Агент абвера

Софья Кишкель
Иван Петрович медленно идёт по лесной тропинке. По обе стороны шумят под порывом ветра вековые сосны и ели. В голове звучит мелодия:»Ой бярозы да сосны партызанския сёстры, ой шумливы ты лес векавы. Днём и ноччу я чую гэту песню лясную, успаминаю былые гады».
 Он приезжает сюда один раз  в год  на встречу с оставшимися в живых партизанами. Каждый год они встречаются в музее партизанской славы, вспоминают военные годы, партизанский отряд, своих погибших товарищей. А потом они выезжают на место расположения их отряда в лесах Белоруссии. Иван Петрович старается остаться один и обязательно пройти по этим лесным тропинкам, вспоминая свои молодые годы. Когда он попал в отряд ,ему было всего семнадцать.
В то лето Ване  исполнилось шестнадцать. Они жили в Новосибирске в военном городке. Ещё в апреле папа, придя с дежурства, сказал:
- Всё, меня переводят в Подмосковье, нам дают квартиру. Как только Ваня закончит школу, вы уедете туда, устроитесь, а я приеду немного попозже, надо передать дела.»
В конце мая они выехали в Подмосковье. Обустраиваться до конца не стали, решили потом, когда приедет папа. Он обещал приехать в начале июля, а пока решили поехать в Белоруссию. Сначала поехали в Барановичи  к бабушке, а в середине июня уехали в Брест, там жила мамина сестра, её муж военный был пограничником. Ваня закончил девятый класс, в школе он успешно занимался немецким, после школы собирался поступать в институт на иностранный. Гарнизон, где служил муж тёти Лены , находился недалеко от границы. Дни  в июне  стояли тёплые. По вечерам Ваня с ребятами долго гулял во дворе. В трёх рядом стоящих домах жили семьи военных. Ваня подружился с Андреем, он так же, как и он закончил девятый класс. В тот вечер они долго разговаривали с Андреем. Был тихий , тёплый субботний вечер.
-А давай, Ваня, завтра пойдём на рыбалку, тут недалеко река Буг, там утром хорошо клюёт.
-Давай, только у меня нет удочек.
- Я возьму папины удочки, папа сегодня заступил на дежурство и завтра вернётся поздно.
Разошлись, когда уже темнело. Ваня зашёл домой. Лёг спать , уснул быстро. Проснулся, когда  был ещё полумрак, в комнате было душно, открыл окно, сел на подоконник и долго смотрел на звёзды. В соседней комнате  спали мама, тётя Лена и её двенадцатилетняя дочь Валя..Вдруг со стороны реки раздался гул, он всё возрастал, потом послышался грохот. Ничего не понимая, Ваня спрыгнул с подоконника во двор, их квартира была на первом этаже,побежал в  ту сторону, откуда слышался гул. Пробежал метров двести, потом повернул назад. Он увидел летящие самолёты  с чёрными крестами, послышался страшный гул и на его глазах на дома стали падать бомбы. Одна из них попала в их дом. Дом загорелся. Когда он добежал, дом горел, а от их подъезда осталась только воронка да входная дверь, которую взрывной волной отбросило в глубь двора. Из соседних уцелевших домов выскакивали люди, раздавались крики о помощи.
 Когда гул затих, Ваня осмотрелся по сторонам и понял, что остался один. Мама, тётя Лена и её дочь Валя погибли. Во дворе он увидел Андрея с матерью. Ваня подошёл к ним. Женщины плакали.Ване дали одежду, обувь, ведь он был в одних тапочках и майке.Они  обнялись с   Андреем, попрощались.
-Встретимся после войны, если  останемся живы.
Семьи военных решили остаться пока и ждать вестей от своих мужей. Началась война, война, про которую всё говорили, но всё- таки не верили, что она начнётся так внезапно. Ваня побрёл по дороге. ведущей к лесу. Ушёл в глубь леса, решил обдумать, что ему делать. Он видел, как над лесом пролетали самолёты с чёрными крестами, слышались беспрерывные разрывы снарядов. Хорошо -бы  найти воинскую часть, но идти в ту сторону( воинские части были в двух километрах от их домов) было опасно. Он видел там зарево пожаров. Ваня решил пробираться  к бабушке в Барановичи.Два дня он шёл в основном лесом, боялся выйти на дорогу. Однажды подошёл близко к дороге, увидел  мотоциклистов и услышал немецкую речь. К вечеру он вышел к домику лесника. Лесник накормил Ваню, дал ему в дорогу хлеб ,кусок сала и предупредил
-Будь осторожен, немцев видели уже по дороге на Кобрин.
 Наутро он вышел на дорогу, там уже было много беженцев с детьми, колясками, узлами. Люди уходили из сожжённых деревень и городов. Внезапно показались немцы на мотоциклах. Окружили всех, собрали мужчин и строем погнали их в другую сторону.Их пригнали в лагерь. В поле был огорожен колючей проволокой в несколько рядов участок, там уже были люди. Через два дня их отправили в лагерь для военнопленных в Польшу. В лагере было много военных, которые попали в плен в первые дни войны, отступая на соединение с другими частями Красной Армии. В лагере их гоняли на работу. Они прокладывали узкоколейку и строили  бараки для новых пленных. От тяжелой работы и скудной пищи Ваня осунулся, но работал наравне со всеми. В лагере Ваня познакомился с пленным офицером. Звали его Новиков Сергей. Ему удалось скрыть своё воинское звание.  Когда Сергей  узнал, что  Ваня знает немецкий язык он сказал ему:
-Выжить здесь получится немногим, но ты должен выжить. Для этого ты используешь знание немецкого. А ещё запомни моё имя и номер части, возможно это тебе пригодится.
Однажды, когда  немец конвоир сказал что-то на ломаном русском, Ваня ответил на чистом немецком. Немец спросил:
- Ты откуда знаешь немецкий?»
-Я учил немецкий в школе, мой отец из поволжских немцев, а дед умер в сталинских лагерях.
Конвоир доложил про Ваню начальнику лагеря. Немцам особенно нравились потомки репрессированных этнических немцев. На  следующий день Ваню вызвал к себе начальник лагеря. Начальник лагеря стал спрашивать Ваню о родителях, о том как он попал в плен. Ваня рассказал всё так, как его научил Сергей.
-В плен я попал, когда был в гостях у тёти под Брестом.
-Наши доблестные войска скоро возьмут Москву и ты как истинный немец должен помогать немецкой армии. Если ты послужишь доблестной Германии, то после войны сможешь продолжать учёбу, а там тебя ждёт счастливое будущее.
 Его теперь вызывали часто к начальнику лагеря.Ване предложили учёбу  в разведшколе. Он каждый вечер после возвращения от начальника лагеря рассказывал всё Сергею. Сергей сказал:
- Надо соглашаться, после разведшколы тебя скорей всего отправят на оккупированные территории, а там тебе легче будет попасть к своим.
 На  следующий день Ваня согласился перейти на сторону немцев.В разведшколу он попал вместе с двумя пленными. Это были выходцы с Западной Украины, которые добровольно перешли на сторону немцев.
Прощаясь, Сергей напутствовал Ваню:
-Там будут те, кто добровольно перешёл на сторону немцев, ты ничем не должен выдать себя, удержаться будет трудно, но они должны знать, что ты тоже хочешь послужить Германии. Всё, чему тебя будут учить, потом тебе пригодится. Изучай немецкое оружие, запоминай всё что увидишь, тех, кто будет обучать вас. Я думаю, что вас потом забросят на оккупированную территорию. Тебе придётся научиться прыгать с парашютом, работать с рацией,учись, всё пригодится, когда наша Красная Армия будет гнать немцев с нашей земли. Я верю в это.
Три месяца продолжалась учёба. Инструкторы тщательно изучили досье каждого, но к Ване прониклись доверием, как -никак этнический немец с хорошим знанием немецкого языка. Несколько раз прыгали с парашютом. Один раз, когда его ветром отнесло на километр от места сбора рядом был лес Начало октября,красота осеннего наряда деревьев пробудила воспоминания из детства. Он ещё совсем малыш собирает в парке осенние листья и дарит букет маме. Мамы больше нет,где папа и что с ним неизвестно.У Вани возникло желание всё бросить и убежать, но он понимал, что это только мимолётное желание. Он всё сделает, как его учил Сергей. Он будет бороться против немцев, его время ещё настанет.
Много времени проводили в тренировках в лесу: учились определять маршрут, ставить мины, находить наиболее удачное место для укрытия. Много тренировались физически: каждый день бегали по несколько километров. Через три месяца учёбы Ваню и ещё двоих забросили с парашютами на оккупированную территорию в Белоруссии. Они должны были связаться с комендантом одного из немецких гарнизонов.
 Приземлились удачно. Уже через час все трое подходили к немецкому гарнизону. После короткого отдыха их вызвал к себе комендант. В комнате  были ещё двое. Они получили задание: внедриться в партизанский отряд под видом сбежавших с плена красноармейцев, передавать сведения о численности партизан, месте нахождения лагеря, количестве оружия, о командирах, связных с подпольем. Были назначены места явок, связные.
 Рано утром следующего дня Ваня шёл по лесной тропинке в глубь леса. Он долго ходил, поворачивая то в одну, то в другую сторону и не заметил, что за ним уже давно следили. Неожиданно из-за деревьев вышли двое вооружённых людей.
-А ну-ка руки вверх, ты что здесь делаешь?
Его обыскали. « Иди вперёд»,- его грубо толкнули.
-Ведите меня к вашему командиру.
-Мы сейчас покажем тебе командира. ,Иди, иди, а попытаешься бежать , получишь пулю в затылок.
Ваню привели к начальнику лагеря. Те двое, которые привели его доложили»Он всё высматривал  вокруг, понятно, немецкий лазутчик, расстрелять его.»
Ваня рассказал, кто он и как попал в плен, как согласился учиться в разведшколе, чтоб потом легче было попасть к своим. Он рассказал, что  этому его научил офицер Красной  Армии, который контуженный попал в плен в первые дни войны. Ваня назвал имя и фамилию Сергея и номер воинской части. Как раз в этом отряде оказалось несколько красноармейцев с той части. Они не смогли пробраться к своим и оказались в партизанском отряде. Ваня предупредил о прибытии в  другой лагерь в соседнем районе тех двоих.
 Два года провёл Ваня в партизанском отряде, передавал ложные сведения немцам. Немцы верили ему. Он донёс на старосту, которого немцы ценили. А партизаны давно хотели его уничтожить. Ваня донёс немцам, что он видел несколько раз, как староста привозил в отряд продукты. Немцы сами расстреляли старосту. Вывел немцев на ложный след, где якобы была заминирована дорога, по которой должен был пройти состав с немецкой техникой. Взрывчатку немцы нашли, поезд направили по запасному пути, а партизаны взорвали запасной путь. Эти сведения передал в отряд Ваня.
 После освобождения Белоруссии Ваня с частями Красной Армии дошёл до  Берлина, был переводчиком.
После войны  Иван Петрович закончил университет, потом сам преподавал немецкий студентам. Годы идут, заросли травой партизанские землянки, но память возвращается к тем далёким годам, когда они в белорусских лесах приближали день Победы.