Написано год назад, не закончено(как и многое другое- муза прихотливая девушка)
Возможно(Бог даст), станет книгой
Конечно. я прекрасно понимаю, что на вахту едут прежде всего за деньгами и бытовые условия и отношения к работникам по сути
-Мелочь!
Ванкор не самоё плохое место работы, просто весьма специфическое, "кормушка дядюшки Пу".
За окном вагончика стемнело, закончился ещё один день бабьего лета, лета, проведённого на вахте…
Бабье лето.
Моё любимое время года, грусти опрошедшем лете, ожидания наступления зимы, которую я так не люблю…
Девятый промысел в моей не слишком долгой жизни вахтовика…
Каждый промысел запоминается по своему, каждому отдана частичка жизни и частичка души, Каждый промысел приносит как победы, так и поражения, каждый помнится по своему…
Я хочу рассказать про Ванкор, без прикрас с точки зрения человека второго сорта, обычного подрядчика.
Ванкор, пожалуй, самое моё большое поражение как профессионала(но об этом ниже), промысел, который запомнился мне в первую очередь настоящими людьми, всецело посвятившим себя делу своей жизни, не жалеющими ни сил, ни здоровья для того, чтобы добывалась нефть.
И да простят меня работники ЗАО «Ванкорнефть», мой рассказ в первую очередь будет о людях, которых я называю «полунефтяниками».
Кто такие «полунефтяники»?
Это мои коллеги КИПовцы, электрики, работники «сферы услуг»-повара, дворники, горничные, водители и многие многие другие.
Немного уйду в сторону от нити повествования.
Склоняю голову перед Великим подвигом Народа в Великой Отечественной!
Тяжело досталась победа!
У всех на слуху наши асы истребители-Кожедуб, Покрышкин и другие.
Но чтобы взлетел самолёт, нужно его подготовить, ночью, на морозе, перебрать двигатель, снарядить ленты, проверить матчасть.
Подвезти снаряды, ГСМ, расчистить аэродром…
Лётчика нужно накормить, обстирать, и уж извините, выкопать ему яму для сортира…
Без этих мелочей не будет и подвига!
И вот эти люди всегда «за кадром», хотя их работа иногда намного тяжелее.
И не только в авиации- а работники ПАРМ, сапёры, и многие многие другие «работники войны»
Такова уж наша общая судьба, судьба «обслуги»- быть на втором плане.
Так и на вахте
-Тяжёл хлеб операторов добычи, вообще труд людей непосредственно добывающих нефть.
Но покрути ка вручную задвижки без электропривода, попялься ка на манометр зимой в отсутствие телемеханики, посливай ка нефть на морозе в чимок, без АГЗУ…
Приди в холодную общагу, завались на грязную постель, поешь мёрзлой тушёнки.
Да, в конце концов, дойди до куста пешком или повалькай НКТ без крановщика.
А про электричество вообще умолчим!
И всё это обеспечивают «полунефтяники»- работники сервисных организаций, люди второго сорта на большинстве промыслов…
Увы, руководят сейчас «экономисты», а не технари.
И когда в пафосных фильмах про нефтяников, свиноликий мэн на фоне видеостены(которую обслуживает персонал сервисной организации) рассказывает о добыче очередного кубометра нефти, до слёз обидно, что в его пафосном рассказе нет ни слова о КИПарях, АСУТПшниках, электриках и многих многих других…
Но это так, к слову…
Ранним утром 2009 года, я, полный радужных надежд вышел из известной многим вахтовикам гостиницы «Колос» в Красноярске нагруженный огромной сумкой, в который помимо обычного комплекта вахтовика(необходимый минимум лекарств, бельё, носки, разумеется «пилот»- разветвитель на 5 розеток и прочее) находился комплект только что полученной зимней спецодежды.
Да, и конечно, моё вахтовое «ноу-хау» — 2 комплекта чуней(кстати, во многом именно это и спасло меня от тяжёлых последствий «Ванкорки», но об этом ниже).
И конечно, необходимый минимум КИПовца-мультиметр, пассатижи, отвёртки, нож, набор ключей, чёрная ПВХ изолента(естественно «липучая»- SafeLine- которую чаще всего на промыслах не найдёшь и прочие мелочи)
Разумеется, по «Закону Мэрфи» плечевой ремень сумки порвался, и тяжеленный баул пришлось тащить как санки по свежевыпавшему снежку…
Но вот и улица Республики и автобус до аэропорта «Черемшанка».
В аэропорту я переоделся в зимнюю спецодежду.
Ну что могу сказать:
-Если составить рейтинг зимней спецодежды, то «робе» Ванкорнефти и её «дочек»(к которой ясначала принадлежал), я бы поставил твёрдую 4, с хорошим плюсом.
А пятёрка, спросите Вы?
Разумеется, это зимняя спецодежда ИТР моей любимой работы, ООО «Норд Империал»
Первый полёт на самолёте после 1991 года, которого я несколько побаивался, аэропорт Игарка, словно сошедший со страниц книги об ужасах ГУЛАГа
Вертушка и вот он, ВАНКОР…
Наслушавшись ужасов о крайнем Севере, с опаской вдохнул воздух Ванкора…
Дышится нормально и, самое интересное при температуре за -40 не холодно!
Вы знаете, я просто ненавижу холод!
Немного забегая вперёд скажу, что отработав почти 3 года на Ванкоре, я ни разу не мёрз так мёрз во время службы в СА в славном городе Чита.
Тот мороз не такой уж и великий- не более -30, был и остаётся одним из самых страшных воспоминаний моей жизни…
Общежитие КЭМП-1220, заселение и первый шок
— обилие женщин, молодых и слишком красивых по моим понятиям для работы на вахте!
Ну а девушки, ведающие заселением, вообще вогнали в ступор
-им бы выступать и занимать призовые места на конкурсах красоты…
Затем активация электронного пропуска на посту охраны, и проход в свою секцию общежития.
Немного о КЭМП-1220…
Не избалованный вахтовыми изысками(ну, разве что общежитие ЗАО «Томская Нефть»), я был удивлён чистотой и порядком, горячей водой в душах и тёплыми туалетами. Но как обычно бывает в последнее время и не только на Ванкоре, туалеты оснащены обычными унитазами, хотя при такой скученности, «трапы» были бы намного гигиеничние.
Комната, в которую меня поселили, несколько разочаровала- двухъярусные койки и 6 человек в не очень большом пространстве…
Но мне повезло – самое «зачётное» место у окна на нижней полке оказалось свободным.
Но знаете, того кто служил «срочную» в армии, да ещё в ЗАбВО, такими «ужасами» не испугать.
Поверьте, бывшие казармы атамана Семёнова намного уступают по комфорту!
Да, приняв решение, второй раз уйти на вахту я не строил иллюзий по поводу быта…
При всех недостатках, вахта, как известно многим вахтовикам, пожалуй, самый сильный наркотик…
Хочу развеять ещё один миф(по крайней мере, на широте Ванкора)- артериальное давление не повышается.
Заселившись первым делом померял давление и оказалось, что оно ниже на 10 мм, чем на «Большой Земле». В общем, в части артериального давления Ванкор для меня был более чем комфортен.
После заселения я пошёл представиться моему новому начальству.
Знаете, бывают люди, которые вызывают симпатию при первом знакомстве, мой начальник цеха, помимо того, что является отличным техническим специалистом, обладает и способностью выслушать и главное прислушаться к мнению других, даже если их должность намного ступеней ниже по иерархической лестнице…
В общем, очень тактичный и корректный человек.
Естественно, нашлись и знакомые.
Нефтяной Север не такой уж и большой.
Легендарный мастер КИПиА, с которым мы пересекались на Лугинецком. Естественно общие воспоминания, знакомство с новыми людьми, конечно журнал инструктажей и прочее.
Ужин. Огромная столовая и не менее громадные очереди.
Кстати, вход в столовую и общежитие по электронному пропуску, выдаваемому работникам «Ванкорнефти» и её «дочек» при трудоустройстве.
Кормёжка на пять с громадным плюсом, кулинарные изыски работников РОТЭКС-С просто поразили:
-пирожные 3 сортов, минимум 5 видов второго, столько же видов салатов, и выпечки, 3 вида первого!
И цены более чем гуманные! Ну а порции просто громадные!
Про вкус говорить не буду, как ни парадоксально, из дешёвых продуктов(ну не будут же вахтовикам закупать дорогостоящие продукты с рынка!), получилось просто ВЕЛИКОЛЕПНО!
В первый ужин на Ванкоре немного взгрустнулось:
-Чтож ты не попал под комбайн, простой Ставропольский парень Мишка!
Блин, ну прямо столовая до боли любимого Томского Нефтехима…
Да, немного забегая вперёд:
-Ванкор не изменил «золотому закону вахты»:
-пошла первая нефть, пакуй чемоданы…
Через год кормить стали хуже, разнообразие уменьшилось, цены поднялись.
Да и вообще начались весьма неприятные вещи.
Но об этом и многом другом, ниже…
Первая ночь на Ванкоре и первое удивление!
Как бывший сменный электрослесарь, ДЭМ и начальник смены ЦТАИ, просто не могу спать, когда тихо!
Не важно, какой шум- монотонный или прерывающийся, главное чтоб он присутствовал.
Естественно, после 15 лет работы в смену я засыпаю в любом положении, в любом удобном месте и сплю очень чутко.
Но на Ванкоре я долго не мог уснуть:
-КАШЕЛЬ, КАШЕЛЬ, КАШЕЛЬ!
Бог, миловал, я не сидел, но рассказы зэков сидевших на туберкулёзных зонах слышал, да и мама работала в туберкулёзном диспансере.
В общем, туберкулёзная «больничка», а не общага!
Так я впервые узнал о «Ванкорке»- болезни биче Ванкора, избравшей местом своей дислокации КЭМП-1220.
Что такое «Ванкорка»?
Это температура иногда по 40, длящаяся неделю или две, непрерывный кашель и жуткая слабость.
Иммунитета от «Ванкорки» нет.
Даже если тебе повезёт, и ты не заболеешь в одну из вахт, в следующую «Ванкорка» тебя настигнет…
Вообще, как выяснилось позднее, «Ванкорка» скорее всего, имеет не простудные корни, т.е. это не гриппи не ОРЗ.
Один из моих бывших коллег, отработавший на вахтах более 25 лет, после моего рассказа сказал
-Толян, это грибок!
Так это или нет, но при замене полов в КЭМПе, я видел длинные нити грибка под полами.
Да, ещё один плюс в пользу грибковой теории.
-Когда нас перевели в ЖВК-850(новую «элитную» общагу), все перестали болеть «Ванкоркой»
-4 вахты я прожил без неё, как и мои коллеги.
Но в последнюю вахту, приехали иностранцы.
Кого как Вы думаете, выселили из ЖВК в КЭМП?
Правильно, ПЯТЬ! Умницы!
КИПовцев!
И хотя я остался в ЖВК, тоже заболел(я уже работал диспетчером промысла по КИПиА, соответственно общался с коллегами- подписи, то, сё…).
Вы знаете, такого за всё время моей работы не было!
Даже в 2010 году в августе, когда последние 2 недели до конца вахты я прожил как в бреду (температура не падала ниже 37,6), были легче.
И хотя я принципиально не пользуюсь антибиотиками, тут я не удержался – начал жрать горстями!
-Температура, кашель, сопли и ещё ангина…
Извиняюсь за не слишком «аппетитные» подробности, но в этом рассказе я постараюсь быть максимально честным.
В общем, «Ванкорка» реально уносит жизни людей
— от неё даже умирают, а уж её последствия- воспаление лёгких -обыденность.
Да, ещё немного про КЭМП (и не только)
— на Ванкоре нет мест для сушки одежды и обуви!
Работающие на вахтах знают, что даже в «предбаннике» «Кедра» стоит «киловаттка»(так, я со времён службы в армии называю любой обогреватель) для сушки спецуры, а вот на Ванкоре, такое появилось только в 2011году
— на УПСВ-Юг шкафы для сушки спецуры- разумеется, у «настоящих» нефтяников и на КЭМПе, в виде больших регистров с электрообогревом, на которых сушили обувь (и часто на них просто не хватало места!).
Разумеется, выход нашли- все приезжают со своими сушилками для обуви и сушат обувь в комнатах.
В общем, запашок как в армии, в казарме…
Да, стирать запрещено- штраф. Стирать можно только за деньги в прачечной.Например, носки за 30 рублей.
Но я, например, делал просто- тупо закупал 15 пар носков- поносил 2 дня и выбросил. Сумма небольшая по 30 рублей пара- 600 р, не так уж и много…
Ну а грязное бельё тупо складывал до дома. После армии ненавижу стирать! Разве что в стиральной машине!
Кстати, постиранные вещи нельзя сушить на обогревателях – штраф, вот и извращаются, лепят абстрактные конструкции из проволоки…
Я вышел из положения проще- 2 пары чуней. Одни сохнут около обогревателя на УПСВ-Юг, в других хожу.
Через 2 дня замена, ноги всегда сухие и «носкотином» не воняю в общаге.
Но пока рассказывал Вам об КЭМПе и «Ванкорке» закончилась ночь, первая ночь на Ванкоре
Утром распределение по машинам.
Кстати утро во время Полярной ночи это понятие относительное — солнце чуть-чуть приподнимается над горизонтом часа в 2 дня, а потом часа в 4 снова заходит.
И вот мой объект, на долгие 2 года
— самый крупный и сложный объект Ванкора УПСВ-Юг.
Знакомство с коллегами в тесном и холодном вагончике и вот мы уже в блок-боксе п.122, операторной УПСВ-Юг.
Вообще, это не операторная, а аппаратная, «сердце» Ванкора, не побоюсь этого сказать.
Как нервы в теле гигантского существа сюда стекаются многочисленные кабели и линии связи не только с УПСВ-Юг, но и с добывающих и водозаборных кустов.
А так как операторная ещё в планах, здесь же и пульт управления установкой.
В общем, на не таком уж большом пространстве человек 20.
Первое знакомство с установкой и первый шок
-ну как такое можно было запроектировать и смонтировать!
Сплошные ляпы и «косяки», такого я не видел за свои почти 30 лет работы КИПовцем!
Много можно написать, но об этом будет отдельный пост на профильном сайте.
Просто один из примеров
— Датчики давления КИП вместе с совершенно никчёмным блок-боксом обогрева как подсолнухи болтаются на длинных ножках-трубках, причём трубки оголены, а в трубках естественно водонефтяная смесь, которая благополучно замерзает, в результате чего приборы показывают всё что угодно, кроме давления.
И вот в один из первых дней мы утепляем эти порождения обкурившегося(или может чего-то нанюхавшегося?) проектировщика!
Ищем по площадке обрезки греющего кабеля(и тут «косяк»- кабель греется всего до 40 градусов!), обматывает этот кошмар, сверху стекловата
И, О, ЧУДО- есть показания!