Зарисовка. О нашей жизни. Статья

Сергий Чернец
Зарисовка. О нашей жизни - рассуждения.


«В человеке все должно быть прекрасно
И лицо и одежда и душа и мысли».
А.Чехов
Думается Чехов не сказал сколько-нибудь новое этой своей афористической формулировкой. Народная мудрость определяла давно: встречают по одежке, а провожают по уму. Потому что внешность может быть часто обманчива. Но замечена такая особенность среди людей, что одежда бывает «не идет», не к лицу человеку. Что бы он ни одел – самая прекрасная одежда смотрится на человеке плохо: то мешковато, то, наоборот, сдавленно. В общем, бывает, что одежда на человеке «не сидит». И бывает, по-другому. Человеку что ни одень все ему идет, в любой одежде он смотрится гармонично, пусть даже не очень красиво, но как будто она (одежда) сшита для него.
И можно с уверенностью сказать про этих двух противоположных к одежде людей, что они так же отличаются и умом и душевными качествами. Внешность непременно связана с внутренним состоянием человека. Тот, кто не может носить одежду, кому трудно подобрать гармоничную форму одежды, - бывает, не блещет умом, как правило, и душевные его качества тоже плохие. А другой, кому одежда любого качества всегда подходит – всегда доброй души человек и умный не по годам.
Народные мудрецы, не только на Руси, заметили такое свойство людей. И в древнем Китае, часто, русская народная поговорка имела распространение. Может быть это, наоборот, китайская народная мудрость: по одежде встречали, по уму ценили человека.
Многие учения сходны с оконными стеклами. Мы видим истину сквозь стекло, но оно же и отдаляет нас от истины. Проникнуть к лицезрению истины не может человек, апостол Павел тоже говорил об этом: что мы видим истину через мутное стекло.
Библия – это собрание книг, библиотека. В истории были еще другие библиотеки, Александрийская, например, где мудрость всего мира собрана была воедино. Так и Библия – собрание, не только и не столько книг, а сколько – собрание мудрости. Многие заповеди, из заповедей блаженств, например, приписываемых Христу, на самом деле, известны были человечеству уже задолго до Рождества, до нашей эры.
Еще Моисей, который написал первые книги Библии, учился при фараоне Египетском. А знания хранили Египетские жрецы. И знания эти до Моисея были известны 3 тысячи лет назад в Египетской цивилизации. Моисей, усвоил истины от учителей Египетских и трансформировал, переписал эти знания приближенно к его современности, заодно связал их с учением религии того народа, от которого был наследником. А наследие знаний народ еврейский вынес с востока, от халдейской мудрости, где издавна была Каббала, как религия и как хранительница знаний. Так же поступили и Апостолы, переиначив древние знания к современной уже им действительности.
Библия в современном виде получается тогда, - что это есть сборник мудрости:  от Шумерской цивилизации – Каббала, с ее счетом по 12, и временем в 60 минут. Не случайно у евреев 12 цифра священная. А от Египетской цивилизации в Библии счет колен израилевых в книге Числа и чудеса и многие обряды религиозные, как воскурение ладана, например.
Это отнюдь не умаляет значения книги Библии, но возвышает ее в том, что она консолидирует основные достижения человечества в области знаний, особенно в области знаний об отношениях, социализации общества человеческого. Огромное значение имеет именно мораль и нравственность, не религия как таковая, но знания, накопленные за тысячелетия развития цивилизации, так удачно, в доступной форме собранные в Библии.
Знания это большая сила. Раньше народ сам пытался передавать знания в мифах и сказаниях. Но появились жрецы и священники, которые поняли силу знания и поставили на них спекуляцию, то есть использовали их на службу для себя. С одной стороны обряды для жрецов – это вид развлечения, видимость некоей работы. С другой стороны, чем туманнее и непонятнее обряд, для людей загадка и гипноз. Легко иметь власть над душами других людей гипнотизируя их сознание. Так любое знание в мире католическая церковь забирала к себе в Ватикан. Существует хранилище всего наследия всех знаний у Папы Римского, именно он хотел быть Богом для людей всего мира, поскольку наместником Бога он себя уже провозгласил. Вспомним историю фараонов, которые провозглашали себя богами. Вот где паранойя, это болезнь всех религий, - проникнуть везде, завладеть всем знанием, стать лидером во всем, иметь власть над всеми людьми и, наконец, над всем миром. Религия - тонкий враг души человеческой, не спасительны нам будут ее обряды.

Равнодушие к плохим словам и поступкам – всегда считалось неким нравственным уродством. Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот. Если человеку жить неприятно, и он ненавидит создавшуюся жизнь – тогда он и к нравственности относится отрицательно, он не совсем базнравственнен, но все-таки…. Человек, не считающий мораль и нравственность для себя основой в жизни среди людей, ценит дороже то, что кажется ему полезным. И вместо дружбы, добра – в жизни его выстраиваются на первый план выгода и деньги.
Свои поступки безнравственные такие люди пытаются скрыть, не желая терять расположение общества. Но что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не сделается нравственным. И законы должны поддерживать мораль в обществе. Но даже если закон не запрещает должен запрещать стыд, совесть. И вот мерило обществу – его мораль и нравственность. Законы не соблюдают именно по тому, что люди становятся безнравственными.
Самый яркий пример самой древней профессии – проституции – показывает мораль общества: законом она запрещена, но расцветает сегодня так, что даже власти, которые должны следить за исполнением законов, не борются, а поощряют. За мелкую взятку те же милиционеры разрешают проституцию открывать на всех дорогах и «злачных местах». Если сама власть, сами милиционеры – безнравственны, - о каком соблюдении законов может идти речь! Один из законов наглядно не соблюдают, - тогда и все другие легко нарушаются, растет преступность уже не только нравственная.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. Бездействие властей от бездействия народа, по пословице выходит: какой народ такое ему и правительство. Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе.
Стыд и честь – как одежда на человеке: чем больше они потрепаны, тем беспечнее к ним относятся. И тогда безнравственный народ выглядит как толпа оборванцев. Под именем нравственность мы имеем в виду, разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу человеческих побуждений.
Нравственные правила и мораль не являются врожденными, они рождаются в процессе воспитания, они нуждаются в доказательствах, что они нужны, хороши и помогают в жизни, добродетельны, наконец.
Основа же всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовольствия, удовлетворения своих неумеренных желаний, когда разум не одобряет их. И этому надо учить, это надо воспитывать. Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки. На сердце человека записаны заповеди Божии. И когда ребенок ничего не знающий сомневается в поступке, боится, не зная чего-либо, - он спрашивает у родителей, и это совесть, глас Духа Божьего поселяет сомнения. А родители должны принять правильное решение. Если родители разрешат детям проступок, в котором они (дети) сомневались, то заглушат голос совести. И в дальнейшем, раз за разом, совесть свою ребенок потеряет. Но ребенок плачет, а мама его жалеет (и дает делать плохие поступки), а когда вырастет безнравственное «дитятко» - жалеть мама будет себя и плакать.
У каждой добродетели есть родственный порок: так, у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчетливо провести разделяющую их черту, что нельзя, что можно. Это простая форма и основа воспитания. И лучше на целый метр не доходить до черты, и остановиться, нежели зайти за нее хотя бы на сантиметр. Счастье и несчастье человека является делом рук не только его самого, но и воспитателей. От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно чувства долга. Долг перед обществом ранее, в истории, имел свое значение. А сейчас он утрачивает свою популярность, люди отделяются от общества, живут своей жизнью. Как правило, это маленькие группы со своей моралью. Внеобщественный человек не может иметь морали. И это печальный факт. Группы людей, отделившихся от основного общества, относятся к нравственности, как архитекторы к домам. Они строят, выстраивают свою мораль, чтобы им было удобно, и вступают в противоречия с обществом.
Человек создан, чтобы жить в обществе. Если разлучить его с ним, изолировать его - мысли его спутываются, характер ожесточается, сотни нелепых страстей зарождаются в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, - как дикий терновник среди пустыря. И мы знаем примеры таких групп, отделяющих себя от общества и мораль этих групп кошмарно-преступная.
И сегодня среди молодежи возникли движения отделяющие приверженцев от общественной морали: панки, готы, эмо, вампиры разные…. Но такие же, и хуже, группы со своими интересами и внутренней моралью существуют среди богатых людей (деньги, как критерий доступа), и среди преступников, а также клубы по интересам, где вырабатывается своя мораль. И нравственность в этих группах всегда очень низкая и даже развратная. Не может терновник вырастить смоквы! Право оказывается Писание!
Мы не спорим с правилами геометрии и математики, таблица умножения остается верной, даже если бизнесмен-торговец ею недоволен: он был бы рад, если бы дважды два равнялось иногда 5 или 8, ему нужна прибыль. Но против нравственности и морали мы возражать готовы! Нравственность всегда вызывает многочисленные споры среди людей: спорно и «не убей» даже, если надо убить злодея! Поэтому всегда правила морали людьми нарушаются. Когда человеку захочется удовольствия страстей – то он считает, в своем уме, что и нравственность можно нарушить. Так поступают люди бесхарактерные, почти все….
Характер состоит в способности действовать согласно принципам (а кто сейчас принципиальный?!). Нравственность должна быть заложена в характере человека. Не все люди обладают характерами вообще, они находятся в состоянии несовершеннолетия, и находятся в нем по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, опекуна. Несовершеннолетие же «по собственной вине» - это такое состояние, что причина заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться разумом своим без руководства.
Девиз эпохи Просвещения был таким: имей мужество пользоваться собственным умом! И в историческом плане, Просвещение еще не победило Средневековое Богословие культа и культов.
Религия в любом виде предполагает культ, то есть властное навязывание собственных моральных установок поведения человека. Так, сегодня, мусульманская паранджа столкнулась с Просвещением во Франции. Где пришлось властям ввести закон на запрет ее в общественных местах.
Все религии основывали нравственность на покорности, равносильно рабству. Никому быть рабом неохота. Религия – как большая узда для масс, великое запугивание простаков; это большие колоссальные ширмы, которые препятствуют человеку ясно видеть, что твориться на земле, заставляя молиться небесам!
Если бы вся цель нашей жизни состояла в нашем личном счастье, а наше счастье заключалось бы только в наших чувствах, тогда жизнь была бы мрачной пустыней…. Никто бы не строил больших общественных зданий, стадионов и тому подобное. Но хвала вечному разуму, хвала великому промыслу! Есть для человека, кроме себя, еще и великий мир жизни; кроме своего внутреннего мира сердца – есть и мир исторического созерцания общественной деятельности. И он научает поискам смысла. Мы видим пирамиды Египта и другие достижения цивилизации. И знаем многие учения, в которых вся мудрость веков дают разуму человека силы. Прозреет человек и будет пользоваться своим разумом на пользу себе (человечеству), а не на «небеса» работать.
Конец.