Книги. ноябрь, 2013. пост 19

Неравнодушный Обыватель
Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия, Коран





О перспективах России, «самом грандиозном шоу на Земле», «маяковском шовинизме» и предательстве по-иракски…


Как говорит мама: «Лучшее молочное блюдо – кусок мяса,
а самое надёжное вложение – наличный рубль…»
Шолом-Алейхем, «Менахем-Мендл. Новые письма»

Лидеры, которые возглавляют свои партии, постоянно принимая лишь популярные меры и оттягивая борьбу с трудностями, пока не станет слишком поздно, не должны жаловаться, если многие их последователи,
когда в итоге разразится катастрофа, не захотят разделить с ними позор поражения.
У. Черчилль

Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике
или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую
и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти.
А. Чехов, «Ионыч»

Прелесть приватного существования в том, что губернаторы и мэры приходят и уходят, а срок пребывания в той или иной мировоззренческой нише определяешь ты сам, и поэтому я, Неравнодушный Обыватель, вновь приветствую вас. Проблему скверов и парков, насколько я понимаю, в связи с политическими катаклизмами, ИОП благополучно отложила до более спокойных времён (мне почему-то сразу она показалась не самой актуальной), наступили холода (а потом потеплело), российские футболисты со скрипом сыграли вничью с Азербайджаном, руководство страны официально объявило об экономическом спаде и рецессии – этими событиями встретила нас вторая половина октября. Что дальше? А дальше всё будет только хуже – устаканится ВрИО губернатора и ИОП опять возьмётся за скверы, холода будут только усиливаться, российские футболисты как всегда обидно продуют, спад закончится секвестром бюджета, инфляцией и ухудшением жизни граждан. Несогласные сидят, РПЦ и милоновы толкают Россию в православный шариат, эксперты «Маяка» призывают набить морду королю Нидерландов или «ЛГБТ-изнасиловать», «сланцевая революция» превращает будущие нефтегазовые доходы России в миф – будет ли конец безумию, или мы наблюдаем лишь первые его свидетельства? Ведь падать – почти всегда есть, куда. И дело ли нас – обывателей, пусть и неравнодушных, бить в набат? Или лучше поговорить о книжках, которые поразили, аукнулись в сердце, понравились? За неимением первой возможности, перейду сразу к книгам.
Но после новостей.


У нас есть категория людей, которые разбогатели и стали миллиардерами, как у нас говорят, в одночасье. Потом, по ходу пьесы, у них создалось впечатление, что на них Боженька заснул, что им всё можно.
В. Путин, 2001 год

NFN1. 23 октября в «Озоне» и других интернет-магазинах начался приём заявок на последний роман Ю Несбё «Полиция». Скоро узнаем, выжил Харри Холе в «Призраке» или нет.
NFN2. 24 октября 75 лет назад родился великий Венедикт Ерофеев, автор бессмертной поэмы «Москва-Петушки». Умер он 11 мая 1990 года от рака горла (по иронии судьбы герой поэмы «Москва – Петушки» погибает от вонзённого в горло шила).
NFN3. 25 октября, 10 лет назад, был арестован крупнейший предприниматель новой России Михаил Ходорковский. На сегодняшний день он продолжает отбывать наказание в колонии, став для многих людей примером личной порядочности и мужества.


Я всегда готов к мученичеству, но предпочёл бы его отложить.
У. Черчилль

А вот посмотрим, как пойдёт дело после фриштика да бутылки толстобрюшки!
Н. Гоголь, «Ревизор»

Книга №1. Владимир Сорокин, «Теллурия»
Для чего. Первый роман за последние 7 лет от главного писателя России.
О том, кто. Владимир Сорокин (1955) – российский писатель – концептуалист, сценарист, художник, без преувеличения – признанный классик и гордость российской литературы. Начинал как иллюстратор книг, первые литературные опыты относятся к началу 1970-х годов, но сформировался как литератор к середине 1980-х («Очередь»). За публикацию во французском журнале вызывался в КГБ. В СССР его книги выходили в самиздате, и только к 1990 году ситуация поменялась. В 2000-х преследовался пропутинским движением «Идущие вместе» - участники сжигали его книги и требовали признать романы Сорокина порнографическими. 23 марта 2005 года в Большом театре состоялась мировая премьера оперы «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова, либретто которой создал Владимир Сорокин. Книги Сорокина переведены на десятки языков, автор – обладатель большого количества премий.
И ещё. Сорокин, Пелевин и Ерофеев – три человека, зарекомендовавшие себя в качестве самых актуальных мыслителей современной России, а также обладателей пророческого дара, высказываний которых ждут с нетерпением армии поклонников их творчества.
Когда и где. Примерно 2100 год. Раздробленная Европа, раздробленная Россия.
О чём. Пересказывать Сорокина придёт в голову только сумасшедшему. Но в «Теллурии» он превзошёл сам себя – этот роман вообще непересказываемый. Структурно это даже не роман – а 50 небольших глав, каждая из которых имеет своих (непересекающихся в других главах) героев, свой сюжет, свой стиль изложения (от газетной статьи и побасенки до артхаусного сценария, соцреалистичного очерка и романтического письма), свой культурно-исторический пласт (его ещё именуют дискурсом – интеллигентский, советский, рыцарский), свой язык (со всеми коннотациями и особенностями – мещанское просторечие, аристократическая торжественность, крестьянский говор). Единого сквозного сюжета нет – главы – даже не пазлы, потому что, будучи сложенными, они не дадут общей картины. Скорее это жонглирование идеями и смыслами – с периодическими подсказками в процессе продвижения по тексту. Жонглирование это ещё и потому, что порядок расположения глав совершенно хаотичен и не несёт никакой сверхидеи – но от этого роман приобретает дополнительный запас вневременной прочности – много ли произведений вы знаете, которые не пострадают от перестановки в тексте глав? О чём роман? О «новом средневековье» - в разрушенной «ваххабитским молотом» Европе, где живут мутировавшие соответственно эпохе существа, предками которых являемся мы – времени прошло совсем ничего, некоторые из стариков ещё помнят летающего со стерхами Путина.
Кто. Крестоносцы. Великаны и карлики. Псоглавцы и кентавры. Князья и феодалы. Православные коммунисты и Виктор Олегович (видимо, Пелевин?).
Как. Лев Данилкин как-то сказал, что голова Сорокина – это настоящая «Вавилонская башня», где гротескным образом смешались и живут языки и дискурсы. Я разделяю это мнение - причём, если сравнивать Сорокина и Пелевина, в котором тоже уживается несочетаемое, то предпочтение моё – на стороне Сорокина, он, как мне кажется, более литературен в смысле жизнеспособности аллюзий и пророчеств, менее буквален (несмотря на владение языком, оперируя не буквами, а образами), более саркастичен и вместе с тем масштабен (ирония над Пелевиным и порядком его тем проявляется в главе про полёт Виктора Олеговича над Болотной площадью, где происходит слив pro-теста). «Теллурия» - роман-предвидение, но в первую очередь это рассказ о настоящем, бесконечном настоящем, которое становится будущим внутри себя самого. Это игра с глобальными мифами и страхами, становящимися реальностью в силу веры в них. Мутация людей – отсюда же, люди подогнали под себя не только окружающий мир, но и своё тело, свой облик, своё мироощущение. Одним словом, это очень любопытная книга – написанная в духе «того самого Сорокина», который создал «Голубое сало» и «День опричника» - что у всех его читателей не может не вызвать предвкушение момента встречи с настоящей литературой.
Цитата. «Взгляните на наш евроазиатский континент: после краха идеологических, геополитических и технологических утопий он погрузился наконец в благословенное просвещённое средневековье. Мир стал человеческого размера. Нации обрели себя. Человек перестал быть суммой технологий. Массовое производство доживает последние годы. Нет двух одинаковых гвоздей, которые мы забиваем в головы человечеству. Люди снова обрели чувство вещи, стали есть здоровую пищу, пересели на лошадей. Генная инженерия помогает человеку почувствовать свой истинный размер. Человек вернул себе веру в трансцендентальное. Вернул чувство времени. Мы больше никуда не торопимся. А главное - мы понимаем, что на Земле не может быть технологического рая. И вообще - рая, Земля дана нам как остров преодоления, и каждый выбирает - что и как преодолевать и как. Сам!»
Что, кроме. «Лёд». «Путь Бро». «23000». «Норма». «Очередь». «Роман». «Сердца четырёх». «Голубое сало». «День опричника». «Сахарный Кремль».
На сколько. 8 баллов.


Он бесспорно согласился в бесполезности и комичности слова «отечество»; согласился и с мыслию
о вреде религии, но громко и твёрдо заявил, что сапоги ниже Пушкина и даже гораздо.
Ф. Достоевский, «Бесы»

Книга №2. Карен Армстронг, «Битва за Бога: история фундаментализма»
Для чего. Попытаться разобраться в истоках и причинах современного терроризма.
О том, кто. Карен Армстронг (1945) – историк религии. Её судьба – удивительна своими изгибами. Карен родилась в католической семье, в 60-х ушла в монастырь и провела в монашьей келье около семи лет. Пережив духовный кризис, разочаровалась в христианстве и стала атеисткой. Закончила Оксфорд, преподавала литературу XIX—XX вв. в Лондонском университете. После диагноза «эпилепсия» оставила преподавание и начала снимать фильмы. Поездка в Иерусалим произвела вторую революцию в Армстронг и преобразило её представления о Боге. Из атеистки она превратилась в «независимую монотеистку», увлеклась иудаизмом. Сейчас преподаёт в Лондоне историю христианства в школе раввинов, снимает документальные фильмы, пишет книги об истории религии. Кроме того, Армстронг сейчас - один из крупнейших специалистов по исламу.
И ещё. Книги Армстронг переведены на 40 языков.
Когда и где. 15 век – наше время. Весь мир.
О чём. В доступной, живой, но не компромиссной и не поверхностной, форме Армстронг рассказывает об истоках религиозных учений, начиная со средних веков – о католицизме, простетантизме, иудаизме и исламе, исследуя проблему возникновения такого явления, как фундаментализм. Она подробно останавливается на огромном количестве исторических фактов, фигур, событий, анализируя оттенки исповедуемых взглядов и воззрений, тончайшие нюансы, разделяющие их, но это вовсе не изложение учебника истории, достоинство работы в том, что все авраамические религии рассматриваются в своём развитии синхронно и параллельно. Это добавляет в повествование динамичности и наглядности. Книга крайне обстоятельная и совершенно не тенденциозная – автор, безусловно, высказывает своё видение современного терроризма и религиозного фанатизма, но для его обоснования не притягивает случайные факты и ложные закономерности. Особенно актуален и на удивление подробен последний раздел книги, касающийся второй половины 20 века вплоть до 2000 года.
Как. Больше всего меня поразила (я раньше не очень задумывался на эту тему) тончайшая грань, отделяющая одну религию от другой - и не только из числа авраамических. Можно сказать, что нет этой грани. Если нарисовать круг, где лучи, исходящие от центра круга, будут означать тот или иной религиозный постулат, а две прямые, проходящие перпендикулярно через центр, образуют четыре главных луча, условно обозначив канонические постулаты католицизма, протестантизма (тут сложнее, но представим с допущением), ислама и иудаизма, то круг будет закрашен почти целиком, где-то светлее, где-то темнее. Отличий между католицизмом и любой из христианских методистских церквей США больше, чем между суфизмом (ислам) и каббалой (иудаизм). А иудеи-марраны? А иудеи-солнцепоклонники? А сотни сект в США - на стыке рационализма и монотеизма? Очень любопытно осознать этот факт, хотя он и довольно очевиден. Неудивительно, что из этого плавильного котла как один из продуктов (пусть и побочных) рождается фундаментализм – на 90% общий для всех религий – с общими корнями, причинами, характеристиками – и лишь конфессиональные и национальные особенности придают ему видимое нам лицо. Великолепная книжка.
Цитата. «Мохаммед Атта, египтянин, захвативший первый самолёт 11 сентября 2001 года, был пьющим и на борт поднимался, хлебнув водки. Зияд Джарра, ливанец, захвативший самолёт, рухнувший в Пенсильвании, тоже пил и был завсегдатаем ночных клубов Гамбурга».
Что, кроме. «История Бога». «Дао религии». «Биография Бога». «Краткая история мифа».
На сколько. 6 баллов.


На яркий цвет решимости природной ложится бледность немощная мысли, и важные,
глубокие затеи меняют направленье и теряют названье действий.
У. Шекспир, «Гамлет»

Если человек имеет обыкновение дёргать ногами при ходьбе - это свидетельствует о том, что он, подобно льву, думает о высоких материях. Особенно верна эта примета, если у человека руки согнуты дугообразно. Абуль-Фарадж, «Книга занимательных историй»

Книга 3. Ричард Докинз, «Самое грандиозное шоу на Земле»
Для чего. Это книга из серии фонда «Династия» от одного из величайших учёных планеты.
О том, кто. Ричард Докинз (1941) – знаменитый популяризатор дарвинизма и теории естественного отбора, как закона эволюции. Он изучал зоологию в Оксфорде под руководством обладателя нобелевской премии Тинбергена. В 1966 году получил степень доктора философии. Преподавал, занимался вопросами принятия решений у животных. Стал широко известен в 1976 году, когда написал книгу «Эгоистичный ген», которая перевернула представление об эволюции – в ней в качестве единицы эволюции был предложен не организм и не вид, а ген. Далее он развивал это направление («Расширенный фенотип»), а также очень активно высказывался против креационизма и «разумного замысла» («Слепой часовщик», «Бог как иллюзия»). Один из самых последовательных атеистов, он по сей день ведёт непрекращающуюся «войну» против религии, творчески развивая и с помощью новейших достижений науки обосновывая теорию Дарвина. Именно преклонению перед красотой и стройностью законов естественного отбора и эволюции посвящена рассматриваемая книга «Самое грандиозное шоу на Земле».
И ещё. Я слегка похулиганил, указав в качестве страны, которую представляет Ричард Докинз – Кению. Но в целом против истины я погрешил лишь частично – Докинз действительно там родился - его отец работал чиновником в Британской колониальной службе.
И ещё-2. Докинз является автором термина «мем», который мы вставляет при каждом удобном случае, не очень задумываясь о смысле этого слова.
Когда и где. Последние четыре миллиарда лет. Планета Земля.
О чём. По мнению Докинза, единицей эволюции является ген, то есть нет никакого другого, более высшего отбора – ни родственного, ни группового, ни видового – то, что мы проходили в школе, не совсем верно. Дарвин и сам бы пришёл к этому, просто ему не хватило времени и достижений науки, считает Докинз. Но в главном Дарвин прав – и ничего правильнее, грандиознее, а ещё – красивее, человечество не придумало. Теория естественного отбора является всеобъемлющим законом жизни – в том виде, в которой она существует (какой мы её знаем). В 1959 году Дарвин опубликовал «Происхождение видов путём естественного отбора». 150-летию этого события Докинз посвятил книгу «Самое грандиозное шоу на Земле» - версию для современников, а по сути, гимн, прославление старой теории. Будучи потрясающим публицистом и глубочайшим специалистом в эволюционной биологии, Докинз сделал невозможное – из труда по биологии он сделал экшн, триллер, не девальвировав при этом научное знание в пользу зрелищности и угоду неискушённому читателю. Книга читается на одном дыхании, несмотря на глубину проникновения в тему. «Нью-Йорк Таймс» написала даже в анонсе, что «каждый читатель чувствует себя гением». Очень похоже на правду, во всяком случае, курс школьной биологии заменяет полностью.
Кто. Гены, клетки, организмы, человек.
Как. Я случайно открыл для себя Докинза, совсем недавно – и поразился, насколько яркие и удивительные люди живут одновременно с нами, а мы совсем о них ничего не знаем. Поэтому своим долгом я считаю заразить вас любовью к этому, в чём-то трагическому (такого количества ненависти, которое изливает на него определённая часть человечества, мало, кто выдержит), но несгибаемому просветителю и жрецу науки, который находит в себе силы отстаивать теорию, в которой нет места ни антропоцентризму, ни человеческому духовному опыту, ни нравственности, ни милосердию, ни рефлексии и поискам смысла. Теория эволюции и «эгоистичного гена» настолько беспросветно черна (с точки зрения обыденного сознания), что не даёт читателю (а некоторые читатели впадали в жуткую депрессию) никакой опоры, не говоря уже о выходе, цели или смысле. О чём говорить, если человек у Докинза – «машина для размножения генов» (как, впрочем, любой организм – от вируса до слона)? И всё в этом мире создано только для одной цели – вечной жизни генов. Но Докинз оставляет без надежды не только читателя, но и себя – именно поэтому я преклоняюсь перед его мужеством, и именно такой вижу настоящую «чистую» науку – без сора человеческих страстей и жалости. Искренне рекомендую – причём, все книги автора - а прочитав, каждый вправе сам решить, что делать с этой ослепляющей истиной дальше – выкинуть, как бред сумасшедшего или встроить в свою систему координат, усложнив её.
Цитата. «Скептик: «Даже с учетом миллиардов лет, которые, как вы говорите, были доступны для эволюции, я просто не могу поверить, что можно перейти от одной клетки к сложным человеческим телам, с их триллионами клеток, организованных в кости и мускулы, и нервы, сердце, которое качает, не прекращая, в течение многих десятилетий, мили и мили кровеносных сосудов и почечных трубочек, и мозг, способный к размышлению, и разговору, и чувству». Дж. Б. С. Холдейн: «Но, мадам, вы же сами это проделали. И у вас ушло на это всего девять месяцев!»
Что, кроме. «Эгоистичный ген». «Расширенный фенотип». «Бог как иллюзия». «Слепой часовщик». «Расплетая радугу».
На сколько. 8 баллов.


Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей.
Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал» … «Она
казалась мне монстром, - признавался Вознесенский. - Но Маяковский любил такую. С хлыстом…»
А. Вознесенский

Книга №4. Гоце Смилевски, «Сестра Зигмунда Фрейда»
Для чего. Любителям тонкой психологической прозы.
О том, кто. Гоце Смилевски (1975) – македонский писатель. Учился на филологическом факультете Университета в Скопье, затем в Карловом университете в Праге и Центральноевропейском университете в Будапеште, получил степень доктора культурологии. За «Сестру Зигмунда Фрейда» получил Литературную премию Евросоюза.
И ещё. Критики называют его «будущим европейской литературы», «наследником Жозе Сарамаго и Гюнтера Грасса».
Когда и где. 30-е годы 20 века. Австрия.
О чём. Эта история основана на реальных событиях и рассказана от лица Адольфины, младшей сестры Зигмунда Фрейда, пережившей не одну потерю и смирившейся с несбыточностью мечтаний. Но на этом, как я понимаю, сходство заканчивается – и начинается великолепное, очень трагичное, очень проникновенное повествование. В рассказ Адольфины о детстве, жестокости матери, о счастливых днях, проведённых с братом в библиотеке среди философских трактатов, о немецкой оккупации, о трудовых буднях в концлагере, вкраплены рассуждения о тайнах её души, о предательстве, о несправедливости и неизбежности, её сны, её мироощущение, её смерть.
Кто. Зигмунд Фрейд. Его сёстры – Паулина, Марие, Роза и Адольфина. Мать. Марта, жена Фрейда. Анна, дочь Фрейда. Клара, подруга Адольфины. Доктор Гёте.
Как. Послевкусие от такого рода книг очень долгое и сильное. Никакого отношения к Фрейду, кроме воспоминаний о нём и того факта, что он оставил их с сёстрами в оккупированной Гитлером Австрии, а сам уехал в Британию, здесь нет – не стоит опасаться наткнуться на очередную биографию известного психолога. Всё, что главного случается здесь, происходит в сознании (или подсознании?) Адольфины – и психушка, и концлагерь, и одиночество, и предательство, и потерянный ребёнок – точнее, мы узнаём обо всём сквозь призму души этой несчастной женщины. Это придаёт особый оттенок событиям из её жизни. Искренне советую прочитать и присмотреться к автору – возможно, когда-нибудь он удивит нас по-настоящему.
Цитата. «Если время не сохраняется, если каждый миг не спасён в какой-либо иной форме, тогда само время бессмысленно, тогда всё, что случается во времени (а всё, что случается, принадлежит времени), бессмысленно, и всё, что когда-либо было, есть и будет, - полная бессмысленность».
Что, кроме. «Разговор со Спинозой»
На сколько. 6 баллов.


Мои физические упражнения – это нести гроб на похоронах
тех своих друзей, которые верили в пробежки по утрам и ритмическую гимнастику.
У. Черчилль

Книга №5. Кадзуми Юмото, «Друзья»
Для чего. Продолжаю знакомить вас с новинками с последней книжной выставки. 12-летним – не пропустить!!
О том, кто. Я ничего не нашёл про Кадзуми Юмото, кроме того, что она женщина, родилась в Токио в 1959 году, и закончила Музыкальный университет.
И ещё. Роман написан в 1992 году и издан на русском языке в издательстве «Компас гид» в серии «Поколение www».
Когда и где. Восьмидесятые. Япония.
О чём. Однажды один мальчик отправляется на похороны бабушки. Этот факт вызывает живой интерес его товарищей: что происходит с умершим человеком, превращается ли он в привидение? Они непременно собираются это выяснить и находят одинокого старика, по всем признаком со дня на день собирающегося умереть. Друзья начинают за ним следить, но внезапно что-то начинает идти не так - похоже, старик заметил мальчишек. Причём, он совершенно не собирается их разоблачать, а словно… набирается сил от того, что за ним следят. Сюжет, казалось бы, должен отпугнуть родителей, пекущихся о том, что читают их дети – всё-таки смерть, игра со смертью. Сомневающимся скажу – эта книжка не только получила несколько премий в США, Германии и Франции, Ассоциация японских библиотек рекомендовала её для школьного чтения.
Кто. Друзья - Кияма, Ямашта и Кавабэ. Старик. Его жена.
Как. Роман «Друзья» - совершенно японский. Японская культура отличается от европейской вниманием и отношением, по меньшей мере, к трём вещам – к символам, к мелочам и к смерти. Здесь концентрация японского мироощущения просто зашкаливает. То, что мы видим вначале, становится другим, перетекает в третье состояние и только потом раскрывается. Шевельнувшаяся мысль, пережитое волнение, случайная картинка – имеют вселенское значение, несоизмеримое с их обыденной ролью. Смерть в романе, пусть это и оксюморон, существует в настоящем – но служит способом оттенить человечность, придать жизни смысл, увидеть в себе личность – она подчас (как нечто неизбежное) точка отсчёта для самопознания и мостик к пониманию ближнего. Мой старший сын восхищён романом, мне тоже всё понравилось – никакого назидания, морализаторства и высокомерия: честный разговор на равных. Рекомендую.
Цитата. «Просто удивительно, сколько интересных воспоминаний было у этих двух стариков. Я даже подумал, что быть старым вовсе не так уж и плохо. Ведь чем ты старше, тем больше вещей, о которых ты можешь вспоминать и радоваться этим воспоминаниям. И даже когда ты сам уже исчезнешь, твои воспоминания будут витать в воздухе, растворяться в дожде, просачиваться в почву…»
Что, кроме. Ничего на русском.
На сколько. 7 баллов.


Теперь-то мне известно, как он имел постоянный доступ к молодым и красивым девушкам, а
потом и его сыновья. У мужчин из их клана были специальные сотрудники, в обязанности
которых входило находить и поставлять самый свежий и привлекательный товар.
Они заманивали девушек обещаниями или просто угрожали им пытками.
П. Лампсос, «Непокорённая»

И на закуску – первый претендент на ноябрьский «TOPSHIT». Знакомьтесь - Парисула Лампсос, любовница Саддама Хусейна с 30-летним стажем, с книгой воспоминаний - «Непокорённая. Жизнь с Саддамом Хусейном». Не знаю, перевернулся бы Саддам в гробу, если бы узнал, что человек, проживший с ним треть века, способен на весь мир рассказать, в каком положении он спал, как часто ходил по-большому и какой длины его любимый пистолет, но это точно не добавило бы ему веры в человечество. И не просто проживший, как узник, - все 30 лет, по словам самой Лампсос, их любовь была обоюдной, он был первым её мужчиной, страсти кипели, он боялся её потерять, ревновал, осыпал подарками, она смотрела на него, как на бога. За тридцать лет даже раб влюбляется в своего хозяина, как и наоборот. За тридцать лет происходят все самые главные события жизни. И самое главное - столько не живут вместе даже очень влюблённые пары, потому что для того, чтобы прожить тридцать лет, нужно что-то большее – безмерная потребность друг в друге, ощущение любимого частью себя. И я никогда не поверю, что за 30 лет не было ни единой возможности расстаться, уехать, скрыться, да хотя бы разочаровать или разочароваться. Поэтому книгу «Непокорённая» я воспринимаю, как предательство (каким бы ни был Хусейн, я ненавижу диктаторов, но ещё больше нетерпим к предательству), а поведение автора – как трусость. Таким образом, впервые в этом году я нашёл книгу, где сосредоточены целых два порока – предательство и трусость, и хотя они, конечно же, взаимообусловлены и родственны друг другу, буду рассматривать их как два самостоятельных.
Так о чём же книга? В 1968 году с 16-летней жительницей Багдада знакомится 30-летний Саддам Хусейн. Он влюбляется в неё - через всю жизнь протянется эта связь. Он не может на ней жениться, потому что женат сам, а она, кроме того блондинка из греческой семьи. Будучи любовницей, Лампсос допущена к самым сокровенным сторонам его жизни. Именно им (если убрать пафос о бесправном положении арабских женщин на современном Востоке и героизме конкретной женщины, оказавшейся в постели с диктатором, но не сломившейся) посвящены мемуары. Мы узнаём, что Саддам принимал «Виагру», красил волосы, делал травяные маски, носил костюмы от Кардена, пил виски со льдом, смотрел «Крёстного отца», давал деньги Усаме бен Ладену, прятал от американцев химоружие, воровал женщин, устраивал покушения на жизнь собственного сына, кушал стеки из лани, охотился на животных из Красной книги – набор привычек киношного, «типового» диктатора – но уж на что хватило фантазии, видимо, то и рассказала.
Мне неловко опускаться до уровня «половина российских женщин живут в более бесправных условиях, не говоря уже о финансовой стороне вопроса и т.д.», и не буду, хотя доля правды в этом есть. Несварение желудка у любимого пёсика в одной социальной среде подчас представляется большей трагедией, чем реальная человеческая трагедия в другой – потеря работы, протёкшая крыша, спивающийся муж. Это банальность про мелкий жемчуг и пустые щи – но зазорного в ней ничего нет (зазорно то, что я повторяю эту банальность). И именно поэтому мне сложно понять мотивы Лампсос – что ей руководило: сначала, когда она не уходила от Хусейна (если всё было так плохо?!), и потом, когда она решилась на полоскание грязного белья человека, с которым провела треть века и половину жизни. В общем, трусость и предательство.
И чуть – про оценку содержания. Есть такой журнал «Караван историй». В данном случае, это расширенный его вариант, с добавлением небольшой порции феминистского и правозащитного пафоса. Дэна Брауна иногда называют «Умберто Эко для бедных». Пользуясь аналогией, можно назвать «Непокорённую» - «Караваном историй» для продвинутых поклонников «Каравана» (с противоположным, получается, по отношению к паре Эко-Браун, вектором). Но все эти ухищрения для придачи дополнительного смысла не должны вводить в заблуждение – автор – циничный предатель и трус. И претендент на «TOPSHIT-ноябрь» в двух номинациях – правда, учту в итоговой таблице я только один порок – предательство.


Во время коалиционного военного правительства Черчилль отдал некоторые почётные, но незначительные портфели лейбористам, в частности пост лорда-хранителя печати (надзор за бумагами). Однажды помощник лорда-хранителя нашёл Черчилля в туалете. «Лорд-хранитель требует, чтобы вы немедленно подписали важный для короны документ». Черчилль пробурчал недовольно: «Скажите лорду-хранителю печати, что у меня самого тут кое-что запечатано». И добавил: «Я могу разбираться с дерьмом только по очереди».
Дж. Хьюмс, «Правила Черчилля»


РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Ричард Докинз, «Самое грандиозное шоу на Земле»/ 2012/ Кения/ 8/ 8,5
3. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
4. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
5. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
6. Херман Кох, «Ужин»/ 2013/ Нидерланды/ 8/ 7,8
7. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
8. Владимир Сорокин, «Теллурия»/ 2013/ Россия/ 8/ -
9. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
10. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
11. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
12. Зоран Чирич, «Хобо»/ 2012/ Сербия/ 7/ 9,0
13. Карл Циммер, «Паразиты»/ 2013/ Германия/ 7/ 8,7
14. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
15. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
16. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
17. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
18. Дмитрий Глуховский, «Будущее»/ 2013/ Россия/ 7/ 7,7
19. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
20. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
21. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
22. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
23. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
24. Карен Армстронг, «История фундаментализма»/ 2013/ Британия/ 6/ 10
25. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
26. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
27. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
28. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
29. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
30. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
31. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
32. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
33. Флинн Гиллиан, «Исчезнувшая»/ 2013/ США/ 6/ 8,4
34. Шолом-Алейхем, «Менахем Мендл. Новые письма»/ 2013/ Израиль/ 6/ 8,4
35. Гоце Смилевски, «Сестра Зигмунда Фрейда»/ 2013/ Македония/ 6/ 8,3
36. Торкиль Дамхауг, «Смерть от воды»/ 2009/ Норвегия/ 6/ 8,2
37. Солон, «Элегии»/ -594/ Греция/ 6/ 8,1
38. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
39. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
40. Дэн Браун, «Инферно»/ 2013/ США/ 6/ 7,9
41. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
42. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
43. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
44. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
45. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
46. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
47. Юхани Паласмаа, «Мыслящая рука»/ 2013/ Финляндия/ 6/ -
48. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
49. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
50. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
51. Артур Клинов, «Шалом»/ 2013/ Белоруссия/ 5/ 8,7
52. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
53. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
54. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
55. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
56. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
57. Сергей Шаргунов, «1993»/ 2013/ Россия/ 5/ -
58. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
59. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
60. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
61. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
62. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
63. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
64. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
65. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
66. Капка Кассабова, «12 минут любви»/ 2013/ Болгария/ 4/ 8,8
67. Чинуа Ачебе, «И пришло разрушение»/ Нигерия/ 4/ 8,3
68. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
69. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
70. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
71. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
72. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
73. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
74. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -
75. Олесь Ульяненко, «Женщина его мечты»/ 2011/ Украина/ 4/ -
76. Бернар Вербер, «Третье человечество»/ 2013/ Франция/ 2/ 9,1


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ротраут С. Бернер, «Карлхен растёт»/ 2013/ Германия/ 8/ 9,0
2. Джон Бойн, «С Барнаби Бракетом…»/ 2013/ Ирландия/ 8/ 8,0
3. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
4. Роальд Даль, «Джеймс и чудо-персик»/ 2013 (1961) Норвегия 7/ 8,1
5. Кадзуми Юмото, «Друзья»/ 2013 (1992)/ Япония/ 7/ 8,0
6. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
7. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
8. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
9. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
10. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
11. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
12. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
13. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
14. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
15. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
16. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
17. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
18. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -
19. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»/ 2013/ Литва/ 5/ -





РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография/ Россия
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив/ Россия
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл./ Россия
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман/ Россия
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия/ Россия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика/ Британия
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история/ Россия
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча/ Бразилия
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом/ Россия
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы/ Россия
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп./ Россия
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив/ Норвегия
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман/ Бельгия
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга/ Россия
Сентябрь/ Йозеф Геббельс, «Михаэль…»/ ненависть/ псевдодневник/ Германия
Сентябрь/ Луис Ривера, «Змеелов»/ банальность/ эзотерика/ Мексика
Октябрь/ Э. Сафарли, «Если бы ты знал…»/ приторность/ сентиментальный роман/ Турция
Октябрь/ Вадим Зеланд, «Клип-трансерфинг»/ шарлатанство/ психотехники/ Россия
Ноябрь/ Парисула Лампсос, «Непокорённая»/ предательство/ мемуары/ Ирак


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 33
2 США - 10
3 Британия - 6
4 Япония - 6
5 Израиль - 5
6 Франция - 4
7 Германия - 4
8 Норвегия - 4
9 Швеция – 3
10 Италия – 2
11 Финляндия – 2
12 Испания - 1
13 Китай - 1
14 Албания - 1
15 Дания - 1
16 Чехия - 1
17 Португалия – 1
18 Бразилия – 1
19 Канада – 1
20 Индия – 1
21 Шотландия – 1
22 Польша – 1
23 Австрия – 1
24 Швейцария – 1
25 Филиппины – 1
26 Сев. Корея (США) – 1
27 Иран – 1
28 Австралия – 1
29 Бельгия – 1
30 Венгрия – 1
31 Грузия – 1
32 Новая Зеландия – 1
33 Болгария - 1
34 Белоруссия – 1
35 Литва – 1
36 Сербия – 1
37 Нигерия – 1
38 Ирландия – 1
39 Мексика – 1
40 Нидерланды – 1
41 Греция – 1
42 Турция – 1
43 Украина – 1
44 Кения – 1
45 Македония – 1
46 Ирак - 1
ИТОГО 114



PS: вот и всё на сегодня, через две недели я напишу ещё один пост (может быть, даже два), а там останется только подвести итоги 2013 года и систематизировать сказанное, - увы, год пролетел очень быстро. К сожалению, я не мог писать только о книжных новинках, мне приходилось отвлекаться на общественно-политические события, которые вызывали резонанс в моём, настроенном на восприятие образцов прекрасного и нравственного (что отличает литературу от бренной жизни), сознании. Вот и сейчас, вместо того, чтобы поделиться прекрасной новостью о том, что «Записные книжки» Венечки Ерофеева, издание которых прервалось в 2007 году (было выпущено только два тома), будут переизданы в полном объёме весной 2014 года, я вынужден поделиться соображением об отвратительном факте шовинизма, имевшем место на государственной радиостанции «Маяк» в аналитическом шоу «Главрадио» 11 октября. Архивная версия этого выпуска даже озаглавлена была потом «С голландцами не нужно церемониться», то есть руководство «Маяка» полностью разделяет взгляды Юрьева и Леонтьева (аналитиков шоу) по этому вопросу. Произошло вот что – в процессе обсуждения ареста российского дипломата в Гааге Юрьев назвал голландцев «мерзким вонючим народцем» и призвал избить какого-нибудь голландского дипломата, а ещё лучше короля Нидерландов в качестве мести за инцидент в Гааге. Какого же было моё удивление, когда буквально то, к чему призывалась российская гопота, было вскоре осуществлено (http://www.ntv.ru/novosti/676936). Что это было на «Маяке»? Призыв к терроризму, к насилию, игра с самыми низменными чувствами? Почему это прошло мимо правоохранительных органов? Страшно.

;Hasta luego! НО