Творчество. Эссе

Наталья Благушина
                Конечная цель творчества не материальна.
                Творчество творит дух.

Много вопросов задаёт нам жизнь. Но на все ли из них есть лёгкие ответы? Вот, к примеру, вопрос: «что такое жизнь?». Можно ответить на него языком словаря: жизнь — это совокупность явлений, происходящих в организмах... и т.д. и т.п., или ... - это физиологическое существование человека, животных... и т.п. Но будут ли такие ответы хотя бы в меру исчерпывающими? Очевидно, что нет.

Неисчерпаемость ответов находит решение в расширении понятия до абстрактного определения, включающего в себя всю совокупность этих явлений: жизнь — это движение. А движение — это процесс, многоплановый, многоуровневый, развивающийся. При этом развитие проявляется, как в сторону расширения количественного разнообразия проявлений (движение вширь), так и в сторону качественного, внутренне-сущностного их содержания (движение вглубь).

Мир идеально выражает эти принципы и образы существования в Природе. Её неуклонное развитие базируется на соразмерно-выверенном единстве количественно-качественных, функционально-целесообразных параметров, проявленных в мире образов, в каждом из которых эти принципы слиты в гармонию существования. Мы называем этот мир просто Природой, далеко не всегда проявляя при этом должное понимание того, что весь этот чудный мир есть образец божественного творчества, преподанный нам в качестве идеала нашего существования.

И тем не менее, есть люди, больше других одарённые способностью понимать законы такого существования. Более того, их отличает стремление самим участвовать в этом вселенском творческом процессе. Часто это стремление настолько непреодолимо, что само становится идеалом существования, подчиняя себе все другие жизненные стремления. И тогда творчество становится их жизнью, их духовным кормилом, преображая человека из заурядного творения материальных сил природы в божественного творца её бессмертного духа. Так в человеке-творце реализовывается идея бессмертного существования, как самого высокого его смысла.

В многообразии творческих устремлений человек будто конкурирует с самим Высшим Творцом, преобразуя мир сообразно своим мыслям и духовным переживаниям. Однако, далеко не всегда эта конкуренция приводит человека к успеху, засоряя мир избытком ненужных вещей, понятий и образов, нарушая тем гармонию мира. Так, что же такое творчество? Все ли, что «творит» человек можно назвать этим высоким словом?

Человек по-настоящему живёт когда мыслит. А мыслит человек образами, воплощёнными, как в материальных формах, так и абстрактных образных символах. Творчество можно уподобить процессу созидания новых форм и образов жизни, то есть процессу её развития. А всякое развитие имеет свои этапы и ступени воплощений, которые применительно к творчеству мы называем уровнем совершенства. Творение есть внешнее отображение внутреннего состояния творца, а степень его совершенства в этой роли определена уровнем понимания им законов творения, которые в идеальном виде воплощены в Природе. Интерес к творчеству и со стороны творца и со стороны ценителей его творчества возрастает по мере роста такого понимания. Если это понимание совпадает в своих устремлениях, творимое образует невидимую духовную связь, гармонизирующую внутренний и внешний миры, возводя автора творения в ранг божественного творца.

Каждый из видов творчества имеет свой особый, присущий ему в большей степени, характер порождения этих связей. Музыка строит их на уровне эмоционального восприятия, изобразительное искусство подключает к этому процессу уже образно-мыслительные ассоциации, драматургия активно вводит в процесс непосредственно самого человека, заставляя его по ходу действия сопереживать. И лишь литературе наиболее присуща способность поднимать все проявления на самый высокий уровень понимания, посредством убеждения в привлекательности этого уровня. То есть, литература способна не только удовлетворять существующие запросы, сформировавшиеся на том или ином уровне развития, но формировать новые уровни, увлекая к ним и мысли и чувства. Способность творца к формированию новых уровней понимания законов гармонии мира возводит его творчество в ранг Высокого Искусства.

Для творчески развитого человека нет религии выше Высокой Литературы, способной говорить с ним душа в душу. Она для него: и путь исканий — для мысли, пристанище — для израненной души, и пища — для жаждущей, она и исповедальня, и мать-утешительница, и Книга Великих Откровений, и путеводная звезда, которая всегда с тобой.


На ту же тему:  http://www.proza.ru/2014/02/05/1492