Диалог 5А. Предметная неделя

Георгий Кончаков
    

П р е д с е д а т е л ь. Доложите, любезные, чем порадовали полномочных представителей  нашей доблестной администрации во время «предметной недели». С кого начнём?

С о ц и о л о г. Давайте с меня. Как и в предыдущие годы в одной из групп на социологии провела конкурс «Умники и умницы», тем более что в группе есть и девочки. Участники разделились на две команды. Капитан каждой команды получил список вопросов, которые поочерёдно задавались соперникам. Второй этап конкурса – ответы на вопросы, составленные студентами в качестве домашнего задания. Заключительный этап - конкурс капитанов. Что мне всегда нравится в студенческих конкурсах, с каким азартом соревнуются команды. Хотя по содержанию это был повторительно-обобщающий урок. Но при обычной форме проведения нет такой соревновательности, такого вдохновения. Судейская коллегия подвела итоги. Команде-победительнице вручили диплом. Дипломы получили отличившиеся в конкурсе студенты из обеих команд. После чего всей группой в столовой устроили чаепитие. По такому случаю там заказали на всю группу пирог.


Ф и л о с о ф.  Пирог с яблоками?

С о ц и о л о г. С яблоками, с яблоками, Андрей Гаврилович.

Ф и л о с о ф. Это же мой любимый пирог. В следующий раз непременно пригласите меня.


С о ц и о л о г. Зная Вашу страсть к сладкому, обязательно приглашу. Татьяна Владимировна, вот список команды-победительницы для поощрения администрацией колледжа. На мероприятии присутствовала заведующая отделением Людмила Филимоновна, была довольна, отзыв оставила в письменном виде. Пожалуйста, возьмите.

Ф и л о с о ф. Если уж Людмиле Филимоновне, даме с изысканным вкусом и характером бабы-яги, понравилось, значит, мероприятие прошло на высоте.

С о ц и о л о г. А что у нас с конкурсами рефератов?


П р е д с е д а т е л ь. С рефератами, как и договаривались. Каждый преподаватель сдал один лучший реферат из представленных студентами по своему предмету. Вот эти восемь рефератов объявлены победителями конкурса. Авторы включены в приказ на премию. Три лучших работы направим на смотр-конкурс колледжа. Не проводить же нам ещё один конкурс? А так сразу убиваем двух зайцев.


Ф и л о с о ф. А как обстоят дела с представленными студентами плакатами и стенгазетами? Я рассчитываю на призовые места. Мои студенты постарались от души.

П р е д с е д а т е л ь. Будут награждены ваши студенты. Студенты, набравшие максимум баллов, попали в список на поощрение. Можете посмотреть после заседания список, Андрей Гаврилович, там есть Ваши студенты.


Г е о г р а ф. В олимпиаде по географии целая серия заданий была на отыскание объектов по карте. Потом отвечали на задаваемые мной вопросы. Желание победить побуждает студентов готовиться к олимпиаде, и конечно такого всплеска эмоций на обычном уроке не бывает. Отзыв представителя администрации положительный.


Э к о н о м и с т. Я со своими студентами провела деловую игру.  Группа делилась на фирмы. Фирмы соревновались в создании лучшего проекта производственного комплекса для получения оптимальной прибыли, исходя из моих исходных данных. Игра прошла во всех учебных группах в течение недели. Три лучших проекта представляю к поощрению администрацией. Оценка поверяющего, побывавшего в одной из групп «отлично».


С о ц и о л о г. Лидия Михайловна, Вы хотите сказать, что научили студентов делать какие-то расчёты.

Э к о н о м и с т. Что Вас, Валентина Петровна, удивляет? В группах бухгалтеров занятия по шесть часов в неделю. Так они ой-ё-ёй! какие расчеты делают.

Ф и л о с о ф. У меня был философский диспут «Познай самого себя».

С о ц и о л о г. И о чём там можно спорить? Сократ провозгласил, что человек должен познать себя. А где же тут тема для диспута, предмет спора?


Ф и л о с о ф. Вы, Валентина Петровна, так давно окончили вуз, что уже не помните, когда? как? по какому поводу было высказано это изречение? А может преподаватели и не ставили цели просветить вас обстоятельно, ограничились упоминанием в связи с Сократом. Изречение было высечено на фронтоне входа в Дельфийский храм. По одной из версий его преподнесли в дар Аполлону семь мудрецов. Другое предание приписывает высказывание жрице-пророчице Аполлона. Есть примиряющий вариант. «Познай самого себя» был ответ Аполлона, переданный пифией на вопрос Хилона: «Что самое лучшее для людей?» Первоначально изречение означало призыв к самоконтролю, знай себя, контролируй себя. Позже Сократом было переосмыслено, исходя из его понимания этики: добродетель есть знание – следовательно, познай, кто ты есть и стань им.


С о ц и о л о г. Стоит в чём-то усомниться и задать вопрос, в ответ целую лекцию прочитают. Вот я себя знаю, и мне дела нет до Сократа.  А других, пожалуйста, познать хотела бы. Только не всех. Некоторые люди мне просто неинтересны, называть по имени-отчеству нет необходимости.


Ф и л о с о ф. Диспут прошёл в активных спорах. Трёх студентов группа единодушно предложила представить к поощрению.

М о л о д о й  и с т о р и к. Я по болезни всю неделю отсутствовал. У меня должен быть открытый урок. По моей просьбе методкабинет разрешил перенести на неделю позже. Урок провести необходимо, поскольку прохожу аттестацию на первую квалификационную категорию.


С о ц и о л о г. Когда Вы, Эдуард Алексеевич, получили вторую категорию?

М о л о д о й  и с т о р и к. Ещё на прежнем месте работы три года назад. И в колледже работаю второй год.

П р е д с е д а т е л ь. Вопрос об аттестации Эдуарда Алексеевича согласован с методкабинетом. Методическую разработку представил. Я писала рецензию. Методичка выполнена хорошо, отвечает нашим требованиям. Остальные документы, материалы, характеристики, отзывы на посещённые уроки оформлены в папочке. Осталось провести открытый урок.


С т а р ы й  и с т о р и к. Олимпиаду по истории собирались проводить вместе с Эдуардом Алексеевичем. В его отсутствие провёл в своих и группах Эдуарда Алексеевича.  В каждой группе формировали по четыре команды. Команду-победительницу определяли по итогам олимпиады во всех группах. Поверяющий написал положительный отзыв.


О б щ е с т в о в е д. Я впервые участвую в таком мероприятии как «предметная неделя».  При составлении вопросов, учёл, что студенты только приступили к изучению курса обществоведения. Упор был сделан на то, что изучали в школе. Конкурс прошёл увлекательно, на что обратил внимание представитель администрации.

П р е д с е д а т е л ь. Но главной заслугой Вашего участия в предметной неделе была студенческая конференция.

О б щ е с т в о в е д. Да, мне Татьяна Владимировна поручила организацию и проведение студенческой научно-практической конференции. Студентов готовили все преподаватели.  Я разработал анкету, по которой студенты провели социологическое исследование в масштабах колледжа. Таким образом, докладчики выступали не с рефератами, а докладывали результаты исследования, в котором приняли непосредственное участие. А как проходила конференция, вы все были свидетелями.
 

Ф и л о с о ф. У нас студенты тогда будут заниматься наукой, когда студенческое научное общество будет возглавлять учёный.

О б щ е с т в о в е д. Ну я ещё пока не ученый. Только учусь. Сам осваиваю приёмы и методы научного исследования в аспирантуре. Но мне действительно близко и понятно было, как организовать работу со студентами.


Ф и л о с о ф.  Это и видно. Не то, что нам продемонстрировал пару лет назад зам директора, выпускник Высшей партийной школы. Он понятия не имеет, что такое наука. Студенты представили рефераты и сделали устное изложение о новейших открытиях в области физики, биологии, электротехники. И это  назвали научно-теоретической конференцией.


С о ц и о л о г. А что Вы, Андрей Гаврилович, хотели? Чтобы студент сделал научное открытие?

Ф и л о с о ф. До того, как студент прошёл упрощённый курс по нашим социальным дисциплинам, о полноценной науке речи быть не может. Но уже в процессе изучения после того, как студент познакомился с методами исследования изучаемой социальной науки, его можно привлечь, заинтересовать самостоятельным научным поиском, в доступной форме приобщать к исследовательской работе.


П р е д с е д а т е л ь. Я в одной из групп на занятии провела брейн-ринг по основам права. Но главным для меня было студенческую конференцию сделать образцово-показательной.  Утереть нос всем остальным цикловым комиссиям. Показать, на что способны обществоведы. Отдавая должное умению Павла Сергеевича придать конференции научный характер, не умаляя роли остальных преподавателей, которые готовили докладчиков, вижу свою неоспоримую заслугу в том, что конференция получила высокую оценку у администрации в лице Степаниды Агафоновны. Андрей Гаврилович нелестно отозвался о студенческой конференции, которая проводилась в масштабе всего колледжа под руководством зам директора. Но у нас есть собственный опыт. Вы разве забыли, что во время предметной недели в прошлом учебном году мы уже проводили подобную конференцию? И тогда нам удалось достичь не менее впечатляющего эффекта.


С о ц и о л о г. Ну как же мы можем забыть Ваш триумф. Вам тогда даже помогли опубликовать тезисы в сборнике Педагогического университета имени Герцена. Можете в личном деле пометить, что имеете научную публикацию. Если дело и дальше так пойдёт, чего доброго Татьяна Владимировна кандидатскую диссертацию защитите. А там глядишь, председатель нашей цикловой комиссии будет удостоена профессорского звания. Вот тогда заживём. Никакие придирки администрации будут не страшны.


П р е д с е д а т е л ь. Они и сейчас со мной не рискуют связываться. Я быстро ставлю всех на место, и заведующую учебной частью, и заведующих отделениями. Принимают на работу новых преподавателей только по согласованию со мной. Я свои права знаю. Со мной не поспоришь. Я – правовед, кодексы знаю лучше любого администратора. По юридическим вопросам со мной даже Владимир Индустрианович консультируется. А диссертацию, если бы захотела, давно защитила. Мне сколько раз в большом университете предлагали без аспирантуры защиту диссертации. Просто в условиях колледжа степень ни к чему. Какой толк, что Олег Александрович кандидат наук?


С о ц и о л о г. Вы совершенно правы, Татьяна Владимировна. Ум и профессиональные качества не степенью определяются. Вам и степень ума не прибавит.

П р е д с е д а т е л ь. Мне на ум жаловаться не приходится. Профессионализм мой отмечен высшей категорией. А Олег Александрович с первой работает. Может в науке он что-то и соображает. А уж в преподавании меня никто не переплюнет.


С о ц и о л о г. На Ваш профессионализм никто не посягает, даже наимудрейший. Кто же может усомниться в Вашем педагогическом совершенстве? С Вашей помощью, пользуясь Вашей благосклонностью к коллегам, со временем все удостоимся высшей категории. Я на это очень рассчитываю.


П р е д с е д а т е л ь. Не ленитесь, приходите на мои уроки. Учитесь, осваивайте «высший пилотаж» в преподавании. Конечно, преподавание – это скорее искусство. Не каждому по силам. Тут одного желания недостаточно. У меня поучиться есть чему.


С о ц и о л о г. А у меня такое впечатление, что Ваши уроки ни чем не отличаются от уроков остальных преподавателей. Ничего особенного, впечатляющего в них не приметила.

П р е д с е д а т е л ь. Но Вы, Валентина Петровна, вон как расхваливали мой открытый урок.

С о ц и о л о г. Так то ж открытый. Вы сколько раз с группой его репетировали? Три или пять раз? А хвалила для протокола. Своё мнение оставила при себе.


Ф и л о с о ф. Если в спор вступили две женщины, победительницы не будет. Предлагаю, поскольку повестка исчерпана, заседание объявить закрытым. Резолюцию в протокол Татьяна Владимировна самостоятельно без нашей помощи запишет. Конец – делу венец, как говорили древние римляне.

***
Ч ё р т: Я вижу, ты делаешь успехи. От диалога к диалогу язык твой становится всё более точным, убедительным. Не стараешься своих героев живописать тёплыми добродетельными красками. Особенно хороша концовка последнего диалога. Спорящие женщины предстали во всём своём низменном величии.

А в т о р: Ты знаешь, меня сейчас больше заботит, как добиться, образной выразительности, поэтичности языка. Ведь у меня не авторский текст. Прожжённые литературоведы станут упрекать, что писатель не владеет искусством слова.

Ч ё р т: А ты уже готов себя причислить к писателям? Не слишком ли много о себе возомнил. И второе. «Прожжённые», как ты говоришь, литературоведы не станут читать твои примитивные литературные опыты.

А в т о р: Для меня сейчас совсем неважно, признает кто-либо меня писателем или нет. Меня заботит, как речь преподавателей, далёких от литературного творчества, обсуждающих насущные текущие дела на работе, сделать привлекательной, интересной для читателя. Ладно, раз ты придираешься к каждому моему слову, заменю слово «читатель», поскольку у меня его может не оказаться, словом «читающий». Читающие у меня будут. Они уже есть. Это наиболее близкие мне люди, с которыми общаюсь, которые знают о моих попытках сочинительства, относятся к ним с уважением, им любопытно прочитать написанное мной, испытывают нетерпение, как болельщики в ожидании игры своей футбольной команды, заинтересованно ждут, каким окажется мой очередной сюжет.

Ч ё р т: Ничего не имею против, коли добьёшься литературного успеха у своих единомышленников. А как отнесутся к твоему опусу сами герои диалогов, когда увидят, какими ты их изобразил?

А в т о р: Ну, во-первых, те, кто подумают, что в «Диалогах» фигурируют именно они, непростительно ошибутся. Ведь я представил не тех, кого когда-либо знал, или кто-то из них знает меня. А если кто-то всё-таки заподозрит, что именно он избран в качестве прототипа, это будет свидетельствовать, что мои литературные герои живут реальной жизнью, преподают в современных учебных заведениях, готовят кадры специалистов, которым принадлежит будущее, каким бы ни было настоящее.

Ч ё р т: Мне нравятся твои рассуждения. Я же вообще не имею никаких обязательств ни перед участниками «Диалогов», ни перед их прототипами, о которых не имею ни малейшего представления. Я исхожу из того, что пишешь ты, и, зная низменный характер человеческой природы, проникая во внутренний мир, вскрываю подноготную, которую люди либо скрывают от постороннего взгляда, либо не подозревают, насколько они мерзкие на самом деле.
Читай и учись, чтобы постичь подлинную сущность человеческой природы. 



                http://proza.ru/2013/10/26/1362