Бабушкины котлеты

Ольга Андрейкова
«Здравствуйте, уважаемая редакция!

   Очень люблю Вашу газету с ее «кусочками» человеческих чувств, мыслей, переживаний… Хочу поделиться и своими. Напечатайте, пожалуйста. Я отправлю вырезку из газеты бабушке на Украину. Как своеобразное «прости» за пять лет терпения «внучки-оторвы»…

   Запахло котлетами и жареной картошкой. Перед глазами из серости обыденного дня вдруг образовался коридор, ведущий на кухню. Сразу вспомнилось, какая эта кухня летом, когда настежь открыто окно, из-за которого доносится стрекотание сверчков…
Но моё воспоминание было из другого сезона – из зимы. Из тех редких зимних дней, когда холодно и кружит снег. Такие дни на Украине вообще сравнимы с чудом. В основном всю зиму каждый год Харьков стынет под зимним дождём, в холодных лужах и чумазом гололёде. Лужи холодные, а зима – тёплая. Люди «как положено» надевают шубы и меховые шапки, хотя на самом деле, если бы температура за окном была такая же, только календарь показывал бы какой-нибудь август-сентябрь, все ходили бы, не замерзая, в кожаных куртках, не отягощенных подкладом…
   Но сейчас передо мной возник один из тех самых прекрасных дней: за окном летают хлопья, мороз озорно хватает случайных прохожих за носы, а на теплой уютной кухне пахнет котлетами и жареной картошкой. У плиты суетится бабушка… Один салат дополняется другим (это зимой-то!), гора котлет всё растет и растет. Прекрасно понимая, что нам двоим с дедом всё это не съесть и за неделю, она со своим заботливым упрямством режет сыр, колбаску и всерьёз подумывает, отварить ли еще и сосиски?..
   Запершись в своей комнате, весь мой подростковый эгоизм плевал на её старания. Не хочу есть и не буду. Вкуснейшая картошка была «жирная», нежнейшие котлеты – «твёрдые», а ужин – абсолютно не нужным: ожидая троллейбус после университетских пар, я уже успела перебить аппетит какой-то самой дешёвой булкой…
Под музыку из магнитофона (она совершенно заглушала телевизор, по которому дед смотрел свои ежеминутные новости), я лелеяла в памяти родной Амур. Мне оставалось еще совсем чуть-чуть: всего полтора года – половина четвертого и пятый курс университета -  и я вернусь на родную амурскую землю… Ненавистная Украина забудется, как страшный сон, чересчур заботливая бабушка перестанет кормить «как на убой», я наконец-то вернусь к родителям…
   Кто же знал, что через годы и тысячи километров мне с завидной регулярностью будет пахнуть котлетами… Котлетами и жареной картошкой».

   …Это письмо было написано мною десять лет назад. Оно было не просто напечатано в областной газете, а стало «лучшим письмом месяца». Мне за него по почте прислали приз – набор из двух подносов для рыбы… Как же приятно было мне, моим родным и самой бабуле… Один из подносов я гордо отвезла ей летом… А она ни разу не воспользовалась им по назначению, просто аккуратно хранила вместе с вырезкой из газеты…
Лучшей благодарностью за статью стали для меня ее: «Спасибо, доча» - почему-то всю жизнь было именно «доча», а не «внучка», и слезинка, быстро смахнутая бабулиной рукой…
А потом всё забылось и покрылось паутиной времени… Этим летом, в августе, я начала выкладывать свои статьи на сайте «Проза.ру» и вспомнила об этом письме… Попросила маму, которая как раз в это время гостила у бабули: «Пусть бабуля сделает свои фирменные котлетки! А ты – сфотографируй! Я помещу фото вместе со статьей на сайте… Можно даже вместе с бабулей у окошка на кухне…». 
«Хорошо, - сказала мама, - только немножко позже… Котлетки мы только недавно ели, а бабуля в последнее время не очень любит фотографироваться, - стесняется морщинок…» …

   …Через две недели после этого разговора бабули не стало… Еще вчера она с удовольствием гуляла по любимому Харькову, хлопотала по дому, тихонько напевала песенки, готовя еду… А на следующий день ей резко стало плохо, и к вечеру её звездочка погасла, как будто резко задули свечу…
   Похоронив бабулю, мама с родными зашла в ближайшее кафе, - помянуть… «Что будете заказывать? – спросила официантка, - смотрите, какие свежие котлетки только что приготовлены…» и кивнула в сторону котлет, которые были просто фантастически похожи на те, которые мы так и не успели сфотографировать…