Уроки Старца

Валентина Анатольевна Никитина
ПОХЛЕБКА
(уроки Старца)

Послушница от это положи, да вот это...»
— Невкусно будет, батюшка... — сомневается женщина
— Слушайся, сми¬ряйся! — отвечает старец.
Вздохнув, она исполняет. После очередной подсказки опять начинает спорить:
— Не готовится так, батюшка! У меня продуктов мало — испорчу, что мы с сыном есть будем?
Но наставник не ус¬тупает.
Наконец похлебка готова.
— Садись, ешь!
Женщина, пробует кушать, выплевывает и начинает причитать:
- Гадость, какая! Вот я же го¬ворила, батюшка, что невкусно будет! Зачем заставили продукты ис¬портить, их у нас  и так мало... Да еще и есть эту гадость заставляете! За что?!
— А как ты с сыном? Приготовишь невкусно, ребенок не хочет это  есть, а ты: «Ешь, что сва¬рила, продуктов мало, не выбрасывать же!» Ешь, дочь моя, ешь... Не выбрасывать же!
Посидела женщина над испорченной похлеб¬кой:
-  Я поняла, батюшка. Я больше так не бу¬ду! Можно... я не буду это кушать?»
- Можно! — вздохнул наставник.

ИМЕЕТЕ ГЛАЗА…
(уроки Старца)

Стоит послушница в храме, а Старец (мыслен¬но, на расстоянии) прика¬зывает ей встать на опре¬деленное место. Она ста¬новится, а работники хра¬ма гонят ее с этого места, ругаются: «Нельзя тут сто¬ять тебе, не положено!» Уходит послушница, а Ста¬рец: «Ты кого слушаешься: их, или меня? Встань на место!»
Становится на мес¬то — ее опять прогоняют. И так несколько раз.
Идет послушница из храма и по дороге мыс¬ленно сетует: «Я же поня¬ла, батюшка, что вы меня для смирения заставляете это делать, чтобы перед другими не гордилась тем, что на расстоянии вас слы¬шу! Так зачем же каждый день вы заставляете это повторять?»
— А ты смирилась, Светлана?
— А как же еще сми¬ряться, батюшка? Я же слу¬шаюсь вас, издевательства, и ругательства в храме терплю!
— Но внутри - то тебя смирения нет.
— Как вы можете это знать? Вы же мои мысли чи¬таете, а я так не думаю. Я думаю, что вы меня уже до¬статочно смирили!
— Я в тебе и вокруг тебя вижу намного больше, чем ты сама.
— Не может быть, — за¬смеялась послушница — Вот я смотрю, а вы через мои глаза можете видеть только то же, что и я.
— Имеете глаза, да не видите, — вздохнул старец, потом,  через несколько шагов приказал: — Светлана, стой!
— Ну, стою, батюшка!
— Смотри!
— Куда?
— Смотри! — повторил наставник, а в интонации — улыбка.
— Что я могу тут уви¬деть? — ворчит женщина про себя, — Каждый день тут хожу: задняя стена шко¬лы, деревья. На что тут смотреть?..
И тут... увидела.
На стенах школы дети мелом написали всякие слова, и старец остановил ее напротив одной из этих надписей…
Перед глазами послушницы было написа¬но. «Света — овца!»

ЧЕРВЯЧОК
(уроки Старца)

Исполняла послушни¬ца во дворе церковное послушание да присела на обтесанное под ска¬мейку бревно.
А по бревну ползет в ее сторону большой зеленый червяк.
Раздавить или смахнуть его она побрезго¬вала и отсела подальше.
А он все ползет и ползет в ее сторону.
Взяла послушни¬ца и пересела на другую сторону скамейки.
Червяк развернулся на 180 граду¬сов и. опять в ее сторону!
Она опять пересела — он преследует
Послушница заинтере¬совалась: встала рядом со скамейкой. Червяк раз-вернулся, тянется в ее сто¬рону, чуть не свалится.
Села — он опять в ее сторону.
— Это вы балуетесь, ба¬тюшка? — смеясь, мыслен¬но спросила послушница.
—Да. Входи в храм,— ду¬хом отвечает ей наставник.
Вошла, а там уже служ¬ба к концу подходит, и Ста¬рец на проповеди расска-зывает о святых, которые дикими зверями управля¬ли.
О том, как на арене в Риме, где христиан на рас¬терзание диким зверям от-давали, лев лег к ногам христианского ребенка.
О том, как Сергий Радонеж¬ский, который построил обитель в лесу, духом укротил медведя.
А мысленно послушнице пояснил:
- А какая разница червячок, медведь или человек. Принцип-то один и тот же! — и ласково, заго¬ворщически глянул на исце¬лившегося его молитвой малыша.