка и Тёплый Колодезь. Но метрические книги по Самодуровке сохранились только за 1914 – 1918 гг. Вероятно, с деревянным зданием перед этим что-то произошло. И дошедшее до наших дней здание церкви является каменным.
Что творилось в Самодуровке и окрестных деревнях и сёлах в годы Гражданской войны – о том представления не имею.
... мой дедушка Николай Федорович женился на уроженке соседней деревни Соборовка. Её же отец родился в Соборовке, а мать – в соседнем селе Гнилец. В свою очередь и её мать родилась не в Гнильце, а где-то в далёкой Польше (см. Соборовка).
продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА , 2 ДЖ , 3 Продолжение
Из Интернета