Закладка

Юлия Бутакова
                Эту заметку неизвестного автора я обнаружила пять лет назад в сборнике рассказов Виктора Астафьева… Текст был написан мелким острым почерком на странице с подборкой стихов модного в либеральных кругах поэта из журнала «Новый мир» за 2008 год. Заметка явно превосходила по художественной ценности произведения  этого самого поэта, оттого и привлекла моё внимание. Судя по всему, это – молодая девушка, современная, достаточно грамотная; её размышления о земле и подвигли меня к тому, чтобы опубликовать содержимое этой закладки. Да простит она меня, поймёт и откликнется, если узнает себя – пятилетней  давности.
                «Физический труд дисциплинирует, умственный – развивает. Во мне чудесным образом ужились немецкие педантизм и трудолюбие и русские изобретательность и выносливость. В очередной раз убедилась в этом, когда самостоятельно обтянула плёнкой парник (это на словах просто, на деле – процесс трудоёмкий, требующий мозгов). Так лихо, играючи, выдёргивала гвозди из старых досок и забивала в новые, как плотник-умелец с многолетней практикой. Кто меня этому учил? А никто. Просто я внимательна и не боюсь никакой работы. Были, были  в моём роду немцы; чувствую.  Ещё в детстве заметила в себе почти болезненную аккуратность, которая всегда шла рука об руку с завидной настойчивостью и решимостью идти до конца. Хаоса и неразберихи в моей голове не было никогда. При всей моей отвлечённости от дел житейских (скажу точнее: от житейской неоправданной суеты)… Вот отчего много среди Водолеев технарей: где ещё так пригодится их природная ювелирная точность? У меня же это качество находит прикладное применение в отношениях с людьми. Не случайно: точность – "вежливость королей», аристократов духа, которым физический труд – в радость. Избегают труда лишь тунеядцы, каким бы трудом они ни брезговали. Землеробы – это тоже аристократы духа, потому что только через труд дух укрепляется, возвышается, входит в полные свои права. Я всегда отмечала очищающее действие труда: ему нет дела до твоих или чужих проблем, он захватывает тебя целиком, знай – поспевай!
                Наносишь за день вёдер семьдесят перегноя в парник, вскопаешь кусок земли величиной с баскетбольную площадку – и не просто, как трактор, а выбирая все корешки, всех червяков, потягаешь ящики с рассадой или старую теплицу разбирать начнёшь – все доски смолёвые, не дерево – камень (отдираешь такую – все жилы трещат и глаза от натуги слепнут)… Уважать себя начинаешь. А после навоза и земли, червей и пыли, копки и нОски  - наденешь кожаный плащ, накрасишь губы, тёмные очки – на глаза и – домой. Называется: «из грязи – в князи» (натурально). Ах, было бы вечернее платье, да было бы куда в нём пойти… На презентацию-фуршет-банкет. Из резиновых бот сорок четвёртого размера и грязных от земли шерстяных носков – в туфли на десятисантиметровом каблуке, от сломанных ногтей и загрубевших от земли же, с занозами и ссадинами, пальцев – к маникюру и педикюру. Вот это парад метаморфоз, я понимаю! А ведь история Золушки – это не сказка, это – часто встречающаяся в жизни закономерность: место на балу и принц в придачу – тем, кто умеет и любит работать.
                А далее: еду в битком набитом «ПАЗике», в обнимку с народом, который «мне всегда был хорошим отцом»… Вот ехала так на днях, обоняя духовитый нездоровый человечий пот (недуги лечатся только трудом!), и подумалось: «Пока мы, русские, ездим вот так – мы непобедимы. А когда будем ездить на личных комфортных автомашинах (каждый!), мы будем бессмертны». Действительно, я так чувствую. Дело-то за малым: зажить, как все.
                Под окном – драка. Парни из «Жигулей» набили морду водителю крутой иномарки: якобы, он зацепил своей машиной их машину. Уделали так, что смотреть страшно. Если уже «чайники» бьют «продвинутых» драйверов, значит, Россия выздоравливает. Верю. По моим прогнозам, это время уже должно наступить, это неизбежно. Наступает время, когда становится востребованным человек работящий, честный и мудрый, а человекообразный субъект со своей проигрышной философией «продвинутости»  уходит в тень истории. И не потому, что одни поцарствовали и хватит, а потому что сами законы развития подразумевают: за распадом следует воссоздание. Никакой особой чести созидателю здесь нет – это преодоление многолетнего хаоса, с болью и затратой огромных усилий. В мирное время такой человек потратил бы свой потенциал на обеспечение будущего своих детей, а сейчас – он вынужден вытаскивать из очередной пропасти целую страну, однажды взятую недоносками в личное пользование, которые не сумели ею распорядиться. Это равноценно тому, когда курицу, несущую золотые яйца, просто пустили на суп, ни на минуту не задумавшись о её ценности».