Отзывы членов жюри Третьего конкурса АПЛ МФ ВСМ

Павлова Вера Калиновна
Отчёт о работе жюри Третьего конкурса АПЛ МФ ВСМ

1. Отзывы Павловой В.К.
2. Отзыв Пастухова В.И.
3. Отзыв Тихонова Д.Б.
4. Отзыв В. Е. Майдуровой 2
5. Отзыв Кучер
6. Отзыв Елены Гвозденко
7. Отзыв Наты Алексеевой
    

            ОТЗЫВЫ О КОНКУРСЕ ПАВЛОВОЙ ВЕРЫ КАЛИНОВНЫ

      Объявляя новую конкурсную тему «Из бабушкиных сундуков, с дедушкиных чердаков», мы надеялись на гораздо больший поток творчества, фантазии и большее количество участников, поскольку тема доступная и близкая каждому человеку. Представлено на конкурс 34 произведения.

      Почти все заявки поданы с соблюдением конкурсных Условий и требований к их приёму.

      При чтении конкурсных работ обращает внимание на себя неожиданно широкий круг аспектов объявленной темы.  Все произведения я разделила бы на три основных категории, в которых разнообразно раскрыты разные стороны заданной тематики. Желание отметить всех оказалось очень большим.

                В каждом произведении есть посев драгоценных блёстков позитива, который при знакомстве с ними, возможно,  взрастит в душе читателя ответный импульс к творчеству, к добру, зажжёт искру любви к родным, к нашим дедушкам и бабушкам, к Отечеству, к нашему национальному прошлому.
               
1 Категория: Традиции семейные, национальные, связь поколений. Таких 17 заявок.

2 Категория: Искусство народных мастеров – три произведения.

3 Категория: нравственность, патриотизм, мудрость – 9 миниатюр.

2 произведения, на мой взгляд, представляют собой смешение реальности, сна и мистики, не совсем отвечающих теме конкурса. Это № 27 «Клад» и № 26 «Вехи времён».

1.

Хорошо и красиво раскрыта тема «рушника» в миниатюре Светланы Лесковой «Бабушкин рушник», № 50. Рассказ о вышитом рушнике (полотенце), уходящем глубоко в народную славянскую семейную традицию, с которым и рождение, и свадьба, и необходимый атрибут в дороге. 

Тема наследия из бабушкиного сундука  хорошо дана в миниатюре Людмилы Рогочей; № 49, «Бабушкин сундук». Бабушкин сундук в старину был загадочным, полным таинственности и неизвестности для молодых девушек, т.к. хранил он вещи уходящего поколения, свято оберегаемых бабушкой.
 
 № 39, «Бабушкин сунлук» Любови Кирсановой. Действительно: вещи в семье – это связь поколений, быта и традиций. Они всегда носят на себе отпечаток времени, в котором жили их владельцы. Вещи являются и объединяющим фактором последующих поколений, составляющих
семейное, родовое древо. Рассказ раскрывает тему конкурса и хорошо изложен. На мой взгляд, не хватает яркости языка. 
 
 № 35,»Сундук» -автор Вера Полуляк. Хорошо написана миниатюра.
Да, бабушкин сундук – это не только связующее звено между поколениями, но порой – это целая история семьи, переданная детям и внукам в фотографиях, письмах и  похоронках о гибели родных. С каким теплом повествует автор о своей бабушке, чистенькой, уютной и трудолюбивой. Затаив дыхание, она слушала её рассказы о былом.

         С теплотой и любовью написан рассказ Людмилы Улановой, № 36, «Волшебная шаль бабушки». Быль. . Рассказ интересен описанием  простой крестьянской жизни и быта. О том, как сложилась судьба бабушки в сиротстве, о её замужестве и семейной жизни, о посетившей её утрате, о прабабушкиной волшебной шали, спасшей от гибели её дочурку, и которая могла исполнить желание «самое-самое заветное».          

«Пропитана» духом домашнего очага миниатюра, № 22, Анны Четвериковой «Дедушкина каша». Хороший тёплый рассказ о давнем деревенском быте без электричества. Каша приготовленная на печи, тепло - от неё же, старинные сувенирные ложки и душевное тепло бабушки и дедушки… Хорошо написан рассказ.

Интересна история, № 21, Константина Десятова «Книга», случайно ставшая семейным раритетом. Интересная история вышла с книгой Чехова. Знать, ещё не одно поколение её прочитает и память пребудет в семейном древе и та же связь между поколениями.
 
Или миниатюра, № 20, Ольги Сергеевой Саркисовой «Тет-а-тет», рассказывающая о почти «волшебном» кресле, передающемся из поколения в поколение вместе с чувством любви, которое оно «генерирует» у сидящих в нём. Кресло Тет-а-тет – семейная реликвия, как и немеркнущие чувства любви между членами семьи и между поколениями в ней. Хотелось бы больше подробностей и сюжета. 

Мини № 25 Ольги Бориной «Брюнет Серёжа» рассказывает о том, что,  в том числе, и печальные вести хранила бабушка в своём сундучке: похоронку и прядь волос своего жениха. Благодаря её тайнику внуки узнали больше о жизни своей бабушки. Долго будут жить теперь в их памяти и бабушка, и её жених Серёжа… 

Рассказ, № 29, Любови Казальянц «Дедушкино завещание» интересен участием предков, которых уже нет. Когда семья овеяна искренней взаимной любовью, на помощь приходят ушедшие из земной жизни самые близкие родные люди. Рассказ завершается радостью и счастьем от найденного клада, о расположении которого рассказал дедушка, незаметно явившись к внучке в образе светлого старика… Не вполне раскрыта тема конкурса.      

О тёплых и шутливых отношениях между бабушкой и внуками рассказывает миниатюра, № 30, «Хитрость» автора Урджюсс. Как тепло и уютно с бабушкой, которая рано встанет, растопит печь, напечёт блинчиков до того как проснутся внуки. А внучата, притворяясь спящими, улучая момент, когда бабушка выйдет в сени, крадут у неё свежеиспечённые хрустящие блины, а та недоумевает, куда они деваются. А внуки смеются: как весело с бабушкой! Рассказ хороший, но не совсем по теме. Хотя, добрые семейные отношения всегда являются большой ценностью в обществе. 

Эпоху начала ХХ века чуть-чуть приоткрывает нам миниатюра, № 32, автора Николай Шурик «Вроде автор. Стихи моей мамы». 1929 год… Эпохи и годы прошли с того времени. Стихи о любви, чистой и юной, о разлуке и о работе «с гулким грохотом машин» на Днепропетровском металлургическом заводе. Рабочая юность на заре советской власти в молодом СССР. Миниатюра воскрешает то далёкое время с разных сторон. Нам, нынешним потомкам, это интересно. Спасибо.

Произведение № 34 Владимира Голдина «Петров День» напоминает
о забываемых святых праздничных событиях и утрате на этой почве связи поколений во времени…  Благодаря таким бабушкам и сохраняется в народе связь времён и поколений. «Красиво! Колокольный звон. Церковь была деревянная. И служба была в честь Петра и Павла» И праздник был… Хорошо написано. Проникаешься российской духовностью и сердечностью души русской… Немного, но со вкусом.

Совсем иначе трактуется связь между поколениями в рассказе, № 38, Виктора Маркова 2 «Бабушкино наследство». Тема раскрывается в интересном диалоге между представителем старшего поколения и группой молодых людей с гитарой… Оказывается, как много общего между поколениями: и песни, и гитара в компании, и молодой задор и интерес поколений друг к другу…! Рассказ интересен духовностью современного молодого поколения, тягой к музицированию, к пению всем вместе под гитару, вежливостью к старшему по возрасту и интересом к песням давних лет. Здесь же связь поколений: все песни из бабушкиной тетради, которая всегда с собой…

№ 48, миниатюра Карин Андреас, «Тонир». 
Замечательная миниатюра об изготовлении традиционного армянского  лаваша и о тонире – средстве (инструменте) для его выпекания и служившего своеобразным домашним очагом в жилище армян. С ним связаны все традиции национального семейного быта и армянской кухни с древних времён. В миниатюре подробно и интересно описывается весь процесс изготовления, аксессуары и порядок распределения «ролей» в нём.

Трудно выделить среди произведений лучшее. Все они по-доброму, с любовью и по-своему говорят о самом дорогом и близком в семье: вещи ли это, родные бабушка и дедушка, родители…

2.

 № 37 - Анна-Мария Ситникова - "Сердце подскажет".
Замечательный рассказ о бабушке-рукодельнице и её мастерстве вышивальщицы. Как красиво и выразительно автор рассказывает об искусстве живого воплощения народных картинок на полотне с помощью иголки и мулине. Как расплёскиваются в цвете живописные сюжеты на дорожках и салфетках в руках деревенских мастериц. Отличный рассказ. Сердцем и любовью написаны автором все слова в миниатюре - кружеве, где А-М Ситникова рассказывает о своей бабушке - мастерице. Думаю, так надо любить наших бабушек и их труд.

Чудесный образ бабушки дан в миниатюре, № 43, Лилии Кассандры «Бабушка Агафья», русской женщины – умелицы, работящей, много знающей о лесе, умеющей лечить. Прекрасная миниатюра, отображающая замечательный образ русской женщины – бабушки, аккуратной, с умелыми руками обладающей недюжинными способностями, доброй душой и сильным характером. У неё есть чему поучиться современному поколению бабушек, тем более, молодым. Чудесный пример русской домовитой и умной хозяюшки. 

Непревзойдённому мастеру Кожлянской игрушки Строевой Пелагее Андреевне посвящена миниатюра Алисы  Манки, № 47. Сколько любви в строках рассказа, обращённых к замечательной бабушке, которая тонким чутьём и умением наполняла каждую изготовленную ею свистульку светом, любовью, добром и теплом своей души. Сколько этой любви она передала своей внучке, которая любит, помнит её и свято чтит и после того, как её не стало…

Жаль, но на этом произведения о выдающихся бабушках - мастерах народного творчества заканчиваются. Уверена, их много в деле ручного вязания, ткачества, в швейном деле и не только…

          3.

Эта категория произведений о вещах, напоминающих о доброте и  благородных поступках в прошлом…

Совсем необычная миниатюра № 46 Вячеслава Вишенина "Старый плащ". О мужестве  и чести молодого человека, не побоявшегося вступиться за девушку против нескольких пристававших к ней парней. В память об этом поступке эта девушка, впоследствии жена защитника, хранила его плащ с зашитым разрезом на груди - следствием ранения ножом этими отморозками. Поступок отца явился примером мужества и смелости для его детей. Миниатюра является носителем морали, мужества и чести, когда это необходимо в жизни. Хотелось бы большей
художественности повествования. 

№ 45 «Томимое голодом поколение» - миниатюра  автора Нины Гавриловой о сохранённой со времени ВОВ печенющке, - свидетельстве лишений и голода военного времени.  Думаю, девочка всей душой восприняла то суровое и лихое военное время, в которое довелось жить и взрослеть её маме, столько лет хранившей эту печенюшку как память о войне, чтобы рассказать об этом своим детям, которые с раннего детства знают о разных вкусносностях, сладостях, но не ведают, как это досталось предыдущим поколениям, защитившим страну от страшного нашествия. Рассказ несёт в себе большую моральную нагрузку по нравственному и патриотическому воспитанию поколений настоящего и будущего.

№ 44 – миниатюра Александра Асмолова о сохранённом старом объявлении и необычайной жертвенности мальчика во имя исцеления дедушки. Какая любовь к дедушке воспитана у мальчика в семье! Он, толком не зная, что такое «продать душу», готов был пожертвовать собой ради выздоровления дедушки.
Правильно сделал отец, сохранив этот листок затем, чтобы сын, будучи взрослым, мог оценить свой поступок годы спустя. Рассказ оставляет позитивное впечатление. После прочтения его хочется помолчать…

Миниатюра, № 42, «Никому – себе!» Семёна Лившица – мудрая притча.
Вспоминаются пословицы: «Не рой яму другому!» «Не руби сук, на котором сидишь»… А хорошая мудрость высоко ценится.

«Трофей», № 41, Фомы Петкова рассказывает о найденном на чердаке холодном оружии, имевшем свою славную историю на войне. Неожиданная тема рассказа среди миниатюр о мирных домашних вещах.
Он интересен тем, что зловещая находка обнаружена так же на чердаке, и повествует рассказ о победоносной схватке деда с тремя немцами в Великую Отечественную. Рассказ хорошо изложен, по теме конкурса и хорошо раскрывает его патриотическую сторону.   

Миниатюра,№ 40, «Дедушкины часы» Галины Садко. Несмотря на значительно больший объём рассказа, чем допустимый, он был принят к конкурсу. На чердаке внук находит командирские часы, подаренные дедушке за боевые заслуги. Очень тепло и по-домашнему развивается содержание рассказа, притягивающий к себе своей искренностью и семейной простотой. Главное, внук наполняется гордостью за своего дедушку, в чём раскрывается глубокий нравственный аспект и смысл  рассказа. 

№ 33, мини - Леонида Аронова, «Он давно признался в любви» . Об этом говорит письмо, найденное в раскопках дома. Как долго этого признания ждала Алена Серафимовна! Трогательная история… Память сердца через десятки лет. Сквозь огневые годы пронесла Алёна Серафимовна свою любовь. Какую память оставил после себя Костя! Любовь и верность к своей любимой. Сколько горя принесла война! Трогательная миниатюра, дополняющая трагическую её историю.

№ 24 – миниатюра Михаила Бурляша "Август. Романтическая история родителей" о романтической истории чистой и красивой юношеской любви родителей. Думаю, он её найдёт, и у этой истории, уверена, будет продолжение. Миниатюра не раскрывает темы конкурса. Но идея хороша!

№ 31, «Мой дед воевал во Франции» - автор миниатюры Надежда Акимова. Разбросала война всех родных и любимых. Сколько горечи родила, сколько слёз пролила! Войны – это трудные судьбы людей, разлучённых по чужим землям и городам. А на родине десятками лет напрасно ждут их самые близкие и родные. Тема конкурса не вполне раскрыта. 

№ 19. – автор Галина Дейнега, -  рассказ «Победу одерживают так!» о мужественном подводнике, ныне ветеране ВОВ. Красиво и смело покорил он любимую девушку, женившись, и обретя с ней большое семейное счастье.

№ 17. Ходики, автор Роскошная Людмила Львовна.
Старинные ходики раньше заполняли тишину дома. Они удобно заводились: достаточно было потянуть вниз конец цепочки, ушедший наверх. Ещё интереснее были в обиходе ходики с кукушкой. Через каждый час окошечко в часах открывалось, из него выглядывала кукушка и, кланяясь, куковала столько раз, сколько времени показывали часы. Не раскрыта тема конкурса. 

№ 23 стихи Семёна Вексельмана «Старенький чайник», принятые вне конкурса.  Стихи чудесные и хорошо вписываются в объявленную тему конкурса.

В заключение мне хочется выразить большую благодарность коллегам
по судейству и всему Оргкомитету за помощь и содействие в организации и проведении конкурса. Я благодарна

Тихонову Дмитрию Борисовичу – председателю жюри конкурса за внимательность, отзывчивость и поддержку в многообразной ежедневной рутинной работе.

Полу Унольву – за безотказную творческую работу по художественному оформлению конкурса (коллажи, дипломы, грамоты и другое).

Нате Алексеевой за постоянно оказываемую редакторскую помощь.

Валентине Майдуровой 2 – за постоянный интерес к ходу конкурса и
советы по технологии его ведения, как автора, имеющего большой опыт в проведении конкурсов МФ ВСМ.

Владимиру Пастухову – за постоянную помощь в организационных вопросах и публикации материалов конкурса.

Признательна и благодарна Елене Гвозденко, Кучер И. и Латифу Бабаеву за качественное, своевременное и творческое выполнение судейских обязанностей как членов жюри конкурса. Низкий вам поклон за вашу работу, мои дорогие.

Признательна всем коллегам Оргкомитета за доброжелательность, за желание помочь в любой момент советом, словом и действием. Желаю всем вам крепкого здоровья, высоких творческих достижений и побед, радости и счастья в жизни.

Спасибо всем авторам, принявшим активное участие в конкурсе, предоставив на него свои произведения. Желаю всем участникам, лауреатам и призёрам дальнейшего творческого совершенствования, успехов, удач и всяческого счастья во всех жизненных обстоятельствах.


ОТЗЫВ О КОНКУРСЕ ВЛАДИМИРА ПАСТУХОВА.

      Замечательно и разнообразно творчество авторов сайта, представивших свои произведения на Третий конкурс Алые Паруса Любви! Тема его «Из бабушкиных сундуков, с дедушкиных чердаков» по настроению и содержанию домашняя, веет от неё стариной, чем-то забытым, но и бесконечно дорогим.

      Как нравственно чисты и добры образы бабушек, данные в миниатюрах авторов: «Бабушка Агафья» (« 43) Лилии Кассандры, «А у меня бабушка (№ 28), автор – Ирина Ихенова Тимошина. Как богаты душой наши прародители!

      Душа наполняется тёплым чувством очага, светлой радости и прекрасного при чтении таких произведений, как «Бабушкин рушник» Светланы Лесковой.(№ 50), наполненные теплом и любовью к домашнему очагу и старине миниатюры «Тонер» Карин Андреас, «Дедушкина каша» (№ 22) Анны Четвериковой, «Хитрость» (№ 30), автор – Урджюсс.

      О своей бабушке, мастерице - вышивальщице с большой любовью и художественным мастерством рассказывает миниатюра (№ 37) Анны – Марии Ситниковой «Сердце подскажет».

      О мастере Кожлянской игрушки Строевой Пелагее Андреевне  повествует одноимённая миниатюра (№ 47) Алисы Манки. Чудодейственным способом мастер сообщала волшебные голоса любовно созданным её руками глиняным свистулькам.

      Военная тема, тема патриотизма и нравственности звучит в произведениях № 45, «Томимое голодом поколение» Нины Гавриковой; «Трофей», (№ 41), Фомы Порткова; «Дедушкины часы», (№ 40), Галины Садко; № 32, "Победы одерживают так!" Галины Дейнега; № 33, "Группа крови номер один" Веры Шкодиной и многих других.

      Несколько миниатюр увлекают романтикой чувства любви, поэтическими и верными взаимоотношениями между любящими и сохранившими их в чистоте через десятилетия ожидания и разлуки. Это
№ 33, «Он давно признался в любви» Леонида Аронова, № 25, «Брюнет Серёжа» Ольги Бориной, № 24, «Август. Романтическая история родителей» Михаила Бурляш.

      Поистине неисчерпаем родник памяти народной, его бережливости и сохранения корней своих, любви к родителям, дедушкам, бабушкам и пращурам нашим. Никогда не иссякнут в народе богатство души и любовь к национальным быту, культуре и искусству.

      Считаю конкурс успешно проведённым и послужившим делу патриотизма, возрождению в обществе морали, нравственности и всего лучшего в человеке через бытие, воспоминания  и традиции.

      Спасибо всем конкурсантам, принявшим участие в очередном событии на странице Алые Паруса Любви и поддержавшим эту оригинальную и интересную тему. Желаю всем участникам, лауреатам, призёрам и организаторам конкурса дальнейших творческих успехов и счастья в личной жизни.

ИТОГИ, АВТОРЫ НАШЕГО КОНКУРСА и ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТИХОНОВА ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА

Вот и завершился наш очередной Конкурс… Немного грустно и очень радостно.

Грустно – от того, что все работы прочитаны, нет того ожидания открытий и новых знакомств. 

Радостно – пришло время подводить итоги, поздравлять участников, выделять победителей, хотя, я считаю – победили все.

Вот имена всех участников Конкурса и их страницы на нашем замечательном сайте:
Светлана Лескова  http://www.proza.ru/avtor/arietta
Карин Андреас http://www.proza.ru/avtor/kandreas
Людмила Рогочая http://proza.ru/avtor/vulf01
Алиса Манки http://www.proza.ru/avtor/sitara
          Вячеслав Вишенин http://proza.ru/avtor/gloria1
          Нина Гаврикова http://www.proza.ru/avtor/ninagavrikova
          Александр Асмолов http://proza.ru/avtor/asmolov_a
          Лилия Кассандра http://www.proza.ru/avtor/lkashirova
          Семён Лившиц http://www.proza.ru/avtor/slivshin
          Фома  Портков http://proza.ru/avtor/fomaportkov
          Галина Садко http://www.proza.ru/avtor/galinasadko
          Любовь Кирсанова http://www.proza.ru/avtor/lyubovkirsanova
          Виктор Марков 2  http://www.proza.ru/avtor/vimark
          Анна-Мария Ситникова http://proza.ru/avtor/annasitnikova
          Уланова Людмила   http://www.proza.ru/avtor/ulanova
          Вера Полуляк http://proza.ru/avtor/veya529
          Владимир Голдин   http://www.proza.ru/avtor/vladimirgoldin
         Леонид Аронов   http://www.proza.ru/avtor/leonidaronov
         Николай   Шурик http://www.proza.ru/avtor/manograf
         Надежда Акимова   http://www.proza.ru/avtor/greenest
         Урджюсс http://www.proza.ru/avtor/urjuss
         Любовь Казальянц http://proza.ru/avtor/lubovkaz
         Ирина Ихенова Тимошина http://www.proza.ru/avtor/dgojj
         Николина Вальд http://www.proza.ru/avtor/b1r2a3g4i5
         Олег Хайдуков http://www.proza.ru/avtor/alfaoleg
         Ольга Борина   http://www.proza.ru/avtor/olgabelo
         Михаил Бурляш http://www.proza.ru/avtor/mburlyash
         Семён Вексельман    http://www.stihi.ru/avtor/semex
         Четверикова Анна Сергеевна  http://www.proza.ru/avtor/annaanna5
         Константин Десятов http://www.proza.ru/avtor/konst1aprbkru
         Ольга Сергеева -Саркисова   http://www.proza.ru/avtor/olgasergeeva47
         Вера Шкодина http://www.proza.ru/avtor/dubrawnaya
         Роскошная Людмила Львовна  http://www.proza.ru/avtor/ludmilawna07
 
Хочется сказать, что вместе с произведениями авторов, приславших свои работы на Конкурс, мы, члены жюри, получили чуточку душевного тепла, исторической памяти всех, кто поделился с нами своими мыслями, эмоциями, семейными событиями. Это очень трогательно и приятно. Спасибо!

Хочу обратиться ко всем, кто участвовал в нашем Конкурсе, кто читает работы, представленные к состязанию авторов сайта, кто не участвовал в нём, но у кого возникли идеи и мысли после Конкурса: 

Друзья! Оставляйте свои мысли, замечания, идеи, предложения… в рецензиях на нашей страничке, а мы, организаторы, сможем продолжить знакомство с вами, сможем проводить новые Конкурсы и продолжим наши виртуальные встречи, ведь главная ЦЕЛЬ, которую мы ставим себе – не поиск талантов, ведь вы ВСЕ И КАЖДЫЙ ЗДЕСЬ, на сайте, - это целый МИР и целое ЯВЛЕНИЕ. 

Но если вот все эти явления, вновь и вновь, станут общаться и собираться на наших Конкурсах, мы с вами сможем обогащать друг друга душевным теплом и человеческим общением, одолеть, если потребуется, любые трудности и сложности, решить самые необыкновенные задачи, претворяя в жизнь свои желания, мысли и эмоции, открыто и честно.

До новых встреч и новых конкурсов!

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВ О КОНКУРСЕ КУЧЕР

№ 49. «Бабушкин сундук». Сундук - предмет мебели.

На мой взгляд, это произведение, которое идеально соответствует тематике конкурса – «Из бабушкиных сундуков». Во-первых, новелла  написана ярким, образным языком. Разными прилагательными при необходимости пользуются  авторы. Но вот словообразование «прикомедно», скорее всего, авторское изобретение. Причем, как мне показалось, эти новые слова не только раскрашивают текст новеллы в неожиданные и очень интересные краски, но и логически оправданы. Ведь повествование идет от лица маленькой девочки, которая, скорее всего, ещё и в школу-то не ходит. Иначе, чем объяснить её «неумение» пользоваться перышками для перьевой ручки? Это героиня произведения и мы, читатели, знаем, что она их ломает умышленно, но бабушка-то воспринимает это как должное. Значит, такое «неумение» соответствует возрасту рассказчицы. А в дошкольном возрасте мы очень часто сами конструируем язык. Вспомним знаменитое «От трех до пяти» Корнея Чуковского. 

Во-вторых, вся новелла от первого до последнего предложения воспринимается как единое целостное произведение. И даже лирические отступления по поводу, например, того, как автор сидела на заборе и мальчишки дразнили её «лысая башка», входят в текст органично, не ломая и не нарушая его целостности.

А в-третьих, автор без всяких сентенций и специальных обращений к читателю, только словом и текстом своей новеллы дает понять и почувствовать, насколько важна для неё та тема, о которой она рассказывает. А сделать такое – очень непросто. Надо хорошо владеть прозаическим инструментарием, чтобы читатель, без каких подсказок со стороны автора, понял, о чем ему здесь рассказывают, и вместе с автором проникся не только его мыслями, но и чувствами. 

Всё это, вместе взятое, на мой взгляд, позволяет отнести новеллу к числу лучших произведений из тех, что были заявлены для участия в конкурсе.

№ 44. Продам душу (Старое объявление).

Здесь нет сундука. Только маленький пожелтевший листок из школьной тетради в линейку. На котором всего-то… Четыре слова. Пять, если считать предлог. Но в этом листике, как в капле, в которой можно увидеть океан, видна, через историю обычной семьи из провинциального приморского городка, трагическая история всей нашей страны. Как здесь не вспомнить знаменитое, Иосифа Бродского – «Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря»? И вообще…. Так проникновенно рассказать о человеке, от которого в памяти остались «только клетчатая рубашка и длинные холодные пальцы с запахом табака»… Так - может только тот, кто очень сильно любит его. Не любил. А именно – любит. Может, именно поэтому теплом этой любви пропитан весь текст небольшой миниатюры. Несмотря на то, что для этого автор не привлекает многочисленной армии восклицательных знаков. Он просто рассказывает. Немногословно, но проникновенно. И текст не дает повода усомниться в искренности чувств его автора.

№ 48. Лаваш - символ Армении

Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. И я – не исключение из этого правила. Ну, как можно не «запасть» на такой текст, в котором не только лаваш, но и сыр, отварное мясо (кавурма), капама (блюдо из тыквы) и много других, не менее вкусных вещей?!

Конечно, это шутка. Но в каждой шутке, как говорил один из наших классиков, только доля собственно шутки. Всё остальное – чистой воды правда. Правда и только, правда. Сундук, это ведь не только запираемый на большой увесистый замок материальный предмет с оббитыми металлом углами, но и наша память, в которой мы храним всё, что считаем важным и ценным. И в памяти автора не столько тепло тонира, сколько того дома, в котором он вырос. Потому что там, в том доме и его памяти остались бабушка, мама, от которых шло не меньшее тепло, чем от тонира. И шло не только от них. От всех тех, кто жил под крышей этого дома, объединяемый простым, коротким, но очень емким словом – семья. А семья, это тоже частичка. Чего-то значительно большего.  Того, что социологи называют обществом, и  которое – та же самая семья. Просто очень большая. И когда вдруг на рынке продавец, окликая меня, вдруг обронит – «брат». Я понимаю, что это не случайно. Мы с ним одной крови. И мои родные (пусть не бабушка, тетя) так же пекли хлеб. И аромат, вкус этого хлеба, так же как тепло того дома, в котором я вырос, остались во мне на всю жизнь.

Да, давно распалась та, как мы наивно считали, единая и дружная семья, в которой когда-то все мы жили. Теперь у многих из нас свои отдельные, суверенные квартиры. Но воспитывавший когда-то нас интернационализм, как ту песню – «не задушишь, не убьешь»! А учитывая недавние события в Западном Бирюлево и Волгограде, интернациональная составляющая этого небольшого эссе, имеет особую значимость и актуальность. Надеюсь, что это не только моё мнение.   

№ 45. Маленькая коробочка с печеньем. «Томимое голодом поколение»

Не скажу, что у этого произведения нет недостатков. Как на мой, конечно же, субъективный взгляд, они есть. Но хотелось бы не о них.  Ведь они – сущая мелочь по сравнению с тем, что удалось автору передать этим, совсем небольшим, можно сказать, крохотным текстом. В нем – огромная масса (просто клад, настоящий бабушкин сундук-хранилище!) деталей того времени, о котором многие из нас знают только по рассказам своих родных. И носителей памяти того времени все меньше и меньше рядом с нами. И этим эта небольшая миниатюрка ценна. Причем ценность её - не только в деталях. Детали, как те экспонаты. При желании их можно и в музее посмотреть. Там, вполне возможно, визуально даже более ярко и выпукло. Описывая детали (мотовоз, несладкий чай для мамы, босые ноги без тапочек, холодный пол, льняное полотенце и много-много другого), автор не потерял, напротив, сохранил и донес до своего читателя дух того времени, о котором она хотела рассказать и рассказала нам. И за это автору не только заслуженное читательское спасибо, но и искреннее признание её небольшого труда. Хотя, разве труд может быть небольшим?..

№  25. "Брюнет Серёжа"

«Наверное, он был хороший человек, раз бабуля его так любила».

Сундук, это не просто хранилище тех или иных вещей. Это память о  людях, которые по той или иной причине дороги владельцу сундука. А память не может быть бесчувственной. Поэтому, когда мы вдруг заглядываем в доставшийся нам по наследству сундук и перебираем хранящиеся в нем вещи, мы, вольно или невольно, поднимаем тот огромный пласт чувств, который связан с этими вещами и нашей памятью об их прежних владельцах. Но иногда, для того, чтобы понять, что тот или иной человек значил для наших близких, не надо поднимать огромные тяжеловесные пласты. Достаточно легкой, практически невесомой пряди волос. Но чтобы «поднять» эту прядь и донести до читателя те чувства, которые когда-то связывали героиню этой небольшой миниатюры с тем, кто обрезал со своей головы и оставил ей на вечную память эту прядь, труд нужен не меньший, чем по «огромным пластам». Честь и хвала автору. Она смогла сделать это. Подняла. И уместила в малом огромное.

 ОТЗЫВ и РЕЦЕНЗИИ  ЕЛЕНЫ  ГВОЗДЕНКО

Общее впечатление от прочитанных работ более ли, менее благоприятное.  произведения больше всего напоминают сочинения небольшой сложности.

На мой взгляд, заметный лидер под номером 18 «Группа крови номер 1». Не очень по душе мне писать рецензии, но попробую из общего числа представленного на суд жюри выделить лидеров и призёров нашего конкурса.

На приз симпатий:
50. «Бабушкин рушник». Понравился такой экскурс в историю. Символичное, почти мистическое значение женского рукоделия. И язык этой миниатюры – мягкий, певучий, обволакивающий.

25. «Брюнет Серёжа» Светлый бесхитростный рассказ глазами человека другого поколения. Но щемит от искренности, от преклонения перед настоящей Памятью.

Рецензии:
№ 18 –  «Группа крови номер один». Конечно же, выбор темы, момента истории, о котором забывать нельзя. И довольно удачно, на мой взгляд, раскрыта тема. Письма деда как ниточка к прошлому, страшному прошлому. Замечательный вывод – «человек, родной мне по крови, в котором я не смог увидеть целого огромного мира, наполненного болью и отчаянием, страданием и состраданием, который мог не только рассказать мне о целом отрезке истории, но и научить многому в жизни».

№ 44, - Старое объявление. Я сомневалась, кому отдать предпочтение. Рассказ сильный с неожиданной и концентрированной концовкой. Язык изумительный, наверное, это лучший по исполнению из всех конкурсных работ.

№ 36, –  Волшебная шаль. Быль. Простой незамысловатый рассказ, сама история, которой веришь. Вот таких бы рассказов побольше для детского чтения. Здесь есть и интрига, тайна, есть и очень доверительное повествование.

№ 38,  –  Бабушкино наследство. Меня удивил неожиданный ракурс этого рассказа. Конечно, здесь есть и «артефакт» - тетрадка с песнями, но наследие предков не тетрадка, а Душа песни. То, что теряется в наше время, увы… Множество цитат делают рассказ более звучащим.

№ 37,  –  Сердце подскажет.  И здесь рукоделием прошиты времена. Неспешное, задумчивое рукоделие слова о настоящей памяти.

Отзыв на  конкурсные  произведения,  представленные по теме “Из бабушкиных сундуков, с дедушкиных чердаков» члена жюри Валентины Ефимовны Майдуровой 2.
        Прочитано последнее произведение, вырвался легкий вздох сожаления, нежелания расставаться с прошлым, в которое окунулась, читая бесхитростные житейские воспоминания  и  истории. Их пришло немного, всего 34. Вероятно, все съедает цивилизация. Все меньше становится таких «сундуков», из которых можно достать и потрогать руками «историю», исчезли  «чердаки»,  на которых, замирая от ужаса и любопытства, мы любили  возиться в пыли «столетий», добывая для себя что-то загадочное и необычное. 

          Абсолютно большинство произведений, представленных на конкурс невозможно читать без слез, горьких слез сожаления. «Бабушкин сундук», «Бабушкин рушник», «Тонир», «Кожлянская игрушка» «Старый плащ»  с первых строк окунают в прошлое. Воспоминания теснятся, всплывает в памяти прошлое, и уже не героя произведения видишь в строках рассказа, а  себя  и наворачиваются слезы горечи и обиды на свою забывчивость и неблагодарность. Огромна воспитательная роль этих произведений. Они будят память и совесть людскую. 

           Невозможно равнодушно пройти мимо рассказа «Старое объявление» и «Волшебная шаль». Какая же великая любовь двигала мальчиком, пожелавшим продать «душу», чтобы собрать денег на лечение деда. Такие произведения нужно бы ввести в школьную программу, знакомить с ними детей на внеклассных мероприятиях. Они учат добру, заботе, преданности – чувствам, которые сегодня в большом дефиците у нашего современного общества.

        «Петров день» – коротенькая зарисовка.  Но сколько горечи вложено в простые  слова бабы Насти и слезы ее тяжким грузом ложатся на душу мою, горечью обиды на забывчивую нашу молодежь.

          Представлены в конкурсе и ряд произведений, как бы не соответствующие его тематике. Но, не поднялась рука отказать авторам, и это было правильно.  «Он давно признался в любви», «Дедушкина каша», «Мой дед воевал во Франции», «Тет-а-тет» и другие учат заботе, памяти о прошлом, уважению к старшему поколению, которых так не хватает нам в повседневных заботах и суете.

        «Перевернута»  последняя страница, прочитана последняя строка, выставлены баллы. Настало время определять  победителей. Но их нет! Вернее – все победители, всем хочется выставить только «10» и «9». Люди, так бережно хранящие  память о прошлом, не могут написать об этом плохо. И я склоняю перед ними свою седую голову и благодарю за  очередной урок добра. И я обращаюсь ко всем читателям прозы.ру – прочтите эти произведения, прочтите всей семьей и вспомните с благодарностью своих дедушек и бабушек, их «сундуки» и «чердаки».

                Майдурова В.Е.

ОТЗЫВ и РЕЦЕНЗИИ  НАТЫ  АЛЕКСЕЕВОЙ

  Оценивая в целом присланные на Конкурс произведения, хочется отметить  нехватку мастерства у  большинства   участников. Тема,  по сути, благодатная - рассказать о своих близких, через их  судьбы передать поступь Времени,  поведать читателю о том, что любили, чем гордились, как жили и  трудились наши предки. Причём вещи из бабушкиных сундуков и  хозяйственный инвентарь с дедушкиных чердаков -  могли бы очень помочь в этом деле. Но, в основном, рассказы оказались композиционно не выстроены, страдают отсутствием увлекательного начала и ударной концовки, монотонны и однообразны.  Складывается впечатление, что кажущаяся простота темы завела некоторых авторов в тупик примитивности. А вот убедительности, яркости впечатлений, поэтичности слова  явно не хватило.

21 - история старой книги,  рассказанная дедом Шемякиным. Автору очень удался образ этого 80-летнего старика, с его яркой речью и весьма интересными воспоминаниями о далёком прошлом.


22 - лирический, лёгкий и светлый рассказ о гречневой каше для дедушки, сваренной на старой дровяной печке, когда неожиданно отключили электричество. Внуку эта каша показалась удивительно вкусной, а необычный ужин при свечах запомнился...

36 - подробное повествование о бабушкиной старенькой шали, обладавшей чудодейственными свойствами. Непростая, полная горестей и  тяжёлого труда жизнь,  проходит перед глазами читателя.  А говорит бабушка просто и мудро, вспоминая прошлое. И, кажется, видишь перед глазами эту удивительную, терпеливую, много бед пережившую рассказчицу.

38.- а в  этом произведении происходит своеобразное путешествие во времени - назад на 30-40 лет, когда вокруг звучали песни Окуджавы, Шпаликова, Визбора, когда молодёжь знала и любила бардовскую песню. Послужила этому встреча в аэропорту с поющими под гитару ребятами по тетради в 96 листов с текстами  песен... Добротный рассказ о том, как искусство способствует взаимопониманию, как соединяет поколения цепочкой памяти.

40 - командирские дедушкины часы с изображением подлодки оказываются в центре внимания этого увлекательного рассказа. Внук так поражён случайной находкой на чердаке, что ему снится удивительный, близкий к реальности сон о походе подводников-североморцев с Кольского полуострова на Камчатку. Автор со знанием дела описывает аварию во льдах, среди айсбергов, увлекая читателя суровой романтикой.


Коллаж составил автор и член Оргкомитета Пол Унольв