Хинганский гамбит

Георгий Разумов
                Этот грязно-белый «Крузак» без номеров и наглухо тонированный по кругу, был мне почти  хорошо знаком. Вот уже недели три он неизменно сопровождал меня на протяжении полутора-двух десятков километров трассы Хабаровск-Чита там, где она пересекает Хинган. Места глухие, малолюдные, и, несмотря на природную красоту, какие-то недоброжелательные, если так можно выразиться…Не знаю, как у других дальнобойщиков, но у меня никогда не возникало желания где-нибудь остановиться, попить чайку или просто отдохнуть на протяжении всего отрезка  трассы, где она пересекает этот суровый и неприветливый Хинган. Бесконечные подъемы, спуски, мосты, повороты, пропасти слева и справа, густая дикая тайга, мрачная тишина – все это как-то не располагало к отдыху, а  наоборот,  настраивало на то, чтобы как можно быстрее проскочить этот участок.
                Так вот, вернемся к «Крузаку». Он возник на моем горизонте недели три-четыре назад, когда я стал ежедневно ходить по маршруту Хабаровск-Благовещенск, договорившись с одной фирмой на доставку ее товара. Загружался в Хабаровске и отправлялся в путь. Доехав до места, выгружал товар и практически всегда в обратный путь ехал порожняком. Не скажу, что мне уж особо нравилась эта ситуация,  потому что дорога была плохая, из семисот километров только порядка двухсот были асфальтированы, а все остальное  представляло из себя то, что в обиходе мы называли не дорогой, а направлением. Плохо было и то, что  в обратный путь  приходилось ехать практически всегда порожняком, а это, как вы понимаете, не есть гут, потому что пустую машину нещадно трясло на ухабах и кочках,  и из рейса на базу я всегда возвращался с ощущением, что мой позвоночник провалился куда-то в область малого таза.  Выручало  только  то, что поток  грузов был  постоянный, а это давало работу…
             Начиналось все так.  В одном  из рейсов я обратил внимание на то, что сзади моей машины уже давненько едет  джип и почему-то не обгоняет меня, хотя мог бы это легко сделать. Минут через пятнадцать он все-таки вышел на обгон, обошел, но не оторвался, как обычно, а стал ехать впереди моей машины на удалении метров пятидесяти.  Спустя минут десять-пятнадцать джип принял вправо, притормозил, я объехал его и увидел в зеркала, что он развернулся и двинулся в обратную сторону.   Вроде, ничего особенного, но … На следующий день я возвращался, как обычно, порожняком и опять ситуация повторилась, причем я так и не заметил, где этот джип сел мне на хвост.   Некоторое время он двигался за мной, потом обогнал, замедлил ход, шел  впереди, затем прибавил газу, оторвался и исчез из поля зрения. Такая ситуация стала повторяться из рейса в рейс, независимо от того, в какое время я проезжал по этим местам, джип был тут как тут. Так же внезапно я обнаруживал его на хвосте, так же он «барражировал» около моего автомобиля и потом либо отставал, либо уходил вперед и где-то съезжал с трассы.
                У  меня не было сомнения относительно того, кто сидел внутри этого «Крузака». В те времена, впрочем, как и в нынешние, на таких машинах ездили и ездят либо братки, либо власть, либо те, кого на западе в насмешку над нами, называют аристократами второго сорта, потому что в их странах никому в голову не придет передвигаться по городу на внедорожниках, как это сегодня повсеместно делают у нас. Поэтому, не смотря на то, что со стороны  джипа мне, вроде, ничего пока не грозило, я понимал, что рано или поздно что-то должно произойти. Так оно и случилось  и именно с этого момента я и начал мой рассказ.   Как обычно, я возвращался  в Хабаровск.  Рейс, правда,  был не совсем обычный, потому что  вместо груза я вез с собой,  ни много ни мало,  двадцать пять тысяч американских зеленых рублей.  Такие или подобные суммы дальнобойщики в те времена частенько возили с собой – это были деньги, которыми коммерсанты, на которых мы работали, расплачивались между собой. Как обычно,  на Хингане появился джип, но в этот раз он повел себя совсем иначе: сходу обогнал  меня и затормозил буквально перед носом моей машины. Хотя я давно ожидал чего-нибудь подобного, признаюсь, что все-таки им  почти удалось застигнуть меня врасплох. Буквально в последнюю секунду я сообразил, что вот оно,  началось!… Мне чудом удалось вывернуть руль влево,  и по самому краю дороги объехать джип и продолжить движение. Будущие депутаты, политики, и бизнесмены,  сидевшие в «Крузаке», однако, не собирались отступать от задуманного и начали попытки  обогнать меня и заблокировать  путь моей машине. Однако, я уже не спал и всячески им мешал..., бросая свою машину то влево, то вправо, в зависимости от того, где меня хотели объехать. Надо сказать, что дорожное покрытие в те времена было – обычная крупная щебенка, поэтому скорость движения была относительно невелика, не более восьмидесяти километров в час по максимуму, быстрее я ехать просто не мог из-за тряски и опасения не справиться с управлением.
             Я прекрасно осознавал, чем мне эта ситуация грозит. В лучшем случае, меня просто выбросили бы в тайгу, предварительно хорошенько избив, либо, скорее всего,  просто убили бы, опрокинув потом мою машину в овраг вместе со мной, не поленившись облить ее бензином и поджечь, чтобы скрыть все следы, как это неоднократно случалось то там, то там по всей трассе.   Причем случалось почему-то именно тогда, когда у водителей была та или иная крупная сумма: осведомители у братков были везде и работали они лучше, чем милицейские опера. Продолжая бросать машину из стороны в сторону, я искал выход из сложившейся ситуации, так как понимал, что на огромной четырехмостовой фуре от мощного «Крузака» мне не уйти,  и что рано или поздно бандюки сумеют меня либо обойти, либо  наверняка применят  оружие, выбрав выгодную позицию для стрельбы.   «Крузак» тем временем  предпринимал отчаянные попытки обойти меня или хотя бы приблизиться к моей кабине. Наблюдая  в зеркала за маневрами джипа я понял, что  его водила не очень-то силен в управлении машиной и тогда я сообразил, что мне нужно сделать для того, чтобы избавиться от настойчивых преследователей.  Свой расчет я построил  на неопытности водителя Тойоты, потому что именно такие неопытные не имеют твердой уверенности в своих действиях и в глубине души у них есть нечто вроде страха или опасения сделать что-то не так. Короче, я решил позволить преследователям максимально приблизиться к моей кабине, а затем резко повернуть свой автомобиль в сторону преследователей, чтобы их прижать или, хотя бы, сильно напугать водителя.
               По левой стороне моей машины находились топливные баки, удар по ним был мне явно не на пользу  поэтому я решил сделать все так, чтобы позволить бандитам попытаться обойти меня по правой стороне моей машины.  Я намеренно сместил свою фуру  на левый край шоссе, одновременно прибавляя скорость, создавая видимость, что пытаюсь уйти от них на скорости,  и, якобы,   увлекшись, позабыл о том, что даю им возможность опережать меня по правой стороне шоссе. Господа  бандиты мгновенно воспользовались моей «оплошностью» и джип начал стремительно обгонять меня справа. Когда их авто поравнялось своим передком  почти с серединой моей машины, я резко бросил ее вправо с намерением произвести боковой удар по джипу и выкинуть его с дороги, тем более, что там как раз  на мое счастье был высокий откос, поросший кустарником. Однако, удара машин не произошло: как я и предполагал, душонка у бандючка  оказалась трусоватой и он,   видимо испугавшись, сам успел от меня увернуться, но так как я практически вплотную подвел свою машину к обрыву, ему ничего не осталось делать, как  отрулить в под откос… Мне хорошо было видно, как  машина моих преследователей сначала   эффектно ломала кусты,  потом  перевернулась, поднялись клубы снежной пыли и далее я уже ничего не видел, потому что она полностью скрылась из вида… Оторвавшись, я вроде как,  успокоился и только тут   почувствовал, что спина моя вся мокрая, да и на лбу выступила испарина…
             До Хабаровска оставалось еще больше трехсот километров, я пролетел их, не останавливаясь. Наутро пришлось  рассказать о случившемся коллегам по работе, и мы поставили вопрос перед руководством фирмы о том, чтобы в рейсы через хинганские дикие края нам давали вооруженных охранников…  Руководство фирмы согласилось с нами и  машины стали уходить в рейс под охраной. Меня же на некоторое время из опасений мести со стороны бандитов, перевели на другое направление. Когда через полгода я вернулся на эту трассу, там уже развернулось строительство дороги. По всему участку  трудились люди, сновала техника и вольготный режим для таежных джентльменов удачи закончился.