Иоанн Златоуст 005 - О беспечности

Сергей Горцев 2
(беседа на Первое послание к Коринфянам)



    ...Не будем, возлюбленные, предаваться сну: невозможно, совершенно невозможно беспечным  войти в Царствие Небесное, так же  и преданным роскоши и невоздержанию.
Скорее, изнуряя и измождая свое тело и перенося бесчисленные труды, мы можем получить небесные блага.
Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети?
 
     Разве не довольно нам забот о чреве, об одежде и о доме? Разве не довольно попечений о вещах необходимых?
 Между тем Христос удаляет от нас и эти заботы: не заботьтесь, говорит Он, для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25).
Разве вы не слышали, что говорит Павел: никакой воин не связывает себя делами житейскими (2 Тим. 2, 4)? А мы предаемся роскоши, объедению и пьянству, сильно трудимся над предметами посторонними, а касательно предметов небесных оказываемся слабыми.
 Разве не знаете, что обещанное нам выше человеческого? Ходящий по земле не может взойти на высоты небесные; а мы даже не стараемся жить по-человечески, но стали хуже самых бессловесных.
 Разве не знаете, какому предстанем мы судилищу? Разве не помните, что нам должно отдать отчет в словах и помышлениях?

А мы не заботимся даже о делах!
Кто смотрит на женщину, говорит Господь, с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мф. 5, 28); а люди, которые должны отдать отчет за каждый нескромный взгляд,  не сомневаются сгнивать в самом этом грехе.
Кто скажет брату своему... "безумный", подлежит геенне (ст. 22); а мы не перестаем срамить братьев своих бесчисленными оскорблениями и различными клеветами.
Любящий  любящего ничем не лучше язычника (ст. 46); а мы ненавидим и любящих.

Как же мы получим прощение, когда, будучи обязаны превышать пределы, предписанные древними, проводим свою жизнь даже ниже этих пределов? Что скажем в свое оправдание? Кто предстанет и поможет нам, когда мы подвергнемся наказанию? Никто. Но с воплями и рыданиями, скрежеща зубами и терзаясь, мы неизбежно будем ввергнуты в непроницаемую тьму,  в место неотвратимых мучений и невыносимых казней.

Посему увещеваю, прошу и, касаясь колен ваших, умоляю:
пока есть краткий срок жизни, примите  слова мои, обратитесь, исправьтесь, дабы там, по смерти, подобно богатому, нам не плакать бесполезно и не скорбеть безнадежно.
  Отец ли твой, или сын, или друг, или кто иной будут иметь дерзновение просить за тебя пред Богом – никто тогда не избавит тебя от мучений, заслуженных собственными твоими делами.
Таково тамошнее судилище: оно судит по одним твоим делам – а иначе спастись там невозможно.

Говорю это не для того, чтобы опечалить вас или привести в отчаяние, но для того, чтобы мы, питая в себе тщетные и холодные надежды и надеясь на того или другого, не переставали заботиться  о собственной добродетели.

Если мы будем беспечны, то нас не защитит никто – ни праведник, ни пророк, ни апостол.
Если же будем ревностны, имея достаточную защиту в собственных делах, то с дерзновением удостоимся благ, уготованных любящим Бога.







Начало серии бесед И.Златоуста - http://www.proza.ru/2012/11/10/99