Ток в катушке

Эйно Тимонен
    Мам! Я в школу пошел.

– А помойное ведро вынес?
 
– Так урок же через пятнадцать минут.
 
– Ну что с того? Школа в соседнем дворе, успеешь.

Взяв ведро, поплёлся к помойке. По дороге задумался из чего сделать корпус к самодельному осциллографу, который я собирал уже неделю. В соседнем дворе крышу сарая железом кроют. Может с остатков умыкнуть кусок, пока у них перекур? Попрошу Зайчика (Вовка Зайцев), пусть отвлечёт мужиков разговорами. За думами вхожу в класс. Зайчик уже на месте, на последней парте у окна.

– Ты что офанарел? Зачем помои в класс притащил? Ой, не могу. Ну, ты Тимка даёшь. Опять в облаках витаешь?

Вокруг раздался смех. Развернувшись, опрометью рванул из класса. Естественно на урок опоздал. У доски стояла физичка. Ребята её не любили. Часто срывалась на крик, предмет преподавала косноязычно. Иногда читала урок с учебника. Было такое ощущение, что в пединституте она была троечницей. Извинившись, прошел на своё место рядом с Зайчиком.

– Что за тема?

– Фигня. Про индукцию и возникновение тока в проводниках.

– Действительно мура, ничего нового. Давай в морской бой сыграем.

– Давай, рисуй.

Нарисовали, условившись, что корабли будут только прямые.

– Е-5.- Мимо.

– Д-6. – Попал.

– Тимонен, чем занимаетесь? Опять играете? – услышал я  раздражённый голос физички.

– Нет, я все слышал, о чем вы говорили.

– Вряд ли. Сейчас проверим.

Взяв в руки катушку обмоточного провода типа ПЕЛ 0,15, физичка стала тыкать в отверстие стержень.

– Что я делаю?

– В дырку палкой тыкаете, туда - сюда - обратно, зачем-то.

В классе дружный смех. Очень у нас смешливый класс попался.

– Не в дырку, а в отверстие катушки с проводом. И не чем то, а намагниченным стержнем. Ставлю вопрос конкретнее: «Возникает ли в катушке ток?»

– Конечно, нет. С чего бы ему там возникать, непонятно.

– Ставлю двойку в журнале. После урока подойдёшь с дневником. Сядь на место.

После урока, выждав, когда все выйдут на перемену, подхожу к преподавателю.

– У меня к Вам предложение. Вы исправляете мне оценку в журнале на пять, и ставите такую же в дневнике, а я никому не буду говорить, что вы оказались неправы. Как преподаватель физики, Вы должны знать элементарные вещи. Например, то, что непременным условием прохождения тока, в нашем случае в катушке, является замкнутая цепь на проводник, или на нагрузку в виде сопротивления, которая этот ток уменьшает. К Вашей катушке никакой нагрузки прицеплено не было. Значит, ток в катушке возникнуть не мог. Микро-токи Фуко на уровне школьного курса физики в расчёт не принимаются. Если не согласны, то пойду к директору доказывать свою правоту, а на следующем уроке встану и объясню классу свою точку зрения. Всё равно вы мне двойку зачеркнете.

Помолчав немного, преподаватель зачеркнула двойку в журнале, и рядом поставив пятерку, вышла из класса, хлопнув дверью. Про пятерку в дневнике я больше при следующих с ней встречах не заикался. Оба мы делали вид, что ничего не произошло. По итогам года, несмотря на неоднократные тройки и иногда двойки, мне по физике поставили пять.

Прошло много лет, я уже дедушка, но мне до сих пор неудобно за свой шантаж.