Надежда ДАВЫДОВА:
«Пишу, когда молчать не в силах, когда эмоций, чувств водоворот…»
Встреча с новым человеком, который потом становится ещё и твоим другом… — это всегда приятное, радостное событие. А когда этот человек, друг… оказывается ещё и очень интересным собеседником, коллегой по литературному творчеству… — это вообще из области фантастики. Ибо не часто такое в последнее время случается: многие уходят в себя, заняты только собой, своими проблема, хлопотами… — время сегодня такое, что всем приходится выживать. Прямо не жизнь, а какая-то сплошная зона выживания! Но это факт. И, слава богу, что чудеса всё же свершаются на этом грешном, быстротечном свете! Ибо всякое хорошее, светлое чудо — это всегда такой позитив продолжать начатое дело, что об этом можно говорить долго, целыми часами… и разговору не будет конца. Оно понятно. Без друзей жизнь… не жизнь! Теряется всякий смысл… некая целостность, упорядоченность. Потому всегда очень рад друзьям, в них есть продолжение жизни и всего того, что делаешь, пишешь…
И вот очередная встреча! Сегодня у меня в гостях Надежда Давыдова... и ведь не просто хороший человек и мой новый друг, а ещё и начинающий поэт-песенник… человек, который безумно любит литературу и только открывает свой литературный путь.
И.К.:
— Надюша, ты ещё пока недостаточно широко известна литературному и интернетовскому сообществу как автор, поэт, писатель. Поэтому, пожалуйста, в общих словах расскажи немного о себе… если можно. С чего всё началось?
Н.Д.:
— Родилась в семидесятые годы в городе Донской Тульской области. Читать научилась рано, в 5 лет уже свободно читала. Это занятие захватило меня сразу и на всю жизнь. Читала много и везде, где только возможно было… на уроках под партой, ночью, под одеялом, с фонариком. Закончила 8 классов и поступила в железнодорожное училище. Училась хорошо, участвовала в различных олимпиадах (по физике, химии, литературе)…
И.К.:
— И как так получилось, что вдруг стихи начались сочиняться? Как вообще пришла в голову мысль начать писать? Помнишь своё самое первое стихотворение?
Н.Д.:
— Первый раз попробовала писать в классе шестом. Но никому ничего не показывала. Потом эпоха перемен. Наверное, многие, как и я, думали о том, как выжить в этих условиях. Хотя, конечно, и тогда что-то всё равно понемногу да писала. Свои стихи в первый раз выложила в начале 2012 года, на сайте Стихи.ру — друзья уговорили. В том же году отправила несколько на конкурс Национальной литературной премии «Поэт года» и была номинирована…
Любимые поэты: Ахматова, Тютчев, Блок.
И.К.:
— То есть с самого начала, как заняться литературным творчеством, тебе не довелось прежде перечесть кучу учёных и других умственно-писательских трудов про то, как надо правильно писать, а главное… о чём? Или уже была кое-какая подготовка, был заложен какой-то фундамент?
Н.Д.:
— Ничего подобного не было. Да и кто может знать точно, как «правильно» писать. У каждого своя дорога и своё понимание правильности. Что нравится одному — совсем необязательно нравится другому. В своё время и Пушкина критиковали! Стоит только вспомнить критическую статью Дмитрия Ивановича Писарева о романе «Евгений Онегин». Как я уже упоминала, я всегда любила читать, любила и люблю размышлять о прочитанном. Что-то в книгах мне нравилось, что-то нет. И тут начинался внутренний диалог. У меня всегда было и есть на всё своё мнение, которое не всегда совпадало с общим мнением. И однажды я пришла к выводу, что общее мнение не всегда совпадает с правильным. Зачастую в людях срабатывает стадное чувство, кто-то из «маститых», прочитав произведение, вынес свой вердикт, который, по его мнению, правильный — и вот уже сложено общественное мнение, основанное на его высказывании. Хотя большинство людей просто не удосужились прочитать это произведение, другие, прочитав и имея собственное мнение, побоялись осуждения, и потому промолчали или присоединились к общему.
И.К.:
— Надюша, такой вот вопрос… Себя считаете профессиональным автором? И вообще… кого, по-твоему, можно назвать профессиональным писателем — того, кто обладает членской книжкой Союза писателей, или того, кто литературным трудом зарабатывает себе на жизнь? По каким критериям это определяется? Не лучше ли просто вместо «профессиональный» употреблять «маститый» — заслуживший всеобщее уважение, признание своей долголетней, плодотворной литературной деятельностью?
Н.Д.:
— Нет, Игорь, я не считаю себя профессионалом. Я в самом начале долгого пути. Многое для меня ещё тайна за семью печатями. Всю свою жизнь мы учимся, что-то постигаем — и чем больше узнаем, тем явственнее проступает, как много мы не знаем… Можно написать тысячу книг — и быть никому неизвестным автором, а можно написать одну единственную — и оставить своё имя в веках. Можно обладать огромным количеством регалий и званий, но быть серым и скучным писателем, а можно быть никому не известной переводчицей, как это получилось с Джоан Роулинг.
А профессионалом в писательстве, по-моему, невозможно стать, но нужно к этому стремиться. Великого индийского поэта Рабиндраната Тагора на ложе смерти посетил некий приятель, известный критик. «Ты можешь быть действительно горд, — сказал он. — Ты написал шесть тысяч стихов, и каждый из них — совершенство. Можешь умирать спокойно, сознавая, что был цветком, который расцвёл полностью». Из глаз Рабиндраната потекли слёзы. «Друг мой, почему ты плачешь? Неужели боишься смерти?» — удивился критик. «Я не боюсь смерти, а плачу, потому что только сейчас стал поэтом. До этой минуты цветок мой распустился едва до половины. Постоянно в голову приходят новые и новые стихи, и каждый из них лучше предыдущего. Я плачу над несправедливостью Бога, который срывает меня так рано».
И.К.:
— Хорошо, Надя, пусть так. Раз мы заговорили о профессионалах в литературе, не могу не рассказать об одной ситуации. У моего хорошего друга жена-домохозяйка вдруг решила романы писать, благо дети взрослые, уже со своими семьями… Да-да! И сейчас этот друг просит как-то помочь ей на литературном поприще. Как ты к этому относишься? Писательству можно как-то научиться… или это должно быть в человеке от природы, дано СВЫШЕ?
Н.Д.:
— Несомненно, нужен талант, данный свыше, но… написать роман не так-то и просто…
И.К.:
— Почему? Шолохов написал свои известные романы «Тихий омут и «Поднятая целина» в 23-25 лет! И заметь, зная, какое тогда было в России время. Это и гражданская война, и нищета, голод. Поэтому лично у меня никак в голове не укладывается, как это в 22 года, без какого-то приличного (высшего) образования можно написать полноценный двухтомный роман-эпопею, где бы с поразительной глубиной и смелой правдой была выражена настоящая трагедия самого крупного исторического события целого века…
Н.Д.:
— Ну, написать роман не так сложно, как кажется, и не так просто, как думается (улыбается). Одно несомненно — нужен талант, нужно уметь вдохнуть жизнь в написанное, а это дано не всем, только талантам. Есть такие понятия, как «ремесло» и «искусство». Первому можно научиться, второе — от Бога. Но в то же время эти два понятия неразрывно связаны. Допустим, есть прекрасная идея, но нужно уметь правильно её изложить, чтобы читателю было интересно это читать...
И.К.:
— Если можно, приоткрой немного завесу своего творческого процесса… — интересно же! Как тебе пишется? По принуждению, когда есть специально составленный план: мол, вот надо за день «родить» пару строк — и всё тут, «хоть кровь из носа»? Или всё же по потребности, по зову души?
Н.Д.:
— Отвечу стихотворными строчками:
Пишу, когда молчать не в силах,
когда эмоций, чувств водоворот.
Когда судьба ласкает тихо,
или когда она наотмашь бьёт.
Стихи пишутся душой, только в этом случае они найдут отклик в человеческих сердцах. Почему, читая некоторые стихотворения, мы видим перед внутренним взором картинку, мы плачем или смеёмся, мы восхищаемся или ужасаемся, а другие стихотворения, прочитав, тут же забываем? Первые написаны душой, сердцем, кровью, бурей эмоций и переживаний; вторые — ради написания. Там могут быть красивые слова, правильно сложены, выдержан и ритм, и рифма, но… души в них нет, нет чувств, эмоций...
И.К.:
— Вот родился стих! И ты уже слышишь его мелодию? Или тут «хозяин-барин» композитор? Твоё мнение, желание… как-то учитываются?
Н.Д.:
— Не каждое стихотворение — песня, не каждая песня — стих...
Это может быть прекрасное стихотворение, но песня будет никакая, слова потеряются за музыкой. И может быть все наоборот, «плохое» стихотворение обретёт новое звучание с музыкой, заиграет, как бриллиант на солнце. Конечно, при написании песни слышишь мелодию, и очень важно, что бы твоя внутренняя мелодия совпала с мелодией композитора, тогда песня получится, она зазвучит. Что до моего желания… конечно, оно имеет значение, а потому учитывается.
И.К.:
— С какими композиторами посчастливилось работать?
Н.Д.:
— И тут я только в самом начале пути. Первым музыкальность моих стихов заметил мой друг, Андрей Канавщиков. А положил начало написанию музыкальных текстов Николай Благовест. Именно он написал музыку, а потом и исполнил первую песню на мои стихи, она называется «Письмо»…
Так же исполняли песни на мои стихи: Виктор Бекк, Александр Лычкин, Валентин Иванов, Фархат Саитов.
И.К.:
— Знаешь, Надюша, не удержусь, чтобы не признаться. Ты с Виктором (твои стихи, его — музыка и исполнение) такую песню сотворили, что, признаюсь честно, она произвела, наверное, не только на меня, но и на многих… неизгладимое впечатление. Такая мелодия, такое звучание, такой голос… ещё эмоциональные стихи, что просто невозможно не заслушаться. Столько сразу воспоминаний накатывает:
Призрачно всё и всё нереально в свете луны.
Свет в окнах погас, город уснул, он видит сны.
Вновь среди них ищу я тебя… Прошу, отзовись,
с неба звездой ко мне на ладонь, ты опустись.
ПРИПЕВ:
Там, далеко-далеко, среди звёзд,
Затерялась планета с названьем «Любовь».
Где бы найти тот невидимый мост,
что бы встретиться мы смогли с тобой вновь.
В этом мире пустом мне без тебя совсем нелегко.
Очень холодно мне, ведь ты от меня так далеко.
Каждую ночь брожу я, как тень… Ко мне ты вернись,
В небо бездонное, что есть силы, кричу, отзовись.
Верю, однажды наступит рассвет и ночь пройдёт.
Солнце согреет нежным теплом и мне повезёт.
В светлых лучах нового дня тебя отыщу,
и больше тебя я никогда не отпущу
Одним словом, эту твою песню взял себе на память в «Избранное». Твой творческий тандем с Виктором удался на все сто… — сомнений нет.
Н.Д.:
— Спасибо, Игорь.
И.К.:
— Одним из основных стимулов и содержанием поэзии… — да и, наверное, искусства в целом! — всегда служила и продолжает служить любовь мужчины и женщины… Почему, как думаешь?
Н.Д.:
— Любовь — это изменённое сознание мозга, а, как известно, все творческие люди несколько ненормальные… (улыбается) Только в этом состоянии возможно творить, создавать шедевры… Всплеск эмоций, переживаний, чувств… и вот уже рука сама тянется к тому, что бы запечатлеть эти мгновения. Или разлука, печаль, тоска… и вновь изменение сознания… И тогда мы уже всю боль изливаем в строчках...
И.К.:
— Знаешь, Надюша, перед тем, как приступить к подготовке этого интервью, я вплотную познакомился с твоим творчеством. Не скрою, был просто поражён его динамичностью, многогранностью. О чём бы ни были твои строчки — всё у тебя получается как-то оригинально, живо, увлечённо, внутренне тепло, нежно, искренне, а главное… — с надеждой. Ещё… пейзажно очень. Взять, к примеру, твой «Рассвет в горах»:
Рассвет окрасил горные вершины.
А в воздухе разлит хрустальный звон.
Покоем дышат спящие равнины
И видят добрый и волшебный сон.
Ничто не нарушает вдохновенья.
И красотою гор Поэт пленён.
Как счастлив он! Чудесные мгновенья!
Которыми навеки он сражён...
Или вот ещё из откровенного «А помнишь?»:
А помнишь, наш закат у моря?
Нам волны пели о любви.
Мы были счастливы с тобою,
на целом свете: я и ты.
А помнишь, тот солёный ветер,
что нас с тобою обнимал?
Как пели чайки на рассвете,
О чём тогда прибой шептал?
А помнишь, первое свиданье,
И ту прогулку под луной?
И наше первое признанье
под полуночною звездой?
Но всё когда-нибудь проходит,
Уносит ветер вдаль слова любви.
А солнце вновь за горизонт заходит
и в плаванье уходят корабли...
Поразительно. Но у тебя даже стихи о животных есть! Живые, хорошие…
Н.Д.:
— Да, есть. Вот о рыси, например:
Как-то весной с прогулки
иду я к себе домой;
Смотрю, сидит в переулке
Печальный комок меховой.
Его я к груди прижала,
расстаться с ним не смогла,
По лестнице быстро вбежала,
Домой к себе принесла…
С тех пор с работы встречает,
И дом от воров стережёт
Красивая рысь ручная,
что вместе со мною живёт.
И.К.:
— Ещё… из головы никак не выходит твой «Данко. 21-й век». Тут просто невозможно не согласиться с мнением писателя Андрея Канавщикова: «История грустная, но, увы, психологически точная и жизненная. Серому цвету и серому состоянию очень трудно сопротивляться и от него очень трудно избавиться. Не зря ведь Стругацкие своё "Трудно быть богом" завершили именно победоносным шествием серого. Хотя существует и противоположная стилистика серого в сочетании "серый волк", этом символе стихийной воли...» — и к этому нечего больше добавить. Андрей прав и в том, что ставишь по-настоящему важные проблемы и заставляете думать. Речь идёт о твоей философской лирике. На память сразу приходят вот эти строчки:
Ворона, Бог, лиса и сыр —
Сюжет затасканный до дыр.
Но как же быть, если до нас
всё было сказано не раз?
Как толка не было, и нет!
Всё так же лесть нам греет душу,
Нам похвалу приятно слушать.
Всё так же басня нам не впрок,
«и в сердце льстец отыщет уголок» —
Знаком ли вам такой сюжет?
А если на кону душа?
Тебе все льстят: «Как хороша!»
«Я вас люблю!» — ты им в ответ
Сыр выпал. Ой, души уж нет...
Андрей пишет в одном из своих комментариев: «Басня про лису и сыр значима ещё и тем, что ворона просто не могла сыр не выронить! Этакая беспроигрышная схема, которую лиса разыграла, как по нотам. Подумал, что было бы, если бы сыр выпал не из лести, а по иным причинам…»
Н.Д.:
— Я долго думала на эту тему. Наблюдая всё происходящее сейчас, и сопоставляя с известной басней, пришла к выводу, что в принципе ничего не меняется, ни за сто лет, ни за тысячу. Да и вряд ли что когда изменится!
И.К.:
— Нельзя не отметить, Надя, и «Шоу Мадагаскаров»:
Ставки уже сделаны, выключен Божий свет —
стартуют тараканы, ставок больше нет.
Шоу Мадагаскаров, ликует слепой народ.
Зрелища все очень любят — от нищих и до господ.
Кто-то на кон поставил свой последний медяк,
кто-то золотом платит — это для них пустяк.
Шоу Мадагаскаров — зрелище то ещё...
Только о тараканах не думает здесь никто.
Кто и зачем придумал подлые эти бега?
Этот кто-то ликует… Марионеток толпа!
Но кто этот цирк устроил — злобное «Шапито»...
упрямый вопрос стартует: а КУКЛОВОДЫ — кто?
Ничего не скажешь! Картина прямо с жизни. И каков подтекст! Точно, что наша жизнь — игра: постоянно кто-то кем-то играет. Увы, конечно, но кукловодов всякого пошиба у нас всегда хватало…
Н.Д.:
— Что тут сказать, Игорь? Каждый, наверное, сам выбирает… быть ли ему тараканом… или ещё кем-то…
И.К.:
— Как относишься к провокационным вопросам? Тебе больно, когда кто-то не понимает, критикуют твои произведения?
Н.Д.:
— Провокационные вопросы — гимнастика для ума… (улыбается) Что до критики… если критика объективная, то я только «за». Такая критика помогает, выявляет те моменты, над которыми нужно поработать. Я благодарна тем авторам, которые мне показывали мои ошибки. Знаю, что мне ещё учиться и учиться… и объективная критика в этом очень помогает.
И.К.:
— Какая пора года тебе больше по душе и почему?
Н.Д.:
— Я люблю лето. Может потому что родилась летом, 22 июня...
И.К.:
— О, как! В день, когда на Советский Союз напала фашистская Германия... Сразу вспоминается посвящённое тебе стихотворение Андрея Канавщикова «С ВОЙНОЙ...»:
С войной
Умолкают слова,
Цифры, словно латунь,
Где число «22»
И где месяц «июнь».
Разливается зной,
Он тревожен, как риск,
День рождения твой —
Фронтовой обелиск.
Напряжённый канат,
День-порыв, день-озноб,
Весь в разрывах гранат,
Весь в гудении бомб.
Весь наш мир — это бой,
В высоту, в глубину,
Повстречаться с тобой —
Как ввязаться в войну!
Словно встать в духоте,
Разрывающей грудь,
Словно в чистую степь
Из окопа шагнуть.
Утешает сполна,
Что — удел храбрецов —
Будет эта война
Лишь с победным концом.
Н.Д.:
— Я очень благодарна Андрею...
Продолжая о лете. Люблю, когда тепло, когда всё цветёт. И люди, такие нарядные, улыбающиеся. Люблю летний рассвет, капельки росы на листиках, на цветах. Люблю летний закат, когда схлынул зной, когда наступила лёгкая приятная прохлада. Люблю слушать стрёкот кузнечиков, пение соловьёв. Часто наблюдаю за людьми, вечно спешащими, не имеющими ни желания, ни возможности остановиться, хотя бы на мгновение, что бы насладиться красотой этого мира...
И.К.:
— Какие качества ценишь в людях? А что, наоборот, вообще не приемлешь?
Н.Д.:
— Хороший вопрос. Не буду оригинальной, если скажу, что ценю честность, открытость, доброту, профессионализм. И не приемлю ложь, трусость, лицемерие. «Фальшивое никогда не бывает прочным…»
И.К.:
— Пьер Клод Буаст? Французский лексикограф, автор афоризмов и «Универсального словаря французского языка», впервые опубликованного в 1800 году…
Н.Д.:
— Да. Имея в друзьях труса, нужно быть готовым к предательству, не по злобе, из страха. А самые страшные из лжецов те, кто умело извращает истину. Жаль тех людей, что верят лжи, принимая её за правду.
И.К.:
— Что для тебя в жизни главное, чем особо дорожишь? Что поистине реальные ценности?
Н.Д.:
— Я думаю, главное, в любой ситуации оставаться Человеком. Мы приходим в этот мир обнажёнными и уходим, не взяв с собой ничего материального, тут, по-моему, вывод ясен: ценно то, что духовно, и, наверное, самое ценное в жизни — это Любовь, во всех её проявлениях, будь то любовь к Родине или к ближнему своему. Любовь делает людей добрей. Всю свою жизнь мы учимся, извлекаем опыт («сын ошибок трудных»). Опыт тоже очень ценен. Вы, Игорь, наверное, замечали, что некоторые события в нашей жизни повторяются… Я думаю причина в том, что мы не вынесли из ситуации того урока, что должны были вынести и жизнь раз за разом возвращает нас в исходное положение.
И.К.:
— Что, по-твоему, есть счастье вообще и женское в частности?
Н.Д.:
— Счастье — это когда тебя понимают. Когда поддерживают твои стремления и цели. Когда все здоровы…
Что такое женское счастье? Любить и быть любимой.
И.К.:
— Надюша, ты довольна тем, как складывается твоя жизнь? Нет желания… кое-что переиграть? Чего ещё хочется получить от жизни, каких благ?
Н.Д.:
— Жизнь складывается так, как мы её складываем (улыбается). Главное помнить, что любой наш поступок несёт какое-то ответное действие. Да, мы часто говорим о том, что вот бы повернуть время вспять и уж тогда бы мы… А кто может знать, что было бы тогда? Никто. Мы совершали бы какие-то другие ошибки. Что до жизни… «Я — человек и ничто человеческое мне не чуждо» (Теренций). Многое ещё хочется сделать, есть много желаний и стремлений. Но главное стремление — путь к самосовершенствованию...
И.К.:
— Ты веришь в будущее? Какое оно… и будет ли оно вообще? Я о том, что в прессе, в Интернете можно всё больше читать о падении роли духовной культуры и отсутствии интереса к высшим ступеням культуры и простого знания того, что такое культура… Словом, возрастает бездуховность нашего общества. На твой взгляд, каковы причины такой тенденции?
Н.Д.:
— Игорь, конечно, верю. Возможно, оно будет не таким, каким нам хочется, но… это мир наших детей и только им решать, каким ему быть. Мы судим со своей точки зрения, но не мешало бы спросить у подрастающего поколения, каким видят будущее они. Во все времена, люди старших поколений ругали молодёжь — вечная проблема «отцов и детей». Почему-то люди склонны видеть только плохое, но ведь есть и хорошее. Да, стали меньше покупать печатной продукции, но это не означает, что люди перестали читать, просто с развитием прогресса многие перешли на чтение электронных книг. Что вполне объяснимо, такая книга очень удобна, не занимает много места и всегда с собою целая библиотека… (улыбается) Нам «посчастливилось» жить в эпоху перемен, это очень сложный, болезненный процесс… и тут вступает в силу закон эволюции — выживает тот, кто может приспособиться к новой жизни. И я думаю, «спад» — явление временное, а потом всё станет на круги своя.
И.К.:
— Надюша, ты сказала про выживание. Неужели мы рождаемся в муках только для того, чтобы выживать, приспосабливаться к жизни? Неужели нельзя просто как-то жить, радовать жизни, каждому дню, любить и быть любимыми, творить, нисколько не задумываясь о том, куда это всё девать?
Н.Д.:
— Каждому своё. Кто-то живёт, ни о чём не задумываясь, и счастлив. А человеку мыслящему свойственно стремится к чему-то… Говорят, что всё гениальное просто, но прежде, чем прийти к этому «простому», сколько бессонных ночей пройдёт. К сожалению, не знаю автора слов, но как верно написано:
Счастливые стихов не пишут
Ни в будни, ни по выходным.
Они рождаются и дышат
Счастливым воздухом своим.
Спокойные и трудовые,
Приученные ко всему,
Им эти точки, запятые,
Им эти строчки — ни к чему.
У них иное время быта,
Иная светит им звезда.
И что прошло — то позабыто,
А что случится — не беда.
А ты, растерзанный на части
Печалью, ложью и стыдом
Себе изобретаешь счастье
На трудном листике пустом.
И.К.:
— Хорошие, а главное… верные слова. И последний вопрос, Надя. Что хочется пожелать себе, своим друзьям и коллега по литературному творчеству?
Н.Д.:
— Вдохновения, новых творческих идей, любви и, конечно же, здоровья!
И.К.:
— Вот и незаметно подошла к концу наша встреча, итогом которой стало это интервью. Жаль, конечно, расставаться… давно хотелось так вот пообщаться. Но! Увы, всему есть конец. Честно скажу. У меня вдруг не оказалось нужных слов, чтобы выразить тебе, Надюша, всю ту благодарность, которая сейчас переполняет меня. Ты оказалась и не просто, и не только интересной собеседницей, а ещё и достаточно смелым человеком, терпеливо выдержав все мои докучные — и порой, может быть, провокационные! — вопросы. И ведь не просто отвечала на них — лишь бы что-то ответить, а так… как есть на самом деле и чтобы это было очень интересно, познавательно. Прости, если что не так. И спасибо огромное. Здоровья тебе, счастья, всех благ и новых творческих находок и свершений, чтобы сбылись все Ваши мечты и желания!
Н.Д.:
— Спасибо, Игорь! Мне было очень приятно пообщаться с вами.
И.К.:
— До новых встреч, Надюша!
октябрь 2013 г.