Проводы

Зашихин Леонид
   Дни войны помню как-то плоховато, только отдельными отрывками и эпизодами. Какими-то вспышками света киношного характера.

   Раньше в деревне средств информации никаких не было. Так что когда обьявили войну, Не знаю. Узнали о ней из повесток сельского совета, принесшого нарочным в контору колхоза. Отцу в ту пору было тридцать два года. Поэтому повестку ему,видимо, вручили первому.

   Помню, как мы ехали в село Халды на тряской телеге. Отец всю дорогу держал меня на коленях. Мать была в слезах и непонятно что причитала. Отец успокайвал и говорил, что все будет хорошо, только береги детей. Сестре Люсе тогда было годика полтора. Она осталась с бабушкой Надей дома.

   В нашей семье более восьми лет не было детей; умирали после родов, прожив несколько дней. Поэтому наказ матери беречь детей был жизненно важным. Первым выжил я, после всяких молитв к Богу. Родители говорили пусть сгорит дом, пропадет корова, хотя бы один ребёнок выжил. Впоследствии так и получилось; сгорел дом, пропала корова после рождения двухголового теленка.

   Четко вспоминаю, как отец занес меня в сельмаг и купил мне фланелевый красный костюм. Потом отца позвали в сельский совет, и больше я его не видел. Вместе с другими мужиками, из близлежащих деревень, их увезли в районное село Селты на полуторке колхоза "Красный Октябрь".

    Мы с матерью уехали обратно в свою деревню Мокроусово ( по официальному названию, в простонародии деревня называлась Рожки).

   Всю дорогу, пять километров, мать мочила мои две верховки на голове теплыми слезами, крепко прижимая меня, причитала: "Как без отца жить-то будем? Господи! Помрем, как голубки, в лютый мороз!"

   К счастью, этого неслучилось. Народ мужественно выстоял в этом горе. Сплотился, держась друг за друга. Все стали как бы родными. У кого бы что ни случилось, помогали всей деревней выживать и дожидаться мужиков с войны. Верили, что они обязательно победят супостата. Они же сильные, мужики-то наши. Пусть немчура пощады не ждет!

   Нас с сестрой Люсей мать почти каждый вечер ставила на лавку перед иконами и заставляла молиться Богу, чтобы папка пришел с войны, чтобы его не убила германская пуля. Если не будите молиться за отца, убьют, и папка ваш домой не придет, говорила она нам тысячу раз. Молились усердно и долго.