Устьцилем из Нарьян-Мара все что в сердце сохранил

Игорь Чупров
                Памяти вдов воинов,
                пропавших  без вести
                на  фронтах
                Великой  Отечественной войны,
                посвящается
 

    От автора

Меня,  уроженца семьи староверов из Усть-Цильмы, в феврале 2012 года пригласили на родословные чтения  «В Усть-Цильме повезло родиться». Чтения проходили в Постоянном представительстве Республики Коми при Президенте РФ, организовало их московское представительство Межрегионального общественного движения «Русь Печорская» и его председатель Татьяна Дмитриевна Вокуева.   

Хотя я не являюсь жителем Усть-Цильмы, с рождения жил в Нарьян-Маре, учился в Питере, работал в Каунасе, Татьяна Дмитриевна, а также члены нашего большого устьцилёмского рода Ирина Васильевна Кутепова и Григорий Васильевич Чупров убедили меня взяться за составление родословной моей семьи.
Процесс поиска разнообразных сведений, написание семейной истории так завладели мною, что само собой возникло желание доверить бумаге и воспоминания о трудном детстве в послевоенном Нарьян-Маре. Я совсем не планировал создавать книгу. Мне лишь хотелось ностальгическими воспоминаниями о прошлом скрасить нынешнее, не очень лёгкое, бытие моих сверстников и сверстниц, выпускников средней школы № 1 Нарьян-Мара, одноклассников пятидесятых годов XX века.    
Получив мои первые мемуарные опыты по электронной почте,  корреспондентки стали просить и даже требовать: пиши дальше. Мысленно возвращаясь в минувшее, я словно преодолевал ступеньку за ступенькой лестницы тогдашнего, почти спартанского, существования: сенокос, рыбалка, охота, морошка, учёба, спорт, дружба, работа, наука…    В течение двух месяцев я излил на бумагу всё, что отложилось в сердце за 70 прожитых лет.    
Книгу я писал для своего поколения. Вместе с тем надеюсь, что и молодым, вступающим в жизнь читателям, будет  интересен мой  опыт, что он поможет им преодолевать трудности, поджидающие каждого человека на жизненном пути.

1.1. Откуда мы родом

Мои родственники ; троюродная сестра  по линии матери Ирина Васильевна Кутепова и троюродный брат  со стороны отца Григорий Васильевич Чупров, живущие ныне в Ухте, двоюродный брат со стороны матери Валерий Васильевич Носов, житель Усть-Цильмы, несколько лет назад начали искать корни нашего рода. От них я и узнал начала своей родословной.
Основателем рода  по линии отца, как установил Григорий Васильевич, был  Михаил Чупров из деревни  Кривомежка  (Кривомежное), расположенной недалеко от села Трусово по реке Цильме.  У Михаила было три сына: Петр (1-й), Иван и Петр (2-й), и три дочери.
Пётр (1-ый)  родился в 1843 году и около 1875 года переехал со своей семьей в Усть-Цильму. В 1880 году он срубил  на высоком берегу Печоры двухэтажный дом на четыре семьи. Дом он строил  большой, так как в семье уже росло три сына: Иван, Перфил и  Пётр. В 1884 году родилась дочь Анна.  Дом стоит и поныне на улице Набережной, 43.
Чтобы выжить в жёстких условиях Приполярья, усть-цилёмы  жили и вели хозяйство родами. В ежедневном общении фамилию нередко заменяло прозвище, данное по какому-то общему признаку рода. Род отца звался Чарнышевыми. Прозвище они получили по цвету кожи ¬¬¬; большинство их мужчин были очень смуглыми.  Такова первая версия.
Григорий Васильевич рассказал ещё одну, услышанную от отца и моего дяди Тимофея Перфильевича: «За домом по ул. Советской, 39, где мы летом пили чай, протекает Остапков ручей. Место за ручьём в сторону пристани раньше называлось Каравановка потому, что в районе пристани и ниже причаливали караваны лодок и каюков чердынских купцов. Поскольку дом наших дедов находился недалеко от Каравановки и берег позволял чалиться лодкам, баржам, то в наш большой  двухэтажный дом на берегу реки всегда на постой просились приезжие купцы. И от слова чердынцы появилось измененное название рода ;Чарнышевы;. Но это версия».
«Из рассказов отца помню, ; сообщил мне Григорий Васильевич, ; что у  рода Чарнышевых ; Ивана Петровича, Перфила Петровича, Петра Петровича и Анны Петровны недалеко от деревни Уег были земли, заливные луга и постройки. Местечко называлось Высокая земля. Отец рассказывал, что в детстве видел там деревянные ящички (формы) в которых прессовали сливочное масло, примерно по килограмму, и на формах было вырезано клеймо  ЧИП  (Чупров Иван Петрович). Масло с этим товарным знаком  охотно покупали купцы в Мезени и Архангельске на зимних ярмарках, куда возили наши деды свой товар по тракту Усть-Цильма ; Архангельск. Видимо, твой дед Иван Петрович неоднократно бывал в Мезени, Архангельске.
Где похоронен и причина столь короткой жизни, мне неизвестно».
Это письмо напомнило мне, как в середине пятидесятых годов  мать просила мою старшую сестру Татьяну, уезжавшую в Архангельск, поискать могилу деда Ивана.  В  1914 году он уехал в Архангельск на ярмарку, заболел там и умер. 
О судьбе моей бабушки, жены деда Ивана, ничего не удалось узнать. Известно только, что звали её Анна Степановна, и что она, то ли умерла, то ли после смерти мужа второй раз вышла замуж. 
По этим причинам мой отец Иосиф Иванович с десяти лет рос сиротой в большом родовом доме Чарнышевых. 
От Ирины Васильевны Кутеповой я узнал, что одна из ветвей нашего рода со стороны матери носила название Глухины: «Первым из рода Глухиных в Усть-Цильму  приехал Иван Вокуев, ; написала она мне. ; Он был глухим (отсюда и название рода), прожил на свете 104 года.
У Ивана было два сына ; Евграф Иванович и Пётр Иванович.  Известно, что Евграф Иванович со своим сыном куда-то исчезли после того, как нашли какой-то клад.
А вот от Петра Ивановича пошла дальнейшая ветвь рода Глухиных. Сколько имелось детей у Петра Ивановича, отец мне так и не сказал. Но один из них, Василий Петрович, женившийся на Анисье Марковне, является нашим прадедом. Анисья Марковна рожала 22 раза, прожила на свете 99 лет.
Дети Василия Петровича и Анисьи Марковны:
Трифон
Филипп
Яков
Гаврил
Агафья
Фёдор
Василий
Парасковья
Аграфена
Екатерина
Какова последовательность и даты рождений  ; я не знаю.
Получается, что мой дед Трифон и Ваша бабушка Екатерина родные брат и сестра. Ваша мама Ирина Васильевна и мой отец Василий Трифонович двоюродные брат и сестра. Выходит, Вы и я ; троюродные брат и сестра.
 Кстати, Вашу бабушку Екатерину в Усть-Цильме все звали Катей-костоправкой. Про нее ходят в селе легенды. Я её помню. Она трижды вправляла мне вывихи».
В ноябре 2011 года Ирина Васильевна написала мне: «В нашем роду Глухиных жива и в полном здравии есть Анна Васильевна Вокуева. В августе ей исполнилось 89 лет. Зимой она обычно приезжает к своей дочери Татьяне в Ухту. Думаю, она может что-либо рассказать о наших родственниках».
Ирина Васильевна затем побывала у этой двоюродной тётушки, и написала мне: «Пораспрашивала её о родственниках. К сожалению, о ваших дедушке и бабушке из рода Чарнышевых она ничего не знает. А вот о дедушке Василии Малышеве кое-что рассказала. Бабушка Екатерина Васильевна замуж была отдана в шестнадцать лет. Однажды в темноте на Василия напали двое мужиков и сильно избили его. До дома Василий добрался живым, но стал болеть. Анна Васильевна говорит: «Тётка Катерина говорила, что лежал и болел он совсем мало и скоро помер. Но, когда помирал, эти двое мужиков приходили к нему и просили прощения. Они говорили, что Василий ни в чём не виноват, что они в темноте приняли его не за того, кого хотели проучить». Вот и получается, что Василия избили так, что он Богу душу отдал. По сути дела это убийство. И убили его ни за что. Видать, совесть мужиков мучила, коли у умирающего прощения просили, и не побоялись признаться в этом.
Еще Анна Васильевна сказала, что родители Вашего отца умерли очень рано и его воспитывали дед и бабка, а потому женили его в шестнадцатилетнем возрасте на вашей маме Ирине Васильевне, которой тоже было шестнадцать лет». (Замечу, что Анна Васильевна ошиблась: отец женился не в шестнадцать, а восемнадцать лет).
  Первый муж бабушки Екатерины Василий Малышев происходил из рода Комаровых. У них было трое детей: Ирина (моя мать), Исай и Степанида, родившаяся через несколько дней после похорон Василия.
Дед Василий погиб в двадцать семь лет, а бабушке Катерине не исполнилось ещё и двадцати пяти. Она снова вышла замуж, оставив  старших детей, Ирину и Исая, на воспитание в родовом доме Глухиных, своему дяде Ивану Андреевичу. У него своих детей не было.
В детстве мама мне рассказывала, что  в Усть-Цльме в те годы многие рода были обязаны передавать из поколения в поколение выполнение того или иного умения в интересах всей округи. Иван Андреевич выполнял обязанности костоправа и передал свою общественную обязанность бабушке Катерине. Мать сильно огорчалась, что, выйдя второй раз замуж, бабушка Катерина  специальность костоправа по наследству так никому и не передала.
В том, что бабушка Катя была хорошей костоправкой, я убедился на собственном опыте. Кажется, в 1947 году,  мальчишкой, я бежал рядом с поднимающимся медленно в гору от речного порта грузовиком, и кричал сидящему в кузове дяде: «Дядя, прокати»! Он сжалился надо мной, схватил за руку и резким движением поднял в кузов.
Вывих локтевого сустава правой руки не заставил себя ждать. Мать  не повела меня в городскую больницу, а через два дня со знакомым первым помощником капитана парохода «Молоков» (дядей Федей, тоже усть-цилёмом) отправила в Усть-Цильму к бабушке. Бабушка на ощупь, так как почти ничего не видела, обследовала мою руку, затем два дня растирала её в бане, и, в завершение процедуры, резко дёрнула. Мой локтевой сустав встал на место.
Вот такими были наши предки.
Любопытные сведения о том, как предки больших родов Чупровых и Носовых обосновались в деревне Трусово на Цильме, я нашёл в художественно-документальной повести Льва Смоленцева «Печорские дали», выпущенной в Коми книжном издательстве в 1979 году. Всех, кто интересуется историей усть-цилемских родов, отправляю к этой увлекательной книжке.
               
            P.S. Продолжение в сборнике"Устьцилем из Нарьян-Мара" в главах1.2 - 1.22.