Бои за станицу Кизильскую в марте 1919 года

Михаил Решин
  Мне попала в руки переписка Евгения Николаевича Колесникова с краеведом Смирновым, живущим в Москве, нашим земляком, тоже увлекающимся историей. Е.Н.Колесников пытался найти в архивах фамилии 28 расстрелянных красногвардейцев в поселке Новые Черкасы. В этом старался ему помочь Смирнов, который имел доступ к архивам Советской армии.

  Когда я прочел эту переписку первый раз, то ничего не мог понять, не мог связать отдельные выписки из архива. А позднее, когда вплотную занялся исследованием Гражданской войны в наших краях, стал представлять кто, куда и откуда наступали, то все отрывочные сведения стали складываться в ясную картину.
  Конечно, чтобы разобраться в сложной обстановке тех времен, пришлось пользоваться Интернетом, где нашел воспоминания генералов белого движения, материалы других краеведов по Гражданской войне на Южном Урале.

  В марте 1919 года Белая армия начала наступление на Западном фронте. Красные упорно сопротивлялись, шли в контратаки, занимая станицы и поселки.
  На станицу Кизильскую наступали: 4-й кавалерийский полк - с юга, Карачевский кавалерийский полк - со стороны Сибая.
 
  1-й Карачевский кавалерийский полк 20-й кавалерийской бригады имел в своем составе: четыре эскадрона (377 кавалеристов, 478 солдат, 27 инструкторов, 8 пулеметов). Командир полка – Андрей Федорович Качергин, комиссар – Сергей Павлович Дергачев. (ф1307 ех784 оп1 лист 1)

  Как проходила борьба за станицу Кизильскую можно посмотреть по донесениям командиров:
Телеграмма из штаба Красной армии из Оренбурга 23 марта 1919 года:
1. «Предлагаю срочно телеграфировать, почему до сих пор не занята станица Кизильская и отр. Сыртинский, что согласно приказа армии вы должны были исполнить ещё 15 марта. Приказ немедленно исполнить, а не ограничиваться непроверенными донесениями об исполнении приказа.
  Командарм Гай, член РВС Калкин». ф.1307, оп2. е.х.117, л.90.*

 Строгий приказ командарма Гая, на котором есть приписка: «Ст. Кизильская занята, а отр. Сыртинский приказано занять. Начальник штаба Муретов. 25 марта 1919 г.».
 Давайте проследим, как исполнялся этот приказ.
 2.«Командиру 1-й стрелковой бригады 24-й дивизии. д. Исяново. 18 марта 1919 года. Одна рота при 2 пулеметах находится в деревне Татлыбаевой и отсюда с кавалерийским дивизионом Гавриленко поведет наступление на станицу Кизильскую. Командир 216-го полка Варга».

  1-й легкий дивизион Гавриленко насчитывал три батареи, а это 388 солдат, семь 3-х дюймовых орудий, 14 инструкторов, 304 лошади. Сила большая, но и они не смогли вести наступление на станицу Кизильскую.
Понадобились еще дополнительные подразделения, как мы увидим из донесений.

3.«216 полк 3 батальон были в городе Баймак. 20 марта, поехав с разведкой на хутор Верхняя Сосновка, я выбил 75 казаков, изрубил 5 человек. 21 марта сводным эскадроном был занят хутор Покровский, Железным эскадроном – хутор Чернышёвский. Посланная разведка на станицу Кизильскую была обстреляна противником и вернулась обратно. Связь с 216 полком имелась до 21 марта, с эскадроном Карачевского полка до 22 марта. По занятии станицы Кизильской туда был направлен 2-й батальон 216 полка. 22 марта, по занятии станицы Кизильской, я уехал в штаб 3-ей стрелковой бригады по делам политического характера, оставив заместителем командира Железного эскадрона.
      Командир кавалерийского дивизиона Орловский. 24 марта 1919 года»
 
4. «Командиру 1-й стрелковой бригады 24-й дивизии. деревня Кусиева. 22 марта 1919г. Доношу, что получил сейчас донесение от командира отдельного кавалерийского батальона тов. Гавриленко, что Сводным и Железным эскадронами при поддержке 7-ой роты занята станица Кизильская. Наша 7-я рота осталась в станице Кизильской в виду того, что, по сообщению т. Гавриленко, противник силен.
       Командир 216-го Интернационального полка Дьюла Варга».

  Вместо 15 марта по приказу командарма Гая, станица Кизильская была взята 22 марта, то есть через неделю. Но надолго ли удержат её в своих руках красные полки?
Посмотрим следующие донесения: 5.«27 марта 1919 года. От командира 4-го кавалерийского полка, хутор Верхняя Сосновка. Противник наступает крупными силами на станицу Кизильскую.
Сего числа в 7 часов противник бьёт артиллерийским и оружейным огнём. Кавалерийскими частями упорный бой держать невозможно. Прошу присылки пехоты для остановки наступления противника.
         Командир 4-го кавалерийского полка».
  4-й кавалерийский полк под командованием Ивана Вавюровского насчитывал 400 всадников. (ф1307 ех784 оп1 лист 11)

6. «Начдиву 24 дивизии. 31 марта. Из штаба 3-ей бригады. Доношу, что 28 марта в 11 часов 55 минут без боя занята станица Кизильская следующими частями: отдельным кавалерийским дивизионом, Карачевским эскадроном, коммунистическим 4-ым эскадроном и 7-й ротой мадьяр. Высланы разъезды на Обручевку и Увальскую. Справа и слева связь восстановлена. В станицу Кизильскую прибыл Оренбургский и 4-й коммунистический кавалерийские полки, Интернациональный полк находится в поселке Сыртинском, 208 полк в поселке Грязнушенском.
           Начальник штаба 3-ей бригады».

  Из последнего донесения становится ясно, что белые части заняли станицу Кизильскую 27 марта, и были вынуждены отступить без боя 28 марта в сторону поселка Обручевский. Но положение меняется уже в следующие дни. 7. «Из штаба 3-ей бригады. 30 марта 1919 года. К 10 часам Железный эскадрон под натиском превосходящих сил с боем отступил из станицы Кизильской в Покровку. Ранено 2 красноармейца, 1 изрублен, 10 мадьяр остались в Кизильской. От других частей донесений не поступало.
        Помощник начштаба 3-ей бригады Наумов, комиссар Зинченко».

  Бои идут вяло. Об этом свидетельствует то, что 1 красноармеец изрублен, 2-е ранено. Берегли людей, не бросали в кровавые атаки под пулеметы. Вот донесение от 2 апреля:
8. «Начдиву 24 Железной дивизии от командира 1-й кавалерийской бригады. 2 апреля 1919 года. При моём прибытии в станицу Кизильскую расположение частей 1-й кавалерийской бригады и соседей было таково: - в станице Кизильской дивизион 1-го Оренбургского кавалерийского полка 250 шашек при 2-х пулеметах,
 3-й эскадрон 4-го кавалерийского полка 110 шашек при 1-ом пулемете и отдельный дивизион Гавриленки 120 шашек при 4-х пулеметах.
  В выселке Ивановском Карачевский эскадрон 120 шашек при 2-х пулеметах, половина 4-го эскадрона 4-го кавалерийского полка 44 шашки при 1-ом пулемете и в поселке Сыртинском 3-й батальон 206 Интернационального полка 110 шашек при 1-ом орудии и 6-ти пулеметах, и половина 4-го эскадрона 4-го кавалерийского полка 45 шашек.
 В Грязнушенском, Ершовском и Кульменском поселках – 208 полк. Поселок Березовский никем не занят».

  Значит 30 марта белые заняли станицу Кизильскую, что следует из донесения начштаба бригады Наумова, но 31 марта уже отступили в сторону поселка Обручевский. Вот еще одно донесение:
9. «Начдиву 24 Железной дивизии от командира 1-й кавалерийской бригады. Около 19 часов 1 апреля сего года поселки Сыртинский и Ивановский под давлением противника были очищены и части, находящиеся там отошли в станицу Кизильскую. Первые донесения вам не могли быть посланы и вернулись из-за того, что нарочные наткнулись на казачий разъезд между Кизильской и Грязнушенским. По агентурным сведениям в поселке Измаильском стоят два пехотных башкирских полка с кавалерией. В поселке Обручевском и северо-западнее его два пехотных полка, кавалерия и 8 орудий. Связь с 216 полком прервана.
        Комбриг».
Примечание*Выделенные документы из Центрального архива Советской армии.

  Из этих донесений видим, что бои шли крупными силами, как со стороны красных, так и со стороны белых. И станица Кизильская переходила из рук в руки трижды. Была ранняя весна, лед на реках стоял ещё крепкий. Поэтому через реку Урал воинские подразделения передвигались свободно. Я хочу напомнить, что мостов не было.

  Трудно представить, как тяжело было жителям станицы от этих внезапных изменений. Всем нужен был корм, свежие кони, мобилизация молодежи. Работала и контрразведка, выявляя врагов: красные – офицеров, зажиточных казаков; белые – коммунистов и им сочувствующих. И те и другие – дезертиров.
 
  И это не иноземные войска, а свои, русские, втянутые в страшную гражданскую войну, где каждый считал себя правым. Большевики переделали слова Иисуса Христа – «Кто не со Мной, тот против Меня», в лозунг – «Кто не с нами, тот против нас!». Значит, можно грабить, убивать противников и всех несогласных. И белые делали тоже самое.