Роль казачества в прошлой и современной истории

Еремин
 «Граница родила казачество, а казачество создало Россию»
Л.Н.Толстой


Казачество... Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории   Руси - России. Многие судьбоносные события  российской   истории  происходили  при  непосредственном его участии
Казачество - уникальное российское явление. Попытки создать подобные воинские   формирования   в   Персии,   Турции,   Речи   Посполитой,   Великом княжестве Литовском, как правило, заканчивались неудачей.
История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Внимательный исследователь увидит в ней традиции и преданную службу Отечеству, волю, освященную идеями, православия; первопроходцев, чьими усилиями прирастала Россия на восток вплоть до Тихого океана и Аляски, и ударный отряд покорителей беспокойных северокавказских и среднеазиатских соседей.
Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как их неотъемлемая часть. Неизмерим взгляд многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно, казаки в числе первых стояли прочным заслоном врагу, на дальних окраинах, осваивали при этом земли и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы.
Их воинские подвиги тесно связаны с именами Дмитрия Донского, Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других. Из казаков вышли выдающиеся защитники Отечества, герои войны с Наполеоном в 1812 - 1814гг. Матвей Платов, Василий Орлов – Денисов, Василий Иловайский; герои Кавказской войны Яков Бакланов, Николай Слепцов; казачьи вожди - Первой мировой и Гражданской войн Федор Подтелков, Семен Буденный, Филипп Миронов, Алексей Каледин, Лавр Корнилов, Петр Краснов. Россия помнит казаков - первопроходцев: В. Атласова, Ермака, В. Пояркова, Е. Хабарова, С. Дежнева. Ученых: геолога И. Мушкетова, историка А. Щербины, географа А. Краснова, металлурга Н. Асеева, профессоров В. Пашутина и Г. Поташина, философов Н. Бердяева и А. Лосева, писателей Ф. Крюкова, А. Серафимовича, М. Шолохова, художников В. Сурикова, Н. Дубровского, поэтов А. Леонова и Н. Турогерова и многих, многих других.
Возрождающиеся казачество, особенно молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества.
Так, Александр Куприн, хорошо знавший военную среду, писал: «Пусть мои глаза
и не увидят чаямого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верую я в будущую неразрывную связь казачества с нею».
Отношения казачества с правящими классами и правительствами во все времена не было безоблачным. И цари вели себя неоднозначно. Можно сослаться на расправы над казаками Петра I, Екатерины II, Александра III. Но если в то время речь шла об ограничении права свобод казачества, то при советской власти в 1920-е годы - о физическом и нравственном уничтожении свободолюбивых людей. Эта политика более ярко проявилась в годы «расказачивания».
Вот потому необходимо внимательно проанализировать не только ход событий последних десятилетий, но и всего предшествующего периода. Важна историческая правда о казачестве, оценка его вклада в становление и развитие Российского государства и общества на основе конкретно-исторического подхода. Нельзя больше освещать события прошлого только белыми или черными красками, делить народ на «своих» и «чужих», на «красных» и «белых», высказывая свои симпатии и антипатии. Сегодня, особенно молодежь и население, проживающее вне казачьих областей, часто задают вопрос: «А была ли история казачества?»
  Вот поэтому в нашей работе на конкретных примерах из истории нашего края и из судеб людских мы попытались увидеть и поделиться местом и ролью казачества в современном российском обществе.

1. Казаки на Белогорье.

  Во второй половине XVI века молодое Русское государство широко проводило политику обустройства своих южных границ. Особенно остро встал этот вопрос после решения проблем на востоке: покорения Казанского и Астраханского ханства и выхода на берега Терека, где издавна жили казаки. Теперь необходимо было думать и о защите своих пределов от набегов беспокойных соседей на юге. Ногайцы и крымские татары тогда сделали своим основным промыслом грабеж русских земель.
  Население Северщины привыкло к постоянной войне. Это были закаленные в бесчисленных схватках, суровые и мужественные люди, самостоятельно обороняющие свои земли и неоднократно побеждавшие врага. Документы этой поры сохранили сведения о «путивльских севрюках», с которыми татары побаивались иметь дело. Севрюки по примеру московских воевод держали по найму Донецкие сторожи, которые посылали вести о приближении татарской конницы.
В лесостепной и степной зонах для защиты поселений создавались вооруженные формирования в борьбе с татарами, накапливался богатый военный опыт, и создавалась особая форма военной организации. Такие формирования казаков возникли на Дону, Волге, Запорожье. Но появление такого явления как казачество следует рассматривать и в связи с колонизацией южной степной окраины. Казаками назывались и такие категории вольных людей, которые занимались промыслами: жгли известь, заготавливали камень, добывали уголь и железную руду, производили деготь и т.д. Люди эти были мужественные, закаленные, а главное хорошо знавшие местность. Привлечение различных категорий казаков к сторожевой и станичной службе было вызвано естественной необходимостью, и со временем они стали особой группой в гарнизонах пограничных городов-крепостей.
  В Оскольской земле были свои, не менее мужественные воины - оскольские казаки, первые сведения о которых известны только за 1570 год. Их воинские отряды доходили до верховьев р. Айдар - практически за 300-400 км от пограничных крепостей. Во второй половине XVI века русское правительство пыталось использовать вольных казаков как боевую силу против Крымского ханства. В наказе московскому посланнику «на поле» в 1589г. говорилось о привлечении к службе казаков, которые «житьем живут по Осколу и по Семи». Каждая группа имела своего выборного атамана. Став служилыми людьми южных городов, они на первых порах сохраняли свою организацию и название «казаков» - вольных людей. В городах казаками стали командовать «казачьи головы», специально назначаемые из числа служилых людей «по отечеству» - детей боярских.
  Борьба России с Казанским и Астраханским ханствами, затяжная Ливонская война сдерживали русскую колонизацию Дикого поля. Самый тяжелый противник - Крымское ханство, держало русское правительство в постоянном напряжении, а Россия по прежнему платила дань разграбленными районами, убитыми и пленными. Утвердившаяся в процессе борьбы и имевшая видимую пользу сторожевая и станичная службы, первоначально не имели правильного устройства, а носили временный характер. В 1571г. Крымский хан Давлет-Гирей вторгся в самый центр России и сжег Москву. В следующем году он повторил набег, но под Серпуховым его встретили войска под командованием князя Воротынского и нанесли татарам поражение. Немалую заслугу в предупреждении этого набега сыграла созданная по указу Ивана' Грозного тем же Воротынским новая система сторожевой и станичной службы.
Боярин провел опрос ратных людей пограничной южной глубинки. В Москву приехали люди хорошо знающие местность, характер татарских набегов и пути их следования в пределы Руси. Были определены наиболее опасные места и лучшее расположение сторож, пути движения конных разъездов - станиц, перемещавшихся на значительные расстояния и перекрывающие возможные пути татарской коннице. Все полученные от них сведения доставлялись эстафетой до определенного пункта и далее в Москву. Станицы и сторожи в основном отправлялись из приграничных городов-крепостей: Крапивна, Мценск, Орел и др. Однако, чтобы значительно раньше
получать сведения о движении татар, россияне были вынуждены выделить в южные пределы 4 острожка. Один из них располагался в устье р.Убли при впадении ее в Оскол. Воинский гарнизон его состоял из детей боярских и казаков. Так в документах XVI в. появился термин «оскольский казак».
   В 1577г. в связи с участившимися набегами татар Иван Грозный вызвал станичных голов и детей боярских на совещание в Москву, где были произведены новые перемены в станичной и сторожевой службе.
В 1579 г. была вновь открыта татарами Кальмиусскаая дорога, одно из ответвлений которой проходило между реками Котел и Потудань. Станичные головы прями сказали, что «если не стоять стоялым головам на Осколе, то и дорогу ту новую Кальмиусскую уберечь нельзя».
   В 30-х годах XVII века сооружается в крае оборонительная линия, а с ней вместе и новые города Усерд и Яблонов, Короча, Хотмыжск, Болховец. Большую роль в освоении и защите новых земель сыграло казачество.
   В Осколе казаки проживали в Ездоцкой , Казацкой, Ямской слободах. В Ямской слободе селились донские и уральские казаки. Эти названия существуют уже более 400 лет.
   Казаки относились к категории «служивых людей по прибору» -набирались «из вольных охочих людей» Донского, Волжского, Уральского, Терского, Запорожского казачества, казачества центральных областей России -Ярославля, Рыльска, Курска, Путивля и т.д. Иногда они были поверстаны» в детей боярских и получали дополнительный земельный надел в жалованье (Ярославские казаки). Но подобное верстание было впоследствии запрещено. Этот разряд был пестрым по составу и положению. В Осколе они составляли две группы - городовые и беломестные.
  Городовые составляли вольные люди, издавна осваивающие наш край. В обиходе их назвали бортниками. Занимались они промыслами и охотой. Они селились слободой и ставили дворы по десяткам и сотням.
   В основном на Осколе казаки служили «с земли без денег», небольшое денежное жалование получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.
Казаки выполняли довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, сопровождение грузов и другое. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города.
Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале, Тереке. Приглашенные на службу казаки получили название беломестных, т.е. свободных от податей, служащих по договору.
Первыми в Осколе были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова, в 1640г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских казака с атаманом Федором Емельяновым, в 1644г. - 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева, в 1697 прибыли на службу казаки Острогожского полка, на службе так же находились и яицкие казаки. Черкассы - украинские казаки впервые появились в 1635 - 1637г.г.
На Белгородской земле много мест и событий связано с историей казачества. Казаки составляли значительную часть воинских гарнизонов. Так, в городе Верхнесосенске (1651 год) было 95 казаков, 105 стрельцов,28 пушкарей; в Болховце (1677год) - 118 казаков, 143 стрельца, 18 пушкарей при 16 пушках; в Яблонове (1677 год) - 101 казак, 12 стрельцов, 13 пушкарей. Особенно в перечне выделены 13 станичников. Это были конные казаки-разведчики. Отряд в десять человек во главе с атаманом объезжал татарские сакмы, речные перелазы по установленным маршрутам, следил, где могут появиться следы татарской конницы. Были среди них знатоки восточных языков - толмачи, для того, чтобы допросить пленного, а иногда, прикинувшись степняком, выведать тайну у заблудившихся татар.
   Уже в то время казаки делились на «городовых», несущих службу в воинских гарнизонах, и «вольных», создавших свои поселения - станицы по берегам рек Дона, Яика, Терека. Вольные казаки охотно принимали в свою среду беглых людей, дабы увеличить свою воинскую силу. В казачьих станицах копились гроздья гнева против угнетателей народа. Жители белгородских земель имели тесный контакт с донским казачеством. Так, в
восстании 1707-1709 годов под руководством К.Булавина проявил себя помощник Донского атамана Иван. Усердского и Валуйского уездов образовался отряд под началом Семена Драного, храбро и умело сражавшийся против царских карателей.
Были на Белогорье и свои собственные казаки - слободские, живущие по Северному Донцу. Их участие в отражении нападений крымских татар, особенно в смутные времена, неоднократно отмечалось в военных донесениях. С продвижением границы все дальше на юг исчезла необходимость и казачьих формированиях в данном регионе.
   Время существования Белгородской губернии совпадает с переводом части казаков, оставшихся на ее территории в разряд однодворцев и переселением другой на Северный Кавказ.
   Заинтересованному читателю хотели бы предложить прочесть репринтное издание книги Казимира Валишевского «Смутное время», где можно найти много любопытных страниц о событиях 400-летней давности и роли казаков не только в смуте, но и установлении порядка в Русском государстве. Там упоминаются и оскольские казаки.

2.Казачество в современном российском обществе.

   Наше время нередко также называют по аналогии с теми событиями смутным, тревожным.
В 1990г. 10 марта в станице Шелковской на берегах буйного Терека состоялся первый, официально разрешенный властями казачий круг.  Еремину Н.М. довелось быть организатором возрождения казачьего движения. Позже будут драматические события на Сунже, убийство атамана Подколзина, Большой Круг в Москве, где будет создано общество «Союз казаков». Чтобы вы почувствовали атмосферу тех дней, приведем ниже материал из газеты «Комсомольская правда» и комментарий Владимира Васильевича Коваленко.
«Казалось, что происходят съемки исторического фильма. А на самом деле остатки казачества (263 делегата от 70 тысяч) собрались в Москве на свой Большой круг, надев прятанные 70 лет костюмы. Казачий костюм был боевой формой. Лампасы означают, что казак никому и никогда не платил подати.
Говорят, Наполеон послал поинтересоваться, как казаки воспитывают своих детей, и получил ответ: «Казаками не становятся, казаками рождаются».
...Очень, очень давно писал Лев Толстой о терских казаках, предки их, староверы, бежали из России, поселились за Тереком, на Гребне. Живя между чеченцами, казаки переродились с ними, усвоили их обычаи, образ жизни, но нравы русских сохранили и там во всей прежней чистоте, русский язык и старую веру. Говорят, что Иван Грозный приезжал на Терек, «вызывал к своему лицу стариков», дарил им землю, увещевал жить в дружбе
и обещал не принуждать ни к подданству, ни к перемене веры. От горцев пришла любовь к свободе, празднеству и ратному делу. Влияние России виделось им с невыгодной стороны: притеснением в выборах и вводом войск...
На Большой казачий круг приехали представители терского, донского, кубанского, уральского, сибирского, уссурийского казачеств...
Существовало правило, что Круг признавался, если на нем
присутствовал священник. После произнесенного «Аминь» всякие разговоры о делах прекращались...
Словами священника освятился и этот Круг:
- Мы многое возрождаем. Это требование времени. Казачество могло появиться только при православии. Православие наиболее героично и требует отречения: взять крест свой...Жизнь превратить в подвиг, служа народу и Богу...
Вопрос появления казачества историки соотносят с временем появления иконы Донской Божей Матери, которая была подарена донскими казаками накануне Куликовской битвы князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому.
В честь одержанной под сенью Донской Божей Матери победы в 1591 -1593 г.г. царь Федор Иоаннович заложил Донской — Богородицкий монастырь. Первым повел наступление на казачьи привилегии Петр 1. Он велел выдавать беглых, бежавших на казачьи земли. Казаки решительно отказали. Попытка вернуть с юга беглых вылилась в знаменитое восстание Кондратия Булавина.
После революции казаки - эти «душители революции», «нагаечники», «реакционеры» и «патриархалыцики» планомерно уничтожались... Конечно, не все так просто, и от казацкой шашки прежде полегло немало людей...
«Те, кто распинал Россию на горьком, страшном ее кресте, - вспоминал писатель Гарий Немченко, - стоявшем посреди моря крови и слез, с которого она и нынче еще не снята, в первую очередь пускали в расход, в адский мировой распыл казаков».
Советская власть пообещала казакам не тронуть их земли... и начала сгонять в коммуны. Выполняя приказы Троцкого и Свердлова о расказачивании, сжигались станицы... Тех, кому не удалось с последним пароходом отплыть в Турцию, ждала расправа. Уцелевшие казаки осели в Австрии, Канаде, Латинской Америке...
Рассказывают, что до сих пор в зарубежных газетах можно прочесть: «Атаман донской станицы Мельбурна имеет честь сообщить...», «Кубанская станица Сидней с глубокой скорбью сообщает...»
- Казаки создали Россию, писал Толстой.
Теперь не раз приходится слышать, что казаки Россию и упустили...
В 1962 году гены вольности казачества заговорили в Новочеркасске. Может, поэтому казаки на Кругу настаивали, чтобы столицей донского Круга стал именно этот город...
   Казачество - это состояние духа. А дух неистребим. Мы вновь припадаем к святым именам философов Николая Бердяева и Алексея Лосева.
До конца неистребимый дух казачества и заставил собраться в Москве казаков, чтобы смогли они себя почувствовать русскими, подумать, как восстановить казачество и его традиции, наладить связи с братьями из-за рубежа. «Хватит делить красных и белых... Государь просил не мстить за себя... Нас мало осталось, но мы все-таки есть...».
Всю ночь решали казаки, быть или не быть столичному атаману. Но,
поскольку инициативу съезда казаков проявила Москва, решили... быть столичному наказному атаману.
Г.РЕЗАНОВ
Т.ХОРОШИЛОВА
«Комсомольская правда»
З июля 1990г.
Принципиально, не касаясь периодов Великой смуты и революции XX века, когда «пламенные революционеры» в образе Лейбы Троцкого «со товарищами» уничтожали казачество, остановимся на задачах возрождающегося казачества.
  Один из главных признаков современного казака - оборонно-мобилизационное мышление. Такие казачьи структуры должны возникать явочным порядком и по типу добровольческих народных дружин, и в виде производственных артелей или других видов экономической деятельности с целью самофинансирования. Важным в этом случае является получение поддержки не от центральной власти, а от местных администраций и правоохранительных органов, которые в принципе должны быть заинтересованы в наведении порядка. Конечно, для этого следует вводить в местные структуры власти соответствующих неподкупных русских людей.
  Чрезвычайно важно под руководством бывших и действующих военнослужащих создавать молодежные центры военно-патриотического воспитания на основе казачьих традиций. На их основе необходимо срочно создавать казачьи патрули для систематических акций против развратной уличной рекламы, деятельности сектантов и наркоторговцев, охранять граждан от разгула инородческой мафии.
  По словам одного из современных казачьих атаманов-предпринимателей с деятельным складом этого типа: «Казачество - это система выживания славян в условиях враждебного окружения» (В.П.Мелихов). И эта система должна воспроизводиться нашим народом везде, где это требуется, включая создание корпоративных казачьих структур на крупных предприятиях и иных службах.
Образно говоря, задачу казачества в наше время можно сформулировать следующим образом: воссоздание по всей территории исторической России явочным порядком очагов и инфраструктуры подлинной русской жизни. Толчком к возрождению казачества на Белгородской земле стало создание «Союза казаков России». Первым сделали шаг в этом деле потомки казаков Старого Оскола.
В Белгородской области казачьи атаманы Григорьев Э.И., Еремин Н.М., Григорян Э.С., Колочко Г.В., Болгов В.М., Татаринов О.Е. приложили немало сил для становления казачьих организаций. 13 марта 2010г. в Белгороде состоялся учредительный круг Белгородского отдела Центрального казачьего войска.



    3. Покоренный Тереком седым...

 Еремин Николай Михайлович, казачий атаман. Так называют казаки своего выборного руководителя, который по зову сердца и души обязан сохранять, приумножать казачий народ, хранить Веру Православную и беречь Отечество.
Его родные корни в селении Казачья Каменка, что ныне находится в Рыльском районе Курской области. Сам был рожден, в основанном более пятисот лет тому назад поселении Крупец бывшего Путивльского уезда. По линии мамы, урожденной Михайловой Екатерины Семеновны, его родня из знаменитой Красной поляны, где русские порубежные ратники разгромили в 1709 году двадцатитысячную ногайскую рать.
Прадеды его Савелий и Алексей были участниками Русско - Японской и Первой Мировой войн. А еще ранее в 1812 году в составе Рыльского полка прапрадеды сражались на Бородинском поле. В семье учителя хранится памятная медаль с надписью «Не нам, не нем, а Имени Твоему!» 1812 год. Рать захватчиков была изгнана из России в день Рождества Христова. Вот почему Николай Михайлович, бывая в Москве, в Храме Христа Спасителя ставит прежде всего свечу в помин душ своих воинов предков, а затем во здравие близких и величие России.
Его дед Матвей прошел Отечественную войну с 1941 по 1945 год. При штурме Кенигсберга был тяжело ранен. Он кавалер ордена Боевого Красного знамени. Отец Михаил - пулеметчик. К боевым медалям в мирное время «прибавил» орден Трудового Красного знамени. Прадед Алексей погиб в
борьбе с гайдамаками. Служил он в «червонном» казачестве у Виталия Примакова.
С 1973 года Николай Михайлович директорствует в районной станице Шелковской. На казачьем Тереке свое служение Отчизне он видит в воспитании детей в патриотическом и духовно - нравственном духе.
В свое время он прошел со своими воспитанниками по пути поэта — поручика М.Ю.Лермонтова от Кизляра до Тамани. В чеченском селении Валерик и в Тарханах, Москве и Санкт- Петербурге у него есть друзья -соратники. Им был создан музей поэта Лермонтова в станице Шелковской. В этой казачьей станице, где бывали Лев Толстой, Александр Дюма, поэт -декабрист Александр Полежаев он нашел свою любовь - казачку Галину. У него родились две дочери Ольга и Анастасия.
На Кавказе он был директором Шелковской средней школы № 1. Активно участвовал в общественной жизни, организовал три конных похода молодежи (1987-1989г.г.) по местам боевой славы казачьей и российской истории. С конца восьмидесятых годов он аспирант кафедры истории народов Северного Кавказа у известного профессора доктора наук, заслуженного деятеля науки России Виноградова В.Б. Его перу принадлежит основательная работа по истории казачества «По указу Петра», множество научных публикаций и статей в газетах и журналах.
Вначале драматических для нашей Родины 90-х годах Николай Михайлович становится народным депутатом Шелковсого районного Совета и организует проведение Казачьего круга, где в избранном атаманском правлении занимает должность писаря и товарища атамана. Он был активным организатором и участником VI Червленского съезда казаков низовых терских станиц. После захвата власти в Грозном дудаевским режимом он вместе с семьей вынужден покинуть станицу и обретает вид на жительство в городе Губкине, где живут его близкие родственники.
С 1993 года Н.М. Еремин директор средней школы № 17, где в то время училось более двух тысяч детей и коллектив учителей был в полторы сотни. Вот и тут проявляется неуемный казачий дух служению Отечеству и его главному богатству - детям! В считанные месяцы наведены дисциплина и порядок. Этому способствовали интересные поездки в музеи Старого Оскола и Белгорода, затем будут путешествия на поля русской славы Бородино, Куликово поле и Прохоровке. Побывали губкинцы на земле Донских казаков в станице Вешенской. В монастырях Сергиева Посада, Коренной пустыни, Донском, Холковском, Белогорском молодежь приникала к истокам православия. На традициях русской школы коллектив учителей и учащихся заслуженно пришли к победам в конкурсах «Школа года» - 1997 год в Белгороде, а в 2000 году в Москве стали «Школой века». Так проявлялся организаторский талант педагога, умение вести за собой. В 1999 году им создан первый на Губкинской территории кадетский Святого князя Дмитрия Донского класс, ставший основой для уникального кадетского корпуса у которого был свой гимн, знак, освященное знамя.
И в это же время Николай Михайлович избирается депутатом Губкинского районного Совета народных депутатов, а казаки оскольские избирают его своим атаманом. Он продолжает работу по возрождению казачества.
Вместе с учащимся - кадетами в 2000 году он принимает участие в Большом круге Союза казаков в городе Москве, который проходит в театре Советской армии. Он лично знаком с Верховным Атаманом Александром Гавриловичем Мартыновым, его товарищем Владимиром Наумовым, скульптором Вячеславом Клыковым. Вместе с детьми Николай Михайлович участвует в Международных Рождественских и Глинских чтениях.
С этого времени стала выходить по его инициативе газета «Ровесники», а педагог становится и членом Союза журналистов России.
В 2001 - 2004гг. Еремин Н.М. начальник управления образования Губкинской администрации. Опыт его работы по военно-патриотическому воспитанию обобщен на областном и всероссийском уровнях.
И в то же время наш педагог, казачий атаман и недавно избран председателем Суда Чести и Совета Старейшин Белгородского отдела Центрального казачьего войска. Он имеет четыре креста «За службу казачеству России» и в то же время он «Отличник народного образования», и единственный на Губкинской территории удостоен звания «Народный педагог». Вот такой наш учитель и казак, который верно служит Родине! Судьба его пронизана неугасимым желанием служить истории Отечества и ее людям, служить реальным делам, повседневным обращением к той чистой, патриотической духовности, которая воспитывается с молодых ногтей.( Нина Миронова, ученица Н.М.Ерёмина)
   
4. Нынешние государственные деятели о казачестве

  «В последние годы существенное изменение претерпела государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. На федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества.
Многие общественные объединения российского казачества вызывали желания войти в состав казачьих обществ в целях несения государственной и иной службы. Опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.»
Президент России Д. Медведев.
«Казачество, казаки - это отдельная «песня» у нас в стране, это особая социально - этническая группа. Не знаю, правильно ли я даю определения. Во всяком случае, это особые люди, очень интересные, очень колоритные, у них свои вековые традиции, своя своеобразная культура. И, конечно, одной из особенностей этой культуры и традиции является ярко выраженное начало. Наверное, не случайно во все времена, когда государству было плохо, казаки вне зависимости от идеологического содержания государства делали все для того, чтобы его сохранить.
Мне очень приято, что происходит возрождение казачества, возрождение и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству».
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин.

Заключение

  Минуло уже тридцать лет, именовавшихся возрождением, государственным становлением казачества. Пройден определенный путь поиска казаками своей ниши в обществе, попыток включения и встраивания в государственную структуру. Самоопределение, самосознание казаков, создание их военно-исторических клубов, общественных объединений, формирование государственного реестра казачьих обществ совпали с драматическим периодом в истории России.
Многие вопросы, которые предстоит решать в стране в будущем, подразумевают, в том числе учет «казачьего фактора». Вот некоторые из них, не войсковая охрана и обустройство государственной границы, миграционная политика, земельный вопрос, местное самоуправление, природоохранительная деятельность, военно-патриотическое, духовное воспитание, образование, сохранение историко-культурного наследия.
За последние несколько лет в России появилась определенная стабильность, укрепляется российская государственность, более взвешенными становятся реформы, власть повернулась к людям. Но мы находимся только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество - тем быстрее и увереннее мы сумеем пройти этот путь. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество в силах решать масштабные задачи лишь в том случае, если у него есть единая система четких нравственных ориентиров. Поэтому цель наша - возрождение Великой России, в которой эти ценности всегда ставились во главу угла.

Список использованной литературы

1. Великая, Н.Н. Казаки восточного Предкавказья в восемнадцатых -девятнадцатых веках/Н.Н. Великая.- Ростов-на-Дону: 2001.
2. Виноградов, В.Б., Еремин, Н.М. Покоренный Тереком седьмым/Н.М. Еремин, В.Б.Виноградов.- Губкин: 2006г.
3. Еремин, Н.М. По Указу Петра/Н.М. Еремин.- Шелковская: 1990.
4. За други своя или все о казачестве: сб. ст./ Москва, 2003г.
5. Загоровский, В.П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в шестнадцатом веке./ В.П. Загоровский. - Воронеж: 1990г.
6. Казачество - щит Отечества: сб. ст./Москва, 1993.
7. Казаки//№ 9-10 2004г., № 6 2005г., № 8 2007г., №10-12-13 2008г./Москва
8. Казачья памятка/Москва, 2008г.
9. Картины былого Тихого Дона/С-Петербург, 1909г. Ю.Караулов, М.А Терское казачество/. М.А. Караулов. - Владикавказ: 1912г. 11 .Крестьянское движение в Белгородской дореволюционной деревне/Белгород, 1991г.
12.Неляпин, Р.А. История казачества. т.1,т.2/Р.А. Неляпин.- С-Петербург: 1995г.
13.Плеханов, А.А. Казачество на рубежах Отечества/А.А. Плеханов.-Москва: 2007г.
14.Полно вам, снежочки, на талой земле лежать: сб. ст./Под ред. Н.М, Еремина - Губкин, 2004г.
15.Российское казачество/Москва, 2003г.
16.Савельев, Е.П. История казачества т.1,2,3 /Е.П. Савельев. - Новочеркасск: 1915г.
17. Автор газетных статей - Еремин Николай Михайлович:
Стражи земли русской//Новое время.-1992.
Рыльское казачество//Районные будни. -г.Рыльск, 1992г.
В казацкой степи//Новое время.-1992
Будущность России - казачество//3ори.-1992г.
Кто мы и откуда?//Путь октября.-1992г.
Стражи земли русской 2-ой вариант/Районные будни.- 1992г.
Для казака главное - процветание Родины//Новое время.-1993г.
Всегда помнили о родине/Путь октября.- 1993г.
Вечная связь времен//РТ-Губкин.-1996.-№92.
Осколецкая Сотня//Новое время.- 1997г.