Афинский полис от Тезея до Клисфена

Антон Железняк
1) Реформы Тезея

Знаменитые реформы Тезея были проведены в 13 веке до н.э.
Одной из основных нововведений было объединение всех частей Аттики в единое целое – с центром в Афинах. Этот процесс получил название «синойкизм». В основе объединения лежали две основные причины: экономическая и внешнеполитическая; во-первых, с развитием частной собственности началось развитие ремёсел и отделение ремесла от земледелия, что в свою очередь вызвало рост торговли. В этих условиях члены родов, фратрий и племён должны были перемешиваться друг с другом, а во-вторых необходимо было противостоять внешней агрессии против дорийцев во второй половине II тыс. до н.э. Была создана единая система управления – Совет. Также всё население страны было разделено на три категории: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги – ремесленники. Реформы Тезея способствовали: 1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён; 2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное; 3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён. Несмотря на это дальнейшее развитие было обусловлено усилением родоплеменной знати, власть сосредоточилась в руках 9 архонтов (после 683 года), что привело к сильному социальному «перекосу» в пользу эвпатридов, также серьёзные изменения происходили в городе. Благодаря развитию ремёсел, стала складываться городская рабовладельческая знать, что привело к  новому роду противоречий. Между родовой и городской знатью. Огромное количество противоречий социально-экономического характера привело к реформам Солона.

2) Реформы Солона

Все реформы Солона можно разделить на социально-экономические и политические. Экономические реформы были преимущественно положительными.  Первой реформой Солона была сисахфия – «стряхивание бремени». Была освобождена масса должников и запрещена долговая каббала. Также был установлен максимальный размер земельного надела, долги для собственников имущество снизили на треть.  Велась политика протекционизма: был разрешен вывоз оливок, ввоз хлеба и тд. Был принят ряд законов против роскоши.
К минусам можно отнести: 1) Не был произведён передел земли, захваченных эвпатридами насильным путём.
Итогами реформы можно назвать: 1) Началось формирование рабовладельческого строя; 2) Ограничивалась сила и власть эвпатридов и был дан толчок в развитии мелкого землевладения; 3) Рабы становились главной эксплуатационной силой.

Вместе с тем были проведены, занявшие центральное место политические реформы. Была проведена тимократическая (цензовая) реформа: все граждане были разделены по имущественному признаку на пять разрядов, это нанесло удар по родовому строю. Все были разделены на мединмов, всадников, зевгитов, фетов. На смену родовитости пришло богатство. Реформа носила политический характер, так как разным группам предоставлялся разный набор прав. Был создан совет четырёхсот ( по сто человек от филы), Гелиэя (суд присяжных), но был сохранён ареопаг (оплот родовой знати получил надзорные функции). Плутарх отмечал, что совет четырёхсот и ареопаг должен был сдерживать радикальные народные настроения.
Таким образов несмотря на незаконченность и половинчатых характер реформы носили прогрессивный характер: наносили новый удар по родовой знати и способствовали развитию рабства на основе труда чужеземцев.

3) Реформы Клисвена

В 508 году до н.э начинается новый этап развития государственности древних Афин – демократический. Начинается он с реформ Клисвена 509 года. Им была проведена территориальная реформа: Аттика была поделена на 100 демов. Деем обладал самоуправлением и мог выбирать демарха; также выбирались кандидаты в Совет полиса и в Архонты. Демы были объединены в 10 фил – каждый из которых имел свой храм. Также вся Аттика делила на 3 тритии (Город, Берег, Внутренние земли).  Ф.Энгельс отмечал, что племенные филы сохранились, но потеряли политическое значение.
Был реорганизован совет четырёхсот – появился совет пятисот. (50 от каждой филы). Появилась Коллегия 10 стратегов (1 от каждой филы) – которым передалась власть архонтов. В 506 г до н.э появилась практика остракизма – изгнания сроком в 10 лет. Результатом реформы стал распад родоплеменного строя и появления нового строя – рабовладельческой республики.


4) Характеристика общественного строя

В период расцвета рабовладельческой демократии главными факторами производства стали рабы и земля. Все население состояло из свободных и несвободных, свободные делились на граждан и метеков.

А) Граждане

По закону Перикла гражданин – человек, рожденный от афинянина и афинянки. В 18 лет человек заносился в списки дема, если он не мог доказать своё происхождение, то продавался в рабы. С 18 до 20 юноши проходили военную службу, а могли бы призваны до 60. В 20 – вносились в списки народного собрания, а в 30 – могли претендовать на место в совете 500.
Граждане имели ряд прав и обязанностей: право на свободу, землю, помощь в случае материальных бед, право на участие в делах государства, участвовать в народном собрании. В экономических правах граждане не были равны, чем богаче гражданин был, тем больше на него накладывали обязательств.  Обязанности: беречь имущество, приходить на помощь полису, защищать его, проводить различные литургии: хорегия – покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, гимнасиархия – устройство гимнастических игра, триерархия – оснащение военного судна. Также люди, имеющие какие-то физические недостатки «кормились» за счёт государства. Для избавления от беднейших слоёв населения была создана система клерухий – колоний афинских граждан на завоёванных землях. Люди снабжались землёй.


Б) Метеки

Метеки – свободные люди, но не граждане. Они не обладали политическими правами, но несли платили ряд налогов в пользу государства: налог за прао заниматься торговлей на рынке, прямой налог. Наиболее богатые также отправляли литургии и несли военные повинности. Они не могли приобретать собственность и землю, могли только арендовать. Каждый метек должен был иметь простака – посредника между ним и государством. Несмотря на ряд ограничений за особые заслуги метеки могли даже стать гражданами, но всё равно имели ряд ограничений: не могли стать жрецами и архонтами. Также выделяют равнообязанных – метеков приравненных к гражданам (за особые заслуги) и проксенов – метеков, имевших право на владение с землёй.

В) Рабы

Различались рабы государственные и частные.
Частные рабы эксплуатировались в ремесле и тяжелых производствах, а из государственных формировалась полицейская стража, палачи и прочие низшие служители. Раб не считался личностью. Он полностью зависел от своего хозяина. Различие между государственными и частными рабами было в том, что частные не имели право на семью и собственность, а государственные могли иметь это.

Г) Вольноотпущенники

Хозяин мог отпустить раба по своему усмотрению путём публичного заявления, а также раба (за особые заслуги) могло освободить народное собрание. После освобождения он приравнивался к метекам. Вольноотпущенник продолжал частично зависеть от бывшего хозяина и выполнять в его пользу ряд повинностей.

5)Государственный строй

Форма государства называлась – рабовладельческая демократическая республика. Все граждане-мужчины принимали участие в общественной и политической жизни полиса, все органы власти и должностные лица выбирались.



А)Народные собрания

Народное собрание иначе называлось экклезией. По традиции и закону в собрании участвовали все полноправные граждане приписанные к дему старше 20 лет, но на деле существовали две квоты: 1) большая в 6 тысяч граждан – она принимала самые важные решения; 2) малая – 1/10 от списка. Собрание созывалась не реже 40 раз в год. Каждое собрание имело свою тему и повестку, первые 10 собраний в году были самыми важными. Также по реформам Перикла за участие в собрании было положено вознаграждение. Собрание было серьезным органом власти, но его законодательные функции были небезграничными. Во-первых проекты законов принимались только из Булэ, во-вторых для изменения требовалась очень сложная процедура – adeia, собрание не обладало судебными полномочиями. Хотя с 403 года до н.э практиковалась ейсангелия – обвинение на покушение на безопастность в государстве. По ряду вопросов требовалось присутствие как минимум 6 тысяч человек. Голосовали всегда через поднятие рук, кроме остакизма ( там использовались специальные черепки). Также для надзора за принимаемыми законами формировалась коллегия номофилков. На первом собрании каждый мог внести законопроект, в случае согласия он отправлялся в совет 500, который выносит пробулевму, третье собрание рассматривало его с ней, после голосования оно отправлялось в Гелиэю. Также существовала процедура «графе параномон» - суть была в том, что каждый гражданин мог обвинить закон принятый или обсуждаемый в противозаконии. Если Гелиэя подтверждала это, то инициатор закона подвергался наказанию до смертной казни. Также для защиты демократии предусматривался «остракизм» - процедуру изгание сроком на 10 лет без конфискации имущества, по решению собрания.

Б) Совет 500

Совет пятисот – постоянный правительственный орган. Его члены – булевты. Они избирались путём жребия по 50 человек от каждой филы. К функциям относились:
1) Подготовка работы и созыв народного собрания.
2)Исполнение решений народного собрания.
3)Надзор за финансами страны
4)Международные отношения
5)Суд над должностными лицами
6)Проведение докимасси кандидатов в Совет 500 и в архонты и др.


В )Гелиэя

Один из наиболее важных органов народовластия. Он состоял из 6 тысяч гелиастов, они ежигодно избирались архонтами по 600 человек от каждой филы. Члены проходили жёсткий ценз: возрастной ( 30 лет) и моральный. Все гелиасты объединялись в дикастерии (коллегии) – обычно в них было по 501 человеку. Все заседания проходили публично. Гелиэя была не только судом и апелляционной инстанцией к нижестоящим, но и сдерживающим и контролирующим органом, так как ни один закон не могу вступить в силу без одобрения. Существовал процесс: «обвинения в противозаконии», который подтверждался при 1/5 голосов «за». Гелиэя была сдерживающим и контролирующим органом.



Административный аппарат

Принципы работы:

1) Выборность
2) Срочность – большая часть избиралась на 1 год
3) Коллегиальность (кроме архонтов)
4) Возмездность
5) Подотчётность
6) Докимасия

Основные должностные лица:

1) Коллегия десяти стратегов – играла управляющую роль в расцвет демократии. Стратегов избирали голосованием из всех граждан на народном собрании. Стратеги были ему подотчетны. Стратеги были не только руководителями армии, но и высшими должностными лицами, часто принимали решения вне Совета 500. Каждый стратег выполнял некую функцию, а первый стратег считался главным. Известен – Перикл. Лидер афинской демократии.
2) Коллегия архонтов – девять архонтов и секретарь фесмофенов избирались из всех граждан на год. Эпоним – выполнял попечение над сиротами, наследницами и беременными вдовами и прочая социальная защита слабых слоёв населения. Басилевс ведал религиозными культами, он председательствовал в Гелиэе по делам о нравственности, возбуждал дела по обвинению в убийстве. Полемарх совершал обряды, связанные с военными делами. Ведал делами метоков и вольноотпущенников. Фесмофеты осуществляли судебные функции.
3) Коллегия 10 апоектов
4) Коллегия 10 полётов


Вывод

Несмотря на ряд недостатков, рабовладельческая демократия была прогрессивным периодом развития мировой государственности. Афинская система положила начало формированию народных органов власти: народных собраний, подобием которой в истории России можно назвать Новгородское вече. Так же впервые появилась эффективная система сдержек и противовесов во власти, когда каждая ветвь была частично зависима от другой ветви. Политика государства носила яркий социальный и демократический характер, все граждане были допущены к управлению государством непосредственно, можно сделать вывод, что демократия в то время была куда более правильной по своему духу, чем сейчас во времена представительной демократии.
По сути, греки и создали само понятие демократии – власти большинства, но были и изъяны из современного понимания этого понятия. К власти не были допущены метеки и женщины, но принципы были заложены именно тогда. Именно они были положены в основу буржуазных реформ в Европе и нужно отдать должное тому, что идеи, разработанные 2500 лет назад живут и актуальны и поныне.