Диалог 4А. Аттестация

Георгий Кончаков
С о ц и о л о г. Что делать с этими оболтусами? Весь месяц на уроках бездельничали, отсиживались, пока другие отвечали. Самостоятельные работы делали небрежно, кое-как. По тестированию - "тройки". А когда подошло время аттестации, заявляют, что им "четвёрки" нужны, иначе стипендию не назначат. Упрашивают, уговаривают. Ну, эти, куда ни шло, просят. А  кто на "пятёрку" претендуют, вообще ведут возмутительно. Требуют, настаивают.

Ф и л о с о ф. И как, Вы, поступаете в таких случаях, Валентина Петровна?

С о ц и о л о г. Наглецов ставлю на место. Про остальных справляюсь у куратора. Если действительно материальное положение семьи неблагополучное, даю дополнительное задание. Создаю видимость, что студент подготовился и заслуживает "четвёрку".

Ф и л о с о ф. Я почему спросил? Сам поступаю аналогичным образом. Только в качестве задания даю реферат.

С о ц и о л о г. Что толку в нынешних рефератах, Андрей Гаврилович. Студенты с интернета перепечатывают, не читая. А потом нам подсовывают это машинное изделие. Раньше, когда от руки писали, тоже не очень вникали, не старались запомнить содержание. Механически делали. Но хоть как-то трудились, время затрачивали, что-то оставалось в голове из написанного. А сейчас реферат - ни уму, ни сердцу.


Ф и л о с о ф. А по мне лишь бы формальности были соблюдены. Задание выполнил, получи оценку. Наше поколение, за исключением особо одарённых особей, не обходилось без шпаргалок. Но мы сами трудились над шпорами, готовили материал по всему курсу. Находились среди преподавателей любители-охотники, для которых обнаружить хитроумно спрятанную шпаргалку было хобби. Сегодня шпаргалки печатают в типографиях. На обложке красуется слово "шпаргалка" с указанием учебной дисциплины. Производство шпаргалок в постиндустриальном обществе поставлено на индустриальную основу.


Э к о н о м и с т. Это ещё что. Проверяю у сына однажды задание по математике. И засомневалась. Больно быстро сделал и без единой ошибки. На него это не похоже. Он у меня гуманитарий. Так вот. Предлагаю: "Покажи, какими действиями получен результат". Не может. Дальше выяснилось. Списал решение из сборника, которым поделился друг. Издание великолепное, в твёрдой обложке, продаётся в магазинах учебной литературы. Находчивый автор-составитель выпустил сборник, в котором в точном соответствии с номерами заданий проставлены решения.


С о ц и о л о г. Сообразительный оказался товарищ: произвести то, что будет иметь спрос. Вот что значит рыночная экономика. Такие книги не залежатся на полках книжных магазинов.

Ф и л о с о ф. При сегодняшнем состоянии образования такие пособия для учителей издавать надо. Дают на дом задачки, которые сами решить не могут.


П р е д с е д а т е л ь. Компьютеризация, интернет открывают большие возможности. Я лично считаю, что преподавание должно перейти на иной, более высокий уровень, какой не могли мы представить лет двадцать назад. Лично я считаю, нужна не просто реформа образования, осуществляемая государством. Нужна полная переработка содержания учебных дисциплин, разработка полноценных современных методик преподавания. Сегодня преподаватель лишь в общих чертах несёт ответственность за качество и эффективность своей работы. Ни руководители образовательных учреждений, ни преподаватели не знают до какого уровня можно обучить каждого отдельного ученика в предусмотренные учебным планом часы, что для этого должен сделать преподаватель, и всё ли он делает на самом деле.

 
О б щ е с т в о в е д. Я окончил педагогический университет по специальности психология. Еще во время учебы обратил внимание, насколько учебники составлены безграмотно с точки зрения возрастной психологии, психологии памяти. Язык большинства учебников при всей их научности неудобен для прочтения и запоминания. Только в учебниках иностранного языка соблюдаются хоть какие-то нормы: сколько новых слов должно быть предложено ученику на очередном уроке, сколько раз должны встретиться ранее изученные слова для усвоения и закрепления.


П р е д с е д а т е л ь. О том и веду речь. Лично я считаю, что авторы учебников и методических разработок должны ориентироваться на ученика, его познавательные возможности. Павел Сергеевич, эта аттестация промежуточная. В отличие от ежемесячных проходит в середине семестра. Оценки выставляются в зачетную книжку, "двойки" тоже заносятся в зачётку. У Вас четыре занятия в месяц. Желательно, чтобы у каждого студента было три оценки, но не менее двух. По одной оценке аттестация не выставляется. Не забудьте вовремя заполнить аттестационные ведомости.


Ф и л о с о ф.  Я часто размышляю, как нам повезло с директором. Владимир Индустрианович производит впечатление человека вдумчивого, делового. Заседания педсовета проводит оперативно, без излишнего многословия, конкретно формулирует задачи. Порядок и дисциплина в колледже - позавидуешь. Такую чёткую распорядительность только в военных учреждениях можно встретить. В обращении с преподавателями ведёт себя корректно, никогда не повышает голос.


С т а р ы й  и с т о р и к. С директором мне довелось часто общаться на разного рода заседаниях и совещаниях. Меня всегда радовало и вызывало восхищение умение, верно реагировать на трудные вопросы и разного рода реплики, мгновенно принимать правильные решения. В таких случаях я пытался ставить себя на его место. Всякий раз признавал, что я бы так руководить не сумел. Хочу повторить, что очень много и часто общался с директором. Нередко он сам приглашал по тем или иным вопросам. Всегда был предельно вежлив со мной. Невольно подчеркивал особое уважение к моему возрасту. Так что мне никогда не представлялось случая усомниться в уважительном отношении ко мне. Но когда один-единственный раз обратился к нему, получил отказ.
Моё обращение к директору было вызвано попыткой методистов воспрепятствовать присвоению первой квалификационной категории Виктории Максимовне. Она помнит, как это происходило.


Г е о г р а ф. Ещё бы. Для прохождения аттестации по Положению даю открытый урок. На уроке присутствовали зам директора по воспитательной работе Степанида Агафоновна, зав методкабинетом Агнесса Спиридоновна и Олег Александрович, как председатель цикловой комиссии. Сами понимаете, когда проводишь открытый урок, волнуешься, переживаешь. Не столько за себя. Как студенты будут отвечать, работать на уроке, выполнять задания по новому материалу? Степанида Агафоновна расхвалила урок, Агнесса Спиридоновна согласилась с мнением вышестоящего административного лица и тоже дала отличную оценку.


С т а р ы й  и с т о р и к. Я тут же составил протокол обсуждения урока, где все присутствующие поставили свои подписи.


Г е о г р а ф. На следующей неделе без предупреждения ко мне приходит второй методист. В том году директор утвердил ещё одного методиста. Урок прошёл не хуже открытого. Мне было приятно и за себя, и за детей. Но новоявленный методист наговорила столько замечаний, назвала столько недостатков и вынесла вердикт - преподаватель недостаточно владеет методикой преподавания учебной дисциплины. Я не согласилась. Но это методистов не интересовало. Они представили в аттестационную комиссию заключение, что преподавателю географии не может быть присвоена первая квалификационная категория.


С т а р ы й  и с т о р и к. Я пошёл на приём к директору. Владимир Индустрианович, как всегда с расположением, принял меня. Назначил совместную встречу с методистами. Выслушал доводы обеих сторон. "Вот видите, Олег Александрович, не могу игнорировать заключение методистов. Они, главным образом, определяют, какой категории заслуживает преподаватель". Ушел от директора ни с чем.

М о л о д о й  и с т о р и к. Ну и что? Не дали Виктории Максимовне категорию?

С т а р ы й  и с т о р и к. Членами аттестационной комиссии были Степанида Агафоновна и заведующая учебной частью. Они сумели отстоять Викторию Максимовну, заставили директора изменить решение. Но это было без моего участия. С моим мнением директор не посчитался.


П р е д с е д а т е л ь. Для руководителя такого крупного учреждения, лично я считаю, грех невелик. Каждый из нас исходит из своих узкоэгоистических интересов, а Владимиру Индустриановичу приходится заботиться об интересах всей организации, всего коллектива. Мы не вникаем и не понимаем, какая ответственность лежит на руководителе такого масштаба.


С т а р ы й  и с т о р и к. Никто не спорит, что круг обязанностей и ответственность у директора больше, чем у любого из нас. Речь идёт об отношении первого руководителя к подчинённым. Небрежение интересами и нуждами рядовых работников от директора передалось всем работникам администрации. Любой сотрудник, причисляющий себя к администрации, на какой бы самой низкой ступеньке не стоял, считает себя на голову выше преподавателя, высокомерно поучает. Во всех недостатках, имеющих место в работе колледжа, виноват преподавательский состав.

Они все умные, они знают, как надо делать и поступать, а нерадивые преподаватели не выполняют указаний и предписаний администрации, отсюда неудовлетворительная успеваемость, прогулы занятий студентами, отчисления. Работники администрации самоотверженно, не считаясь со временем, не щадя своих сил объясняют, что надо делать, чтобы добиться успеха. Преподаватели отвели занятия по расписанию и домой. А они, бедненькие, от звонка до звонка пашут. Распоряжения начальства игнорируются, и вот вам результат.


М о л о д о й  и с т о р и к. Я слышал, что сотрудники расписываются в специально заведённом журнале о времени прихода и ухода с работы.

О б щ е с т в о в е д. Зачем это? Когда проходишь через турникет, компьютер фиксирует, кто во сколько прошёл.

П р е д с е д а т е л ь. А вдруг, кто передаст свою магнитку другому. Тот утром проведёт чужой  магниткой по фотоэлементу, а владелец явится на полчаса или целый час позже, пройдёт через турникет без регистрации.

Э к о н о м и с т. Наш директор - воспитанник советской системы. Он хорошо и крепко усвоил ленинский принцип, что социализм - это учёт и контроль. Вот и установил контроль над каждым преподавателем и сотрудником, чтобы обеспечить высокий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.

М о л о д о й  и с т о р и к. Сотрудники ладно. А как же директор осуществляет контроль за работой преподавателей?


П р е д с е д а т е л ь. Очень просто. Вы обратили внимание, что стёкла дверей в кабинеты закрыты матовой бумагой, в которой на высоте человеческого роста сделаны прорези букв, аббревиатура названия нашего колледжа. Лица, ответственные за учебный процесс, во время занятий проходят по коридору и через прорези наблюдают, чем занят преподаватель на уроке, как ведут себя студенты, выполняют задания преподавателя или развлекаются. О виденном докладывают директору. В этом учебном году собираются установить в кабинетах видеокамеры. Эта мера даст возможность оперативно наблюдать за учебным процессом в колледже.


С т а р ы й  и с т о р и к. Но особенно драконовские меры были ощутимы, когда шёл делёж премий. До Владимира Индустриановича премии были редкостью. Иногда по случаю какого-нибудь большого юбилея.  В связи развернувшейся коммерческой деятельностью колледжа, появились внебюджетные средства, часть которых директор имел право использовать для поощрения работников учебного заведения. Это по существу были деньги, заработанные коллективом за занятия на платных подготовительных курсах и коммерческом отделении.

М о л о д о й  и с т о р и к. Видно неплохие суммы набегали. И какого размера были премии?

С т а р ы й  и с т о р и к. Премии заметные. Квартальная близка месячной зарплате преподавателя. Но выплачивалась она на основе Положения, разработанного самим директором. Использовалась привычная пятибалльная система. Помнится однажды преподаватели нашей цикловой по полтора балла получили, а я ноль целых три десятых. Меня тогда это очень обидело. Ведь я выполнял работу в большем объёме, чем любой преподаватель. Говорить никому не стал, никому не посетовал на такую несправедливость. Со своей участью  легко смирился, но когда ущемляли преподавателей цикловой, я возражал, пытался оспаривать оценки на премиальной.

М о л о д о й  и с т о р и к. И это Вам удавалось?

С т а р ы й  и с т о р и к. Иногда моя защита заканчивалась удачно. Но чаще всего оценщик оставался при своём мнении. Ведь оценки ставились не по каким-то объективным показателям работы, а исходя из личных симпатий и антипатий того или иного начальника к преподавателю. Никто не станет возражать, когда оценка снижена за тот или иной недочёт в работе. Я видел, как все преподаватели работали, лучше всех администраторов знал, какой балл заслуживает каждый член нашего коллектива. Но директор использовал премии как дубинку, которой мог размахивать каждый администратор в составе комиссии.


Ф и л о с о ф. Подводя итог нашему разговору, мы выставляем аттестацию студентам, администрация - нам. И только сама администрация оказывается вне аттестации. На недоступной, недосягаемой высоте.


С т а р ы й  и с т о р и к. Аттестацию проходят все, даже директор. Каждые пять лет. От результатов зависит размер должностных окладов. Только там подход другой. Аттестуют по отчетам годовым да прилагаемым бумагам. Никто не вникает наверху, чего на самом деле стоит тот или иной руководящий работник. Учебный процесс осуществляется, ежегодный выпуск специалистов есть, рекламации на выпускников не поступали. Значит, руководство со своими обязанностями справляется. Вот и весь сказ.


Лаборантская Лидии Михайловны (Э к о н о м и с т). Заходит Виктория Максимовна (Г е о г р а ф) и садится на диван. Лидия Михайловна устраивается рядом.

Г е о г р а ф. От меня муж ушёл.

Э к о н о м и с т.  Это что ещё за новости?  Как это произошло?

Г е о г р а ф. Влюбился в секретутку у них на фирме. Сказал, что всё это серьёзно. Ушёл жить к ней.

Э к о н о м и с т. А как же Игорь? Сын знает?

Г е о г р а ф. За Игоря, сказал, могу не беспокоиться. Заверил, что сын ни в чём нуждаться не будет. Готов взять к себе. Я, конечно, отвергла категорически. Впрочем, парень взрослый, сам решать будет, с кем жить. Но, по-моему, это было сказано так, чтобы продемонстрировать своё благородство. Зачем молодой жене взрослый чужой ребёнок в доме?

Э к о н о м и с т. Да, подруга, ты меня своей новостью ошарашила. Кто бы мог подумать? Такая благополучная семья. Ведь вы сколько лет прожили?

Г е о г р а ф. Сама поверить не могу. Двадцать лет совместной жизни.

Э к о н о м и с т. Так дружно жили. Ни семейных ссор, ни конфликтов.

Г е о г р а ф. От мужчин что угодно можно ожидать. Вот она надежда и опора. А ведь клянутся всю жизнь любить.



***
************

Ч ё р т: Из диалога преподавателей следует, что у них не очень благополучные отношения с администрацией.
 
А в т о р: Какие уж там неблагополучные. Бесчинствует администрация, прикрывая свой произвол якобы радением за общее дело, за престиж учебного заведения.

Ч ё р т: Я это понял из написанного тобой диалога. Только ты будто заискиваешь перед администрацией, можно подумать, что ты её боишься и потому стараешься через своих героев смягчить критику, не хочешь перед читателем обнажить всю правду. Да и преподаватели у тебя образуют такую дружную бесконфликтную семью. Сомнения у меня на этот счёт.

А в т о р: Как же ты представляешь ситуацию?

Ч ё р т: А вот прочти.



                http://proza.ru/2013/10/21/711