Проектирование среды для маломобильной группы насе

Любовь Бартенева
«Проектирование среды для маломобильной группы населения в проекте реконструкции
                площади Павелецкого вокзала  в гор. Москве.»
                арх. Л.Н. Степанова
Проектом реконструкции площади Павелецкого вокзала  предусмотрено строительство
Комплекса обслуживания с подземным паркингом , благоустройством площади,а также  строительство  дополнительного выхода со станции метро «Павелецкая».
Ансамбль площади Павелецкого вокзала является крупным пересадочным узлом  городского и регионального значения.
Транспортно- планировочная и пространственная организация пересадочных   узлов определяется несколькими факторами: числом взаимодействующих видов транспорта,
размещением станций,остановочных пунктов,линий ,путей ,и других транспортных сооружений и устройств,коммуникационных элементов.а также размещением узла  в плане города, его архитектурно- планировочной связью с прилегающей застройкой.
Градостроительная классификация пересадочных узлов отражена в « Рекомендациях по
проектированию общественно- транспортных центров (узлов) в крупных городах»(1).
Ансамбль площади Павелецкого вокзала по градостроительной классификации относится к привокзальным узлам,по типам взаимодействющих категорий транспорта – к узлу регио
нального уровня : железнодорожный вокзал, со станциями пригородных железных дорог,
погрузочный терминал аэропорта « Домодедово»,два выхода( впоследствии будет возведен еще один выход)со станции метро «Павелецкая», многочисленные остановки и линии общественного наземного транспорта : троллейбус, автобус, маршрутные такси, трамвай,такси, а также частный автотранспорт.
В результате комплексной реконструкции здания вокзала возросла возможность продвижения граждан рассматриваемой категории: пассажиров, посетителей центра. включая маломобильную группу населения – пожилые, родители с малолетними детьми. колясками ит.д..В дальнейшем, предполагается разработка генерального плана площади для возможности ее посещения  маломобильной группой граждан в том числе инвалидами.Решению данной проблемы  посвящаются представленные разработки.
Формирование общественно-транспортного центра происходит из нескольких самостоятельных   зон,как то:комплекс зданий и сооружений Павелецкого вокзала,церковный комплекс, прилегающий к вокзалу, офисно- гостиничный комплекс, жилые дома с магазинами в первых этажах, здание Гуманитарного университета.
Вдоль улицы Зацепский Вал также расположены: Медицинский центр, Театральный музей им. А.А. Бахрушина,  здание крупного проектного института,выход из здания
метро «Павелецкая».В центре площади предполагается  строительство одноуровневого комплекса обслуживания  с организацией входа в подземные пространства.Проект комплексного благоустройства площади представляет собой устройство прогулочной зоны с кафе, небольшими магазинами и т.д.  с включением зеленых насаждений. газонов с  дорожками, фонтанами , малыми формами,элементами попутного обслуживания. Разработанная архитекторами система подземных переходов с лестницами, пандусами и лифтами вертикального перемещения  должна связать все зоны комплекса  в единое целое..В результате предполагаемых проектом мер, станет возможным:
- беспрепятственное продвижение по территории комплекса маломобильной группы населения , других групп населения пешком, с помощью трости,костылей,кресла-коляски ( с сопровождением);
- -возможность подъезда к территории центра  и подземной  автостоянке личным,общественным и специальным транспортом, приспособленным для проезда  инвалидов;
- -обеспечение информативными услугами, сорентированными на группу маломобильного населения , инвалидов;
- -решение системы обслуживания, которая может быть предназначена для рассматриваемой категории граждан
.Существующие подземные переходы имеют восемь выходов, часть из которых продублирована пандусами или имеют выход из подземного перехода в виде пандуса.
Предполагается провести комплексную реконструкцию существующих переходов,
с прокладкой  в конструкциях пандусов , лестниц кабеля подогрева энергоэффективной  экономичной модификации российского производства ( марки КНК –101, фирмы«Экоинновционная инициатива»), а также замена существующих покрытий пандусов  с устройством  поручней  по специальному нормативу.
Проектом предусмотрено строительство двух подземных переходов: один будет связывать новый вестибюль станции « Павелецкая» со зданием Павелецкого вокзала,другой- под Ленинским проездом, связывать новый вестибюль метро с новым торговым комплексом (II очередь строительства).Лестницы нового перехода. Лестницы подземных переходов новой станции метро по проекту дублируются пандусами с уклоном 10%и8% (выдается как задание Генеральному проектировщику )
Также,предполагается устройство трех наземных регулируемых переходов с оборудованием по нормам, и двух нерегулируемых переходов.
На стоянках, остановках общественного транспорта предусматриваются специальные мероприятия,учитывающие потребности инвалидов рассматриваемых категорий.
Недалеко от входа в комплекс,представляющий прозрачный вестибюль с 4-мя панорамными лифтами,должна быть сооружена новая остановка общественного
транспорта(согласована  и принята в генеральной схеме транспорта и пешеходов)
К основным мероприятиям можно отнести следующие:устройство специальных ограждений перекрестков, изменение типов мощения перед входами- выходами из подземных переходов, перед лестницами прогулочной зоны, устройство специальных съездов с тротуаров на проезжую часть в том числе с интенсивным движением транспорта.
Важным разделом проекта является установка  щитов  с хорошо читаемой информацией  на всей территории комплекса. С обозначением нахождения тех или иных объектов общественно-транспортного центра,включая информацию для рассматриваемой группы граждан.Для передвижения по наружным лестницам территории комплекса могут быть применены разнообразные устройства, не имеющие зарубежных аналогов ,и изготавливаемые российскими предпрятиями.
Предусмотренные проектом мероприятия,несомненно будут способствовать росту посещаемости комплекса различными категориями граждан, и  как следствие, сокращению сроков инвестиционного цикла. 

1. «Рекомендации по проектированию общественно- транспортных центров ( узлов)в крупных городах»,М.1997год,ЦННИИЭП Градостроительства.авт.. З.В.Азаренкова. Л.Н.Степанова
.