Путевые заметки. Чаевые

Александр Смирнов Мир Снов
Я довольно много путешествую. Поэтому с проблемой чаевых столкнулся сразу и очень остро. Для большинства людей, живущих в других странах, наши проблемы с тем, чтобы спокойно отдать человеку за выполнение ими своих прямых обязанностей дополнительные деньги, непонятны. Нам же не совсем ясны высказываемые претензии в жадности к русским. Мы ведь по натуре не жадные. Даже использование рабского труда русскими, в отличие от тех же англичан, греков, арабов или французов, никогда не применялось. Просто у нас разная культура и разные обычаи. Но ведь и у нас существует неписаное правило «со своим уставом в чужой монастырь не лезть». Поэтому пришлось изучить правила чужого монастыря, чтобы не быть белой вороной.

А началось это мое изменение взглядов с одного разговора в одной из стран. Тогда наш русский гид, женщина, живущая постоянно в этой стране, будучи замужем за местным жителем, рассказала о разговорах между водителями, обслуживающими разные группы туристов. Оказалось, что существует иерархия в водительском бизнесе туризма. К примеру, с американцами работать считается престижным, с европейцами тоже хорошо. А вот если водитель работает с русскими туристами, то его жалеют, говорят, что «не повезло». Да он и сам так считает. Основной причиной является то, что русские никогда не дают чаевых. А чаевые являются таким же законным и признанным источником дохода в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе, как собственно и заработная плата. Во многих странах, чтобы получить право работать в этих сферах бизнеса просто портье, или подносчиком багажа, или тем же водителем, платятся крупные взятки. Естественно, человек надеется заработать больше, чем он потратил, и потому когда его надежды не сбываются, он разочаровывается и начинает злиться. И злится он не на своих собратьев, взявших с него деньги, и обманувших его, а злится он на русских туристов, почему-то не дающих ему деньги — улыбающихся, жмущих руку, что свидетельствует о том, что они довольны обслуживанием — но денег не дающих. Следует также понимать, что традиция подарков, в том числе чаевых, развивалась во многих странах на протяжении многих столетий, если не тысячелетий, и нам не изменить сложившиеся устои.

Преодолеть этот конфликт без взаимного движения навстречу друг другу невозможно. Я переговорил с разными людьми и установил для себя приемлемые с моей стороны и не вызывающие раздражения с другой стороны (тем более, что от русских зачастую не ждут вообще ничего), размеры чаевых, которые я заранее закладываю в бюджет, и покупаю в банке купюры различного достоинства в необходимых количествах. Водитель, если подвозит до гостиницы, или аэропорта, и загружает и выгружает багаж — 1, или 2 доллара. Если водитель работает с вами целый день — 5, или 10 долларов, в зависимости от его поведения. Если водитель возит 2 дня — 10, или 15 долларов. Если поездка продолжается 3 и более дней — 20 долларов. Больше платить нужно лишь за особые случаи помощи в исключительных ситуациях, так называемый форс-мажор, когда водитель оказал неоценимую помощь. К примеру, один водитель защитил меня перед разгневанным мотоциклистом, который врезался в неосторожно открытую мной дверь (движение было левостороннее, и я правую дверь на остановке открыл смело, как будто был в России), и получил за это по лицу. Конфликт я уладил с помощью денег, но моральный долг естественно, компенсировал. Денежный подарок всегда вызывает улыбку на лице человека, и вы сами получите удовольствие,  увидев ее.

Портье, занесший ваши вещи в номер, должен показать вам все помещения и оборудование номера, а также научить вас им пользоваться. Обязательно требуйте показать, как включить и выключить кондиционер, телевизор, свет, воду. Проверьте, чтобы вода текла горячая, кондиционер гнал охлажденный воздух, а не уличной температуры. Важно понять, как пользоваться сейфом. Это развяжет вам руки и позволит не носить повсюду с собой сумку с документами и всеми деньгами. Так же важно понять, какие бутылки с водой в номере бесплатные, а за какие нужно будет заплатить при выезде. Это позволит вам сэкономить. За всю эту работу вы можете смело заплатить портье 2, или 3 доллара. Но если вы дадите ему 1 доллар — он сильно не обидится, а только улыбнется. 5 долларов платится в сильно навороченных  европейских и американских отелях, где уровень задается обстановкой. Но это не касается пятизвездочных отелей на южных курортах, куда мы приезжаем отдохнуть на неделю и более. Там 1, или 2 доллара вполне достаточно, даже если портье будет разыгрывать пантомиму непонимания. Улыбнитесь ему как можно добродушнее и выставьте за дверь.

Теперь о гидах. Если гид проводит одну экскурсию, чаевых можно не давать. Если экскурсия на целый день, или 2, то хорошо ему будет дать 10 долларов. Это если группа маленькая. Если же группа большая, то вполне достаточно 5-ти с пары. То же касается больших групп и на больший срок. Если у вас тур индивидуальный, то чаевые должны быть больше. Но это уже на ваше усмотрение. В любом случае более 100 долларов давать не следует. Это разбалует людей и создаст трудности для других соплеменников. 50, или 100 долларов — это очень хорошие чаевые и должны даваться в редких случаях, например, в индивидуальном туре на протяжении нескольких дней, когда гид, как нянька, решает многочисленные ваши проблемы и отлично проводит экскурсии, заботясь, чтобы вы могли купить сувениры не в магазинах для туристов, а на местных рынках, где цены в 5, а то и 20 раз дешевле.

В ресторанах о дополнительном вознаграждении можно уже и не говорить, так как даже в России мы уже привыкли оставлять чаевые в размере 5-ти % в дневное время, и 10% - в вечернее. Если денег мало, то можно оставить хоть сколько-нибудь, просто чтобы избежать разочарования обслуживающего персонала.

Важно давать чаевые, прямо глядя в глаза человеку и улыбаясь при этом, говоря как бы ему: «Ты это честно заработал. Я отдаю эти деньги с удовольствием — они твои!» Правильная передача чаевых значит не меньше, а то и больше, чем сам подарок. Передача денег, отвернувшись, или с кривой ухмылкой, может так обидеть человека, что он может захотеть отомстить. Лучше уж совсем ничего не давать.

Заметьте, что сумма чаевых чаще всего ничтожно мала, но помогает войти в общий мир с его традициями и при этом не позволяет относить русских туристов к третьей категории. К примеру, поездка на недельный отдых в Турцию, будет стоить 4 доллара: по одному доллару водителю и портье при въезде и выезде. Туристическая поездка в течение недели по Италии, или Португалии встанет в 25 дополнительных долларов: 5 — для портье в 5-ти гостиницах, 10 долларов водителю и 15 долларов гиду. Если же группа большая, то 5 долларов водителю и 10 долларов гиду будет достаточно. Тогда ваши дополнительные расходы составят 15 долларов за поездку. Это совсем немного, но позволяет наладить добрый контакт с обслуживающим персоналом на отдыхе и в туристических поездках. Индивидуальные туры в течение 2-х — 3-х недель, или даже больше, в любом случае встают не более 200 — 300 долларов за поездку. Это примерно 2 — 3 % от стоимости тура.

Имейте в виду, что гостей, приехавших за вами в эту страну, встретят так, как относились к вам. Точно так же отнесутся к вам, как вели себя ваши предшественники. Давайте не подводить друг друга. Так же, как в Сибири: найдя в тайге дом, ты всегда обнаружишь в нем приготовленные сухие дрова и немного крупы. Поэтому сможешь даже во время непогоды, а также будучи ослабленным, или больным, согреться и поесть, чтобы восстановить силы. Но уж когда соберешься двинуться дальше, то сам приготовь так же дрова для следующего путника и оставь немного еды для него. Не всегда и не у всех есть деньги, но пусть, основываясь на опыте встречи с другими русскими, всех русских по всему миру встречают хорошо, зная наше правило отблагодарить за добро всегда и в любом случае. Чаевые — это маленький подарок, и именно так нужно к нему относиться. «Внимание не дорого стоит, да дорого ценится!» Иногда вовремя данные чаевые приносят вполне ощутимую выгоду.

Однажды я оказался втянутым в обмен подарками с портье одного пятизвездочного отеля в Иордании, где в стоимость входили лишь завтраки. Обнаружив после уборки номера на постели красивых лебедей, свернутых из полотенец, я оставил на следующий день на кровати 1 доллар. Вернувшись, мы обнаружили бутылку вина за 6 долларов и тарелку с фруктами. Это явно превышало мой подарок, и я, чтобы реабилитироваться, на следующий день оставил на кровати еще 1 доллар. После возвращения мы обнаружили в номере халаты для ВИП-гостей — большие, с красивыми эмблемами, и стали ходить в них. Пришлось оставить еще 1 доллар. Появилась книга на русском языке и еще одна корзина с фруктами. В конце отдыха портье сам договорился на рецепшене, чтобы нам разрешили без доплаты подождать в номере еще 3 часа после расчетных 12 дня (обычно это стоит 20 — 30 долларов). Вот так игра в подарки с портье отеля доставила массу положительных эмоций и принесла вполне ощутимую выгоду.

В другой раз гид в Швейцарии спасла меня от уплаты полутора тысяч евро. После нескольких хорошо проведенных экскурсий я дал вполне достойную сумму в виде благодарности нашему гиду. При выезде из отеля в 3, или 4 утра, когда кроме заспанного распорядителя на рецепшене никого в отеле не было, тот дал мне при выезде счет, по которому я должен был заплатить 1500 евро. Оказалось, что медицинское обследование на нескольких аппаратах, которое я прошел в течение 2-х часов в этом отеле, именно столько стоит. Я возмутился. Во-первых, отсутствовали расценки на обследование. Я бы на такую сумму никогда не согласился. Это просто таких денег не стоило. И, во-вторых, несмотря на мои просьбы, мне так и не было выдано медицинское заключение. Я попал в сложную ситуацию. С меня требовали оплатить счет отеля, и без этого я не мог выехать из него, а также из страны. С другой стороны, платить было не за что. Я не получил результата обследования: медицинского заключения. Да еще в ночное время поговорить и разобраться было не с кем.

В этот момент включилась наша сопровождающая. Она потребовала представить лицензию врача, проводившего обследование и медицинское заключение. Сказала, что сама постоянно проживает в этой стране, и муж у нее как раз является швейцарским врачом — поэтому она знает порядок оказания данных услуг. Конечно, ничего из ею заявленного сотрудник отеля предоставить не смог. Поэтому мы оставили свои номера мобильных телефонов и заявили, что после предоставления всех требуемых документов, подтверждающих право их специалиста на оказание медицинских услуг, оплата будет незамедлительно произведена. С тех пор прошло много лет, и так никто  и не потребовал оплаты. А ведь женщина-гид могла и не вмешаться, и мне бы пришлось заплатить. Так что знайте, что даже в Швейцарии за оказание услуг зачастую берутся люди, не имеющие соответствующих прав, из простого и понятного желания заработать на неопытных туристах. И именно дружба с гидом помогает защититься от излишних и зачастую непомерных расходов.

Совсем недавно встретили в Ханое в аэропорту группу туристов из России. Они зарегистрировались на рейс, сдали багаж, но вылет отложили на неопределенное время, и они не знали, что делать, нервничая, возмущаясь и предъявляя претензии турфирме. К счастью, они смогли воспользоваться услугами нашего гида, который от нас не отходил уже вторые сутки, пытаясь отправить при первой возможности в Хуэ, или Данан (и там и там прошел тайфун). Я поинтересовался, как получилось, что они остались без гида. Оказалось, что он подвез их с водителем на автобусе к аэропорту, высадил, попрощался и уехал восвояси. Все стало понятно: они не дали чаевых водителю, и гид понял, что он тоже ничего не получит, потому и решил не тратить своего времени на жадных, по его мнению, туристов. У нас за все наши поездки такого случая не было ни разу, и рецепт здесь прост. Когда подвозят к аэропорту, мы всегда даем чаевые водителю. Гиду же говорим: «Проводите, пожалуйста, нас, помогите зарегистрироваться и покажите, куда идти на посадку». Человек понимает, что все это он будет делать не за просто так, и охотно провожает нас. Перед выходом на посадку мы тепло прощаемся и даем чаевые. Человеку приятно морально и материально, а мы не испытываем трудностей, или же преодолеваем их при поддержке местного жителя намного комфортнее и легче. Я мог бы рассказать, как при перелете из Венесуэлы в Мексику всех «шмонали» по-полной, а нас под присмотром местного гида лишь вполсилы. А это процедура неприятная, скажу я вам, и стоит больших нервов. А ведь мы накупили до этого в Перу листьев коки в качестве сувениров и чая из коки (их продают в любом магазине в Куско), и совершенно естественно опасались, что можем загреметь лет на пятнадцать в тюрьму. Вот и думайте, стоит ли давать чаевые, или не стоит.

И не стоит думать, что законопослушное поведение защитит от всех неприятностей. Лучше все же заиметь друзей в каждой стране, которые, даже если деньги у вас внезапно закончились, помогут уже просто из добрых к вам чувств. Из Китая именно так, без денег нас отправили на родину, так как из-за непогоды мы опоздали на сутки в Пекин на свой рейс, и как-то все деньги подытожились. Нужно было лишний раз заплатить за отель и купить два билета на самолет. За отель мы расплатились, а вот на билеты уже денег не хватило. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», - говорит русская пословица, и как же она права!