Уважаемые читатели! Предлагаю Вашему вниманию статью «Право на обиду», которая несколько лет назад вышла на страницах журнала «Наша жизнь». Выражаясь официальным языком, «НЖ» - печатный орган Всероссийского общества слепых; издаётся как по брайлю, так и укрупнённым шрифтом. Вы спросите: а с какой стати ты решил опубликовать материал здесь и сейчас? Дело в том, что я прочитал роман Д. Гранина, в котором встретил эпизод, перекликающийся с моей статьёй. Приведу лишь небольшой отрывок: «Что значит жить со слепым? Он не видит её. Она сохраняла свою красоту для него, а он и не увидел… И не увидит никогда. Она ещё может нравиться, в неё можно влюбиться. Будет семья, будут дети. Он ведь и детей своих не увидит. Если б он вернулся без руки, без ноги, она бы не оставила его».
Заболеть может каждый… Не стоит забывать и про военные конфликты… Несчастные случаи… А что потом? Не отвернутся ли родственники? Не отступят ли в тень друзья? Не грозит ли одиночество?
Если Вам интересна эта тема, то прочитайте статью и выскажите своё мнение! Это поможет мне при написании продолжения.
Право на обиду
Осенью в Ставропольском крае, как обычно, проводился месячник «Белая трость». Его цель известна — привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов по зрению. Одна молодёжная газета тоже решила отдать дань этой теме, написать зарисовку о слепой девушке или парне. Выбор пал на меня. Не скрою, волновался: мой привычный круг общения - это близкие люди, члены МО ВОС, сотрудники нашей специализированной библиотеки. В данном случае ко мне домой должна была прийти незнакомая зрячая девушка. Не могу сказать, что я замкнутый человек, ведущий домашний образ жизни. Просто было немного страшно показаться закомплексованным, неинтересным.
Встреча состоялась в назначенное время, журналистка задавала вопросы, я отвечал. Возможно, этим бы всё и закончилось, она написала бы заметку, я купил бы газету и прочитал её, но… Уходя, девушка предложила на выходных зайти за мной и немного вместе погулять. Ещё сказала, что возьмёт с собой собаку. Я с радостью согласился. Признаюсь, два дня до выходных прожил, мысленно готовясь к этой прогулке. Представлял, как она пройдёт, продумывал, как мне себя вести, что говорить, что делать. С тростью я не хожу, передвигаюсь по городу с помощью сопровождающего, поэтому мне пришлось бы изредка касаться её руки. Воображение рисовало разные препятствия: а вдруг на пути попадётся большая лужа или на тротуаре будет стоять машина, и нам придётся её обходить? Не хотелось показаться беспомощным и жалким. Представлял, что нам встретится кто-то из друзей и увидит, что я иду со зрячей девушкой. Одним словом, в те дни я жил надеждой на эту прогулку. Спрашивал себя: ждёт ли она нашей встречи или уже пожалела, что поддалась порыву великодушия?
Прошла суббота, потом воскресенье. Но она не пришла и даже не позвонила… Во мне родилась обида, я пытался всё время её заглушить, но она только разгоралась. Можно ли в чём-то обвинить девушку? И да, и нет. Да, потому что её никто не заставлял предлагать мне прогулку, она могла бы выполнить редакционное задание и всё, ушла бы из моей жизни навсегда. А нет, потому что не каждый в нашем обществе способен идти вместе со слепым или сопровождать человека в инвалидной коляске.
Мать, отец, бабушки, дедушки с раннего возраста учат маленького ребёнка читать, писать, считать, но мало кто учит сочувствовать переживаниям других. Почти всегда, когда со мной сталкиваются зрячие, в первую очередь, они видят во мне инвалида, и сразу у них возникает некое предубеждение. Я абсолютно не осуждаю этих людей, наверное, в тот недолгий отрезок жизни, когда я видел, рассуждал точно так же. Если же человек встречает другого, имеющего недуг без внешнего проявления, он будет к нему относиться как к равному или нет? Что же делать, чтобы не чувствовать этот барьер при общении слепого со зрячим?
Недавно я прочитал несколько книг, герои которых были слепы. Одна из них — роман Р. Киплинга «Свет погас». Главный герой, художник, теряет зрение в результате ранения. Читать было интересно вдвойне, потому что я мог глазами зрячего писателя посмотреть на то, как выглядит слепой. В одной из сцен герой, идя по комнате навстречу девушке, спотыкается и падает на колени. И он не встаёт, а начинает ползти и искать складку на ковре… В другой сцене он пьёт чай с булочками, и девушка видит, как он неряшливо ест: весь воротник в крошках. Эти эпизоды просто ужаснули меня, я стал тщательнее следить за своим поведением. Получается, что иногда мы сами виноваты в том, что вызываем в людях жалость или брезгливость.
После этого случая я спросил у своего зрячего брата, который учится в 11 классе: а согласилась бы какая-нибудь из его одноклассниц пройтись по городу со слепым парнем? Что он ответил, догадаться несложно. Почему девушке не стыдно идти рядом с подвыпившим молодым человеком, обращающим на себя внимание всех прохожих? А с незрячим… Она постесняется? Может быть, потому, что её не поймут и осмеют подружки, будут коситься прохожие? Возможно, она боится привязаться, не планирует общее будущее. А насколько вообще распространены браки, в которых один супруг не видит? Знакомясь с восовскими периодическими изданиями, узнаю, что такие союзы есть, но среди моих друзей и знакомых они — редкое исключение. В основном, оба супруга являются инвалидами по зрению. Хотя есть, конечно, такие пары и в нашей организации.
Почему одни люди не ограничивают поиск своей второй половинки и отсутствие зрения не мешает им найти спутника среди зрячих, а другие идут по жизни с человеком, имеющим такие же проблемы? Кто-то вообще остаётся одиноким... Отдельное место занимают случаи, когда семья создаётся до несчастья, приведшего к слепоте, и ей или ему приходится выбирать: разделять или нет дальнейшую жизнь. Знаю случай, когда жена после потери мужем зрения, забрав сына, ушла от него навсегда.
Перебирая в памяти семейные пары, в которых один из супругов не видит, я убедился в том, что, как правило, этот человек является сильной личностью. Значит, надо стараться быть не только не хуже зрячих, но даже лучше, успешнее в любой сфере жизни. Некоторые из слепых этого добиваются. У Мопассана есть рассказ «Калека», его герой задаётся вопросом: «…Допустимо ли женщине предложить то, что не выносишь сам?»
…Примерно через месяц журналистка как ни в чём не бывало позвонила мне. Она, наверное, уже не помнила о том своём предложении. Но я-то не забыл! Поэтому, недолго поговорив на отстранённые темы, мы попрощались. Кто-то может обвинить меня в злопамятстве, и знаете, возражать не буду. Да, обида осталась. Но в то же время меня мучает вопрос: имею ли я на неё право?