Соло на трубе

Николай Елисеев
          В начале студенческих лет я ходил на занятия в городской духовой оркестр - играл на трубе. Было она старенькая и очень изношена. Для игры простых партий в составе оркестра труба еще была годна, но сыграть на ней что-либо интересное и сложное было просто невозможно, как я ни старался. Многие другие инструменты в этом оркестре тоже были очень старые. Городские власти много раз обещали приобрести новые инструменты для духового оркестра, но всё как-то забывали про это. Так что моя мечта поиграть на хорошей трубе была довольно призрачной.

          И вдруг мне неожиданно повезло: заглянув случайно в один из комиссионных магазинов, я увидел хорошую помповую трубу, которую продавали совсем недорого.  Чувствовалось, что пользовался ей настоящий музыкант: она лежала в специальном футляре, рядом, в ячейках, находились два мундштука, вставка – сурдинка, тряпочка из мягкого материала и даже флакончик со смазочным маслом.

          Опробовав трубу прямо в магазине, я убедился в ее качестве: звук был чистый и звонкий, помповые клапаны позволяли легко переключаться на нужные ноты. Обрадованный удачной покупкой, я пошел в общежитие.

          О приобретении этого музыкального инструмента я никому, даже друзьям, не сказал: решил сделать нравившейся мне рыжей девчонке и всем студентам сюрприз, показав разученные в расположенном рядом лесочке мелодии на одном из ближайших  танцевальных вечеров.

          Танцевали мы больше под магнитофон, так как наш студенческий оркестр был довольно примитивным: ударные, контрабас, две гитары и – иногда – аккордеон. Поэтому звонкий голос трубы был бы в этом составе очень кстати.

          Через месяц я продемонстрировал игру на трубе ребятам из оркестра. Предложенные  мелодии и голос трубы им понравились. Но они решили, что медленные композиции мне лучше играть соло, только ударник должен помогать держать ритм.

          На очередном танцевальном вечере, поиграв немного, наш оркестр покинул сцену, оставив одного ударника, и объявили соло на трубе. Ударник задал нужный ритм, я вышел на сцену и начал играть мелодию “Маленький цветок”. Удивленные студенты и гости в зале стояли некоторое время, молча глядя на меня. Но, меняющийся, порой как бы  плачущий,  голос трубы  завораживал, проникал в души, настраивая на лирический лад, и зал быстро наполнился танцующими парами.
 
          Я играл, полностью отдаваясь музыке, почти не видя танцующих. Все мои чувства были захвачены игрой, и я честно пытался донести нюансы мелодии до слушателей. Голос трубы то плакал, затихая, то усиливался, поднимаясь на высокие ноты, то вкрадчиво ворковал, будто звал куда - то. Чарующие, проникающие в души звуки медленного фокстрота никого не оставили равнодушным. Но вот мелодия подошла к концу, и последние, затихающие звуки медленно растворились в наступившей тишине.

          Пары прекратили танцевать, но не разошлись, а с сожалением, что такая приятная и лирическая мелодия закончилась, смотрели в мою сторону. Секунды две стояла абсолютная тишина, взорвавшаяся потом аплодисментами.

          Пока я отдыхал, наш оркестр играл вальс. После него я сыграл несколько раз в составе оркестра, заметив, что моя рыжая симпатия явно неравнодушна к моему другу.  Но вот из зала стали доноситься все усиливающиеся крики “Соло! Соло! Соло!”, и я опять остался на сцене вместе с ударником. Из трубы вновь полилась неторопливая мелодия – медленный вальс. Опять изменчивый голос вел за собой танцующие пары, заставляя забывать разные житейские заботы и обиды, плохую погоду, не сданные зачёты, приближающую сессию…

          Прошло много лет. Труба давно продана какому-то музыканту, а у меня появились другие увлечения. Но, если, вдруг, я слышу где-либо игру духовой трубы, закрываю глаза и, как наяву, вижу давнюю картину: зал студенческого общежития, нравившуюся мне рыжую девчонку в обнимку с моим другом и другие пары, танцующие под завораживающие звуки моего соло на трубе…



PS Читательница и один из авторов ПРОЗА.РУ Евгения Козачок любезно прислала мне в отзыве ссылку на красивый клип - мелодию "Маленький цветок":
www.youtube.com/watch?v=KJgKCT5rxDg

Рисунок из СЕТИ