Жизнь и Судьба Александра Грина

Валентина Анатольевна Никитина
Кто из творческих людей не стоял перед выбором: творить и жить жизнью странной и зачастую неестественной, или избрать путь благополучия и сытости, наступив на горло своим духовным и творческим порывам? Или иное – если творить, то ради чего? Что принесёшь ты миру: свет или тьму?

Александр Грин в одном рассказе поставил все возможные вопросы, стоящие перед художником, творцом, в течение всей его жизни.

При поверхностном прочтении рассказа «Искатель приключений» читатель увидит противостояние противоположностей: души нервической, беспокойной, ищущей новых впечатлений, как наркотика, и - спокойной, обывательски благополучной, довольной своей здоровой, плотской натурой.

Но творчество Грина – это всегда загадка, которую предстоит разгадывать читателю не только при прочтении произведения, но и после этого, ещё долго возвращаясь к мыслям писателя. Спорить или соглашаться, думать и самому домысливать произведение.
А зачастую – это произведение будет мучить вас, если вы поступаете против совести. Как камертон упрекает нас, взявших фальшивую ноту, так и творчество Грина, для соприкоснувшихся с ним в юности является камертоном духовного, высокого отношения к жизни, чужим  и собственным поступкам.

Противопоставление и сравнение вегетарианского, образа жизни: «Чрезвычайная,  несвойственная даже понятию о еде,  тишина внушала аппетиту  входящего  быть  молитвенно нежным,  вкрадчивым,  как  самая  идея травоядения.  Постные,  хотя  румяные  лица  помешанных  на  здоровье  людей безразлично осматривали Аммона.» и здорового образа жизни избранного Доггером –« Обильный завтрак состоял из масла, молока, сыра, ветчины и яиц», «Крепкий,  как  ожившая грудастая  статуя  Геркулеса,  Доггер  производил  впечатление несокрушимого здоровяка» - для Александра Грина не являются противопоставлением.

 Он чувствует и в том и в другом образе жизни некую неправду, как говорится – в любой крайности, ищи обратное. Люди, избравшие чересчур жесткие правила существования в чём-то ущербны, неполны, несмотря на пышущее, бросающееся в глаза здоровье тех и других.
Так люди творчества, сознательно лишившие себя поиска, страданий и терзаний, ради благополучия житейского, перестают быть художниками или становятся своей противоположность, доходя до крайности, чтобы себя и весь мир убедить в том, что они счастливы и иной жизни не ищут.

И только где-то, в тайном уголке души, в ночной тиши они находят себя истинного, но боятся открыть миру всю боль, кошмары и безобразие своих страстей: «Он видел стаи воронов,  летевших над полями роз; холмы, усеянные, как травой, зажженными электрическими лампочками; реку, запруженную зелеными трупами;  сплетение  волосатых рук,  сжимавших окровавленные ножи;  кабачок, битком набитый пьяными рыбами и  омарами;  сад,  где  росли,  пуская могучие корни, виселицы с казненными; огромные языки казненных висели до земли, и на них раскачивались,  хохоча,  дети;  мертвецов,  читающих в могилах при свете гнилушек  пожелтевшие фолианты;  бассейн,  полный  бородатых  женщин;  сцены разврата,   пиршество  людоедов,  свежующих  толстяка;  тут  же,  из  котла, подвешенного к  очагу,  торчала рука;  одна  за  другой проходили перед  ним фигуры умопомрачительные,  с красными усами,  синими шевелюрами, одноглазые, трехглазые и слепые;  кто ел змею, кто играл в кости с тигром, кто плакал, и из  глаз  его  падали золотые украшения;  почти все  рисунки были осыпаны по костюмам   изображений  золотыми  блестками  и   исполнены  тщательно,   как выполняется вообще всякая любимая работа. С жутким любопытством перелистывал эти рисунки Аммон».

Пока читаешь этот текст, перед глазами стоит все западное искусство, декаденс и ты воспринимаешь весь ужас героя, не от рисунков в той злополучной папке, а от того, что мастер трёх невозможно гениальных картин может так мыслить!
И понимаешь самого Грина: только имея в душе подобный ужас, можно, отталкивая и отрицая это жуткое совершенство создавать невозможно прекрасные образы его героинь!

В «Бегущей» есть герой-мужчина и два главных женских персонажа - милая веселая Дэзи и холодная величественая умница Бичи Сениэль, бывшая хозяйка парусника. И что забавно, структура отношений между этими тремя героями очень напомнает отношения в «Блистающем мире» - между Друдом, Руной Бэгуэм и Тави Тум. Именно Бичи Сениэль и Руна Бэгуэм с самого начала захватывают внимание и читателя, и героя. Возникает подозрение, что в героинях он трансформировал характеры двух главных женщин своей жизни, своих жён.

Образ женщины на картинах в «Искателе приключений» претерпевает ещё большую трансформацию:
«Всю  материнскую нежность,  всю ласку женщины вложил художник в это лицо.  Огонь чистой,  горделивой молодости сверкал в нежных,  но твердых глазах;  диадемой казался  над  тонкими,  ясными  ее  бровями бронзовый шелк волос;  благородных юношеских  очертаний рот  дышал  умом  и  любовью»  - и противоположная ипостась женщины:
«Страшно, с непостижимой яркостью встретились с его глазами хихикающие глаза изображения.  Ближе, чем ранее,  глядели они мрачно и глухо; иначе блеснули зрачки; рот, с выражением зловещим и  подлым,  готов  был  просиять омерзительной улыбкой  безумия,  а красота чудного лица  стала  отвратительной;  свирепым,  жадным огнем дышало оно,  готовое душить, сосать кровь; вожделение гада и страсти демона озаряли его гнусный овал,  полный взволнованного сладострастия, мрака и бешенства; и беспредельная тоска охватила Аммона,  когда,  всмотревшись,  нашел он в этом лице готовность заговорить. Полураскрытые уста, где противно блестели зубы, казались  шепчущими»…

Так описывает А. Грин изображение женщины на двух картинах. Но что оставляет в итоге не сожжённым Доггер (а мы понимает под ним художника, то есть самого автора)? Он оставляет третью картину, лицо которой скрыто:
«Поза женщины,  левая ее рука,  отнесенная слегка назад, висок, линия щеки,  мимолетное усилие  шеи  в  сторону  поворота и  множество недоступных анализу  немых  черт  держали  зрителя  в  ожидании чуда.  Художник закрепил мгновение;  оно длилось,  оставалось все тем же, как будто исчезло время, но вот-вот в  каждую следующую секунду возобновит свой бег,  и женщина взглянет через плечо на потрясенного зрителя».

Не напоминает ли этот облик героиню «Бегущей по волнам» да и вообще всех романтических героинь Грина? Это Грин, вместе со своим героем-художником,  выбирает облик таинственный и неуловимый для своих героинь.
«Над головами их среди других рам и  изображений стояла,  готовая обернуться, живая  для  взволнованных глаз  женщина;  она  стояла на  дороге,  ведущей к склонам холмов.  Толпа молчала. Совершеннейшее произведение мира являло свое могущество.
     - Почти невыносимо,  -  сказала подруга Кута.  - Ведь она действительно
обернется!
     - О нет, - возразил Аммон, - это, к счастью, только угроза.
     - Хорошо счастье! Я хочу видеть ее лицо!
     - Так лучше,  дорогая моя,  - вздохнул Кут, - пусть каждый представляет
это лицо по-своему».

Еще один момент, который меня очень задел и в «Искателе приключений», «Блистающем мире», и в «Бегущей» - скажем так, отказ от власти, отказ от представившейся возможности, если ты понимаешь, что реализация такой возможности будет противоречить твоей внутренней сути. Руна Бэгуэм предлагает Друду, грубо говоря, объединиться и перевернуть мир, используя его необычную способность. Руна принимает решение и пытается добиться своего, играет ва-банк. Друд отказывается, прекрасно осознавая, что это "не его". А вот Бичи Сениэль не делает такой ошибки.

Она гоняется за своим бывшим кораблем, "Бегущей по волнам", пытаясь вернуть его, прилагает к этому все усилия. И когда наконец получает корабль обратно, понимает, что оставить его было бы совершенно неправильно, и волевым решением избавляется от него. Корабль гибнет, но у меня складывается странное ощущение, что Бичи принимает решение, которое потом спасло ее саму, как личность. В отличие от Руны. По сути, все просто: смирение является путем к спасению, умение вовремя отказаться от своего самого сильного желания иногда лучше, чем его исполнение.

«Я  не мог показать людям своих ужасных картин,  так как они превознесли бы меня, и я, понукаемый тщеславием, употребил бы свое искусство согласно наклону души -  в сторону зла,  а это несло гибель мне первому; все темные инстинкты души  толкали меня  к  злому искусству и  злой  жизни.  Как видите,  я  честно уничтожил в доме всякий соблазн:  нет картин,  рисунков и статуэток.  Этим я убивал воспоминание о себе,  как о художнике, но выше сил моих было уничтожить те  две,  между которыми шла борьба за  обладание мной. Ведь это все-таки не так плохо сделано!  Но дьявольское лицо жизни временами соблазняло меня,  я запирался и уходил в свои фантазии -  рисунки, пьянея от кошмарного бреда;  той папки тоже нет больше.  Вы сдержали слово молчания, и я,  веря  вам,  прошу  вас  после моей  смерти выставить анонимно третью мою картину,  она  правдива и  хороша.  Искусство было  проклятием для  меня,  я отрекаюсь от своего имени».

И как его герой имеет тайную, тёмную сторону, так и в самом писателе прозреваешь две стороны: светлую и тёмную. В выборе Доггера скрыт выбор самого Грина. Он со своей силой воплощения образов, способный воплотить в этот мир как Образ Тьмы, так и Образ Света, выбирает третье: Таинственное и Непостижимое.

Святость, гениальность, талант… Как часто эти понятия находятся рядом. Мессианство в крови таких писателей, как Александр Грин. И как бы ни была тяжела или грешна их жизнь, они искупают все свои грехи, тем Светом и Надеждой, что несут этому безрадостному, тусклому миру прагматиков.