Из маминых воспоминаний

Дебора Вишневская
Заглядывая в прошлое порой
Мы попадаем в плен воспоминаний...

У нее была фарфоровая кожа без макияжа и без единого изъяна. Карие глаза,  нежная улыбка изящно очерченных губ. Война оставила  след только на волосах, красивые седые волосы украшали горделиво приподнятую голову. Платье  элегантно подчеркивало ее стройную фигуру.

Такой красавицей моя мама предстает в моих воспоминаниях. Она не модель, она просто такая.

Военные годы не сломили ее. Как она сказала, что все трудности шлифовали ее характер.  Ей удалось сохранить  в памяти все самое яркое и лучшее. Воспоминания о войне  до конца дней отзывались болью. 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

«Самое беспечное время человека – это его детство»

Ау, босоногое детство. Самое яркое воспоминание. Вечер. Желтый свет лампы.
За столом трое. Мама, брат Владик и я. Какой я себя помню. Рыжеволосая и кудрявая девочка с голубыми глазами. Это я была такой.  Мама так  много рассказывала мне о моем детстве.

Смотрю на старую фотографию, она черно-белая. Даже не верится, что я такая была. Мне нравится фото. Удивленный взгляд и такая улыбка, на которую можно ответить только улыбкой. Я нравлюсь себе на этом фото.

Чем же запомнился этот вечер. Круглый стол и белая скатерть на нем, а по углам
вышиты букеты цветов. На столе красивое блюдо, а на нем две плетеные халы, мед и яблоки три красивых подстаканника, а в них тонкие стаканы. Мама наливает чай, он
янтарного цвета, пахнет розой. Вдруг раздается треск. Это лопнул мой стакан, и я вздрогнула от испуга. Мама и брат обнимают меня. Ничего страшного, говорит мама
и дает мне другой стакан. Видишь, все в порядке. Столько лет прошло и так четко в
памяти каждая деталь и острое чувство любви и заботы родных мне людей.

Я сейчас старше своей мамы. Все так быстро пробежало. Перед сном чередуются
мои воспоминания. Передо мной проходят года и события, которые больше запечатлелись в моей памяти и там они все молодые и красивые.

Мы ходим с мамой по рынку. Все что-то покупают или меняют. Очень шумно. Я крепко держусь за край маминого темно-зеленого цвета платье. Я сейчас ощущаю, как крепко я держу в ладошке этот край ее платья. Я боюсь потерять маму, потому, что понимаю, какое она чудо и подарок для меня. Я уже тогда знала цену ее материнской любви. Никто, так как она меня не любил, это особая материнская любовь.

Она удивительная моя мама, потому, моя. Когда несет меня на руках, я чувствую, что мама пахнет яблоками. Я смотрю в ее карие глаза и вижу там яркий шарик. Мне нравится ее брови, и я глажу их пальцем. Она смеется. Белые и кудрявые волосы, они мягкие и нежные. Долго нести мама не может меня и, опустив на землю, дает край платья, чтобы я держалась.

Вокруг шумно и все говорят, все разноцветное и у меня кружится голова и разжимается
кулачок. Я понимаю, что произошло страшное. Я потеряла маму. Смотрю вверх и не вижу ее. Я громко плачу и зову ее и сразу надо мной наклоняются люди, и я рыдаю.

Рыдаю отчаянно и чувствую, как в груди громко бьется сердце и вдруг, о счастье я вновь на руках у мамы и мы обе плачем от радости.

И еще одна запись в тему…

Маленькая девочка приехала с мамой в город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
— Мама! Где моя мама?
— Маму зовут... мама... мамочка...
Люди улыбнулись, и
снова спрашивают:
— Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза:
черные, голубые?
— Глаза у неё... самые добрые...
Ну, волосы, какие у мамы —
чёрные, русые?
— Волосы... самые красивые...
Опять улыбнулись люди.
— Ну, скажи, какие у неё руки... Может
быть, какая-нибудь родинка у неё на руке
есть, вспомни.
— Руки у неё... самые ласковые.
И объявили по радио:
«Потерялась девочка. У её мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».
И мама сразу же нашлась.
В Л. Сухомлинский

Милая моя, нежная и ласковая мама. Твои карие глаза дарили мне любовь, нежные руки гладили по волосам, ты называла меня самыми красивыми словами. Для тебя
я была принцессой, балериной, да просто красавицей. Просыпаясь утром,
на столе меня ждал горячий завтрак, и пока я ела, ты говорила мне ласковые слова.
Сколько любви было в тебе ко мне, я была объята этой любовью и надежно защищена от всех бед. Любовь возвышает, если ее проявляет по отношению к тебе близкий человек и этот человек – мама.

Моя ласковая, моя трудолюбивая и нежная мама, как порой я была невнимательна
к тебе. После работы мне хотелось бежать с друзьями в театр и я чмокнув тебя, убегала.
Как жалею об этом я сейчас, лучше бы посидела с тобой и поговорила, отдала бы
все это время тебе. Мысль об этом острой болью отдается в сердце, и закипают слезы.
Ведь ничего нельзя вернуть и исправить ничего нельзя. Остается только выплакаться и напиться валерьянки, но даже это не поможет. Маленькая точка в самом центре сердца болит и жжет. Как важно научиться любить, но, чтобы научиться любить себя, нужно, прежде всего, знать, что тебя любят - это дает ощущение, что ты достоин любви. И это ощущение дала мне она, моя дорогая мама.

Воспоминания о наших беседах вызывают у меня острое желание побыть там с тобой.
Вот мы вместе идем в кино, солнечный летний день, ты рассказываешь мне что-то интересное, и я смеюсь. Смотрю на тебя и вдруг ясно осознаю, что пытаюсь тебя запомнить именно такой. Именно такой веселой, бесконечно дорогой. Цените каждое мгновение радости.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Все мы родом из детства. 
Сент-Экзюпери.

Ваниль, корица, трава, розы, что росли в саду, запах яблок, острый запах мяты и цветочные ароматы. Так много всего вокруг. Тихий вечер, на небе яркие звезды. Все наполняет чувством радости и счастья. Засыпаю, мамины теплые руки, поцелуй в щеку и тихие  два слова  - « Моя принцесса»

Вспоминаю ту страшную ночь,  я проснулась от маминого стона. Вижу, как  доктор и медсестра и укладывают  маму на носилки. Я подбежала к маме взяла ее за лицо.

- Что случилось, что случилось?

Брат обнял меня и сказал, что у мамы приступ острого аппендикса и ее забирают в больницу. Мне стало  страшно, и я заплакала еще громче. Мама попыталась улыбнуться, но ей было больно, и она сказала.

- Не плачь, мы скоро увидимся. Владик, я надеюсь на тебя, смотри за Птичкой.

Когда маму увезли, я долго плакала, мне было страшно оставаться без нее, в ней была моя сила. Маме сделали операцию в ту же ночь. Пришел Владик и сказал,  операция прошла благополучно, и мы завтра пойдем вместе в больницу к маме. Однако днем я играла с друзьями, мы бросали шипы репейника друг в друга. И на моих кудрях застряла уйма репейников. Да, обыкновенными репейниками была усеяна вся моя рыжая грива.
 
Пришел с работы  Владик, увидел меня  и побледнел.

- Как мы пойдем к маме?

Сокрушенно говорил он. Потом туго завязал мои волосы платком.

- Запомни, у тебя болят уши, а потом что-нибудь придумаем.

Был уже вечер, я поцеловала маму и, вспомнив слова брата, уселась подальше от мамы. Она была еще слабой и мы, посидев минут двадцать, оставили ей фрукты и ушли.
Домой мы возвращались грустные.

- Идея!

Сказал Владик.

 - Идем к дяде Яше. Хоть и поздно он  поможет.
 
Я подумала, что не так уж все и плохо и дядя Яша обязательно поможет. Дядя Яша усадил меня в старенькое кресло и развязал платок.

- О, да тут шедевр! Зеленые репья на рыжих волосах!  Шикарная картина.

Сказал он и рассмеялся.

Дядя Яша попытался руками избавить мои волосы от репьев, но ничего не получалось. Мне было больно, рвались волосы.

- Да,  тут не обойтись без  радикальных  мер.  Будем стричь под Котовского.

Это было забавно,  голая голова в зеркале выглядела необычно и я показала ей язык. Да, это я, и меня стрижка не огорчила, а скорее рассмешила.

- Спасибо за красивую прическу, - сказала я дяде Яше.

- Не переживай, волосы быстро вырастут.

На ночь я пила теплое молоко и думала, зачем  сорняки  появились на свете, какая в них польза человеку?  Но они меня привлекали своей необычностью. Когда соцветия репейника были молодыми, их можно было срывать, они не очень кололись, но так цеплялись, что трудно было оторвать. А потом у них появлялись цветки, яркие и красивые. Они росли тогда на задней части двора. А мы бегали туда играть и рвали репья, делали из них разные фигурки. Играли в разные игры, вот так и пострадали мои волосы.

Ничего просто так не происходит с нами. Воспоминания об этом сорняке подтолкнуло меня прочитать и оказалось,  этот репейник в Японии едят и называют его «Гобо». Корейские, итальянские, бразильские, португальские повара листья этого сорняка используют  в супах и салатах. Даже  корни, когда им только год  успешно заменяют картофель при приготовлении первых блюд и поедаются в любом – жареном, вареном, печеном и сыром виде, видимо, когда они старше горчат или что-то другое.

А моим волосам катастрофически не везло. Мама была в отъезде, брат был на работе, с нами жила девочка из ближайшего села, очень далекая родственница. Как-то она вымыла мою голову с добавлением  какой-то химии. Волосы потемнели и стали сечься. Мама потом делала разные маски, заваривала корни этого же репейника и полоскала мне голову. И, о чудо, волосы стали цвета спелой пшеницы. Воспоминания позволили мне вновь  почувствовать себя принцессой.  Как вновь было хорошо там в детстве!
 
И сколько не прошло лет детство остается с  тобой и в тебе. Рассматривая себя в зеркале, ты видишь свое лицо, время меняет внешность. А глаза остаются прежними, они зеркало души, которая воспитана на любви и заботе и это  смысл  жизни и сейчас.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Воспоминания у ручья

На ручей можно добраться пешком, но лучше на машине до развилки. А там наверх и сразу лесопосадка и воздух такой, что голова кружиться начинает. Тишина, только птицы поют. И стеклышко надо, как в детстве, найдешь его, лучше зеленое и или темно-желтое и солнце можно рассматривать. Солнцезащитные очки не дают такого эффекта. Как успокаивающе  журчит ручей, вот и дошли. Вернее добрались. Вода прозрачная и холодная. А земля нагрета солнцем  и пахнет травой, ложусь и смотрю в небо и вспоминаю, как в  детстве разбила вазу фиолетового цвета. Такое толстое стекло темно-фиолетового цвета. Ваза была тяжелой и неуклюжей, вся какая-то бугорочками. Выскользнула она у меня из рук и первое что я услышала, как мама спросила

 - Ты не порезалась? Стой и не шевелись.

Голос при этом у нее дрожал. Я стояла и думала о том, что сейчас она мне выдаст. Мама тщательно убирала сначала большие осколки, и не переставала взволнованно говорить.

- Не бойся, ничего страшного не произошло. Я все уберу сейчас.

Она осторожно  смахивала с моих ног предполагаемые невидимые мелкие осколки, потом прижала меня к себе, заплакала и стала целовать.

-  Ты моя драгоценность, а ваза когда-нибудь должна была разбиться. Главное, что с тобой все в порядке.

Со мной не всегда было все в порядке, иногда я была хулиганкой. С улыбкой вспоминаю свою битву с Витьком.

 - Я покажу тебе сейчас, где раки зимуют!
 
Крикнул Витька и, замахнувшись кулаком, двинулся на меня. В прозвучавшем его обещании показать, где раки зимуют, была явно угроза, а не желание показать, где эти самые раки зимуют. Я отступила, успев подставить ему ножку, Витька брякнулся, ткнувшись  носом в левую ногу. Увидев поверженного хулигана, я решила уйти с поля боя победителем. Добежав до калитки и рванув ее на себя, быстро закрыла на задвижку с внутренней стороны двора. А он колотил уже по забору и кричал от злости что есть сил.

- Ну, малявка, точно покажу тебе, где раки зимуют.

Находясь в полной безопасности, я решила начать дипломатические переговоры с противоборствующей стороной.

- Вить! Ну, зачем, чтобы показать, где зимуют раки нужно драться со мной? Неужели нельзя мирно пойти и показать, ну, правда, интересно знать, где зимуют раки. Предполагаю, что зимуют у нас в Днестре. Или еще где?

- Ты еще и издеваешься надо мной, малявка? Ты, толкнула меня, я упал, потом ты подставила подножку, и я опять упал.

- Толкнула я тебя потому, что ты обидел Риту, девочек нельзя обижать. Ты же воспитанный мальчик.

Прием, так сказать, не был вершиной дипломатии, но сработало. То, что Витька был невоспитанным мальчиком, знал весь наш район. Витька Косой был фигурой знаменитой. Левый глаз у него косил, а родители не торопились отвезти его на операцию в Кишинев. Сомневались в специалистах. Витька злился, когда его обзывали косым. Я его понимала, конечно, это было обидно.

- Ладно, выходи, драться не буду, ты молодец, здорово мне подножку подставила, уважаю.

Предложение показалось не очень искренним, но я решила, что лучше поверить. Так у меня хотя бы будет возможность убедиться, может он сдержать данное слово или нет.

Выйдя, я внутренне приготовилась к нападению и сгруппировала все мышцы. Но Виться улыбался, доверительно ткнув меня рукой в грудь, выразив этим жестом особое уважение перед собравшимися друзьями нашей улицы.

- Ты что не знаешь, что когда говорят так, это не значит что бегут тебе показывать, где раки зимуют, это значит, что хотят тебе дать трепку.

- Мне трепку, ну как ты себе это представляешь? Мальчик бьет девочку, слабак он, а не мальчик. А, правда, где раки зимуют?

Уже тогда я знала, что раки бывают темно-зеленые и красные. Темно-зеленые шевелятся, а красные уже не шевелятся. Почему темно-зеленые шевелятся, я объясняла так, они еще не устали. А красные уже все, устали, было такое выражение «спеклись», и у них не было сил шевелиться.

Секрет красных раков открылся совсем недавно, эту метаморфозу превращения темно-зеленых в красных я увидела на противоположной улице. Там у меня жила моя подружка Рита и я, забежав в ее двор, я увидела в большом ведре много раков, которые были еще темно-зеленые и шевелились. Ведро стояло у костра, а на костре в большом казане уже бурлила вода. Дядя Петя ловко перевернул ведро с раками в казан, и тут-то началось превращение, они постепенно становились красными. Они варились.

Стало грустно. Все оказалось просто и жестоко. Их ели. Мне нельзя их кушать. Об этом сказал брат, когда дядя Петя положил на мою руку большого и горячего рака.

- Нельзя, они не кошерные, отдай кому-нибудь.

Я отвела брата в сторону от костра и стала спрашивать, почему я должна отдавать моего рака, он был такой красивый. Брат взял моего рака и отдал, кому я не видела, и, взяв меня за руку, увел домой. Знания о раках пополнились и сейчас, когда мы уже мирно беседовали с Витькой. Раками можно было и пугать.

В этот же день брат объяснил, что выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с тем, что в старину ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян, а они, стоя в ледяной воде, не могли не простудиться, нередко умирая от переохлаждения. Вот такая страшная история о раках.

Положительным было лишь то, что не Витька показал, где раки зимуют, оказывается, это я ему показала, где они зимуют, когда он упал. Важным был момент перемирия и факт моей подножки оценки самим Витькой. Сколько воды утекло с тех пор, и сколько раков перезимовало в этой воде. И какими только раками нас жизнь не пугала. Хорошо вспоминать здесь у ручья в этот летний и ласковый день.

Про малину и …

Нужно уметь переносить то, чего нельзя избежать
Мишель Монтень

ГЛАВА  ЧЕТВЕРТАЯ

Купила малину и словно укол в сердце. Несколько секунд, вздохнула глубоко и боль отпустила. И вдруг так ярко все в памяти…

Вспоминаю, как я  брала свой любимый коврик и шла в конец огорода,  ложилась  и, подставляя себя солнцу, пыталась смотреть  в небо как можно дольше, уставали глаза и я барьером между мной и солнцем, ставила свои руки и видела, как они становятся почти прозрачными и это казалось мне волшебством. Я прищуривала глаза и рассматривала заросли малины и там у самой земли была своя жизнь.

Можно было увидеть паутину, которую приготовил  для наивных букашек злой паук. И даже если дождь был вчера, в нижней части кое-где сохранились маленькие капельки влаги, и они сверкали, как прозрачные  бусинки. Солнце ласково согревало меня, и я засыпала, сон был коротким, это когда ты спишь и сладкая слюна в уголке губы.

Заросли малины были у края небольшого огорода, мама мне не позволяла есть ее с куста. Я должна была собрать в большую кружку и вымыть. Но как мне нравилось кушать ее, срывая прямо с куста. Брат понимал меня и никогда не ругал. Я до сих пор люблю малину больше всего.

- Уже наелась грязной малины?

Спрашивала он меня, смеясь, я кивала головой и шла умываться.

Уже тогда мне открылось, что самое большое богатство это мир в душе. Если его нет, то там поселится беспокойство. Он был почти всегда спокойным. У него была добрая улыбка, мягкий характер и красивый тембр голоса. Старший брат, это так здорово, он меня защищал, учил.

Однажды он мне рассказал случай поразивший меня. Возвращаясь как-то ночью домой ему, повстречалась компания пьяных парней, они явно были не местными. Здесь почти все знали друг друга, городок был небольшим. Вероятно, они приехали из соседнего села. Они потребовали у него закурить и денег. Сигареты он отдал им, а денег у него было очень мало и это взбесило их, один из компании ударил моего брата. Тот упал и остался лежать, тогда парни подумали, что удар был роковым и, испугавшись, убежали

- Дешевле для меня было лежать, а не лезть к ним в драку, это хороший урок. Но нельзя всю жизнь бояться.

Говорил он мне, я смотрела внимательно в его глаза и подумала о том, что я хотела бы,
чтобы брат был всегда со мной, что-то захлестнуло меня в душе и сердце и мне очень захотелось защищать его. Его чрезмерная доброта могла его погубить. Я хотела, чтобы он жил всегда с нами. Но так бывает, чего очень хочешь, то и не сбывается. Сначала его призвали в армию.
 
После армии он приехал к нам на некоторое время. Привез мне много подарков, я до сих пор помню несколько коробок Рахат-лукума с орешками, спелые гранаты и что-то еще. Не получился у них разговор с мамой. По разговору я поняла, что мама не хочет его свадьбы с Шурой.

Он долго курил, а утром после завтрака, подошел к маме и сказал и сказал.

- Прости меня, это моя жизнь.

Мама смотрела на него, в ее взгляде было столько боли, я запомнила навсегда и потом всю жизнь старалась не делать ничего такого, чтобы ей было больно. Хотя, сейчас я не уверенна в этом получилось ли у меня.

- Ты совершаешь ошибку и цена ей твоя жизнь.

Сказала она тогда тихим голосом, и он ничего не ответил, снова вышел и долго курил в беседке.

Потом он уехал, женился на Шуре, и маме ничего не оставалось, как согласиться с этим. Я видела, как она переживает, как она старается помочь ему. У них родился сынок. Приезжая к ним, я стала замечать, что между ними что-то не так, а что мне еще было непонятно. Их жизнь ставила передо мной новые вопросы на которые у меня еще не было ответов. Но уже тогда я почему-то думала, что лично в моей будущей жизни таких ситуаций не будет. И я была права, таких точно не было, мои казались  мне сложнее.

Маленькая девочка, родившаяся во второй половине ночи, была слабенькой и весила почти два килограмма. Вот так же осень меняла лето, много воды утекло с тех пор, Всевышний щедро благословил девочку, у нее есть все для счастливой жизни. Но когда бывает женщина довольной тем, что имеет?

Всегда хочется еще чего-то, совсем немного, пусть стихи читает, говорит ласковые слова и в полудреме ночи, она чувствует рядом его плечо.

Малина и столько всего…И еще… вспомнила...Проснулась ночью и в окне напротив вижу движение света, сначала луч  освещает правую сторону стены от окна, потом все окно в свете, из открытой форточки залетает ветер и колышет шторы. Свет погас и становится ясно, что у дома остановилась машина. Слышно как встала мама в соседней комнате и идет открывать дверь. Узнаю голос брата, вскакиваю и бросаюсь в прихожую. Он  обнимает меня, у него мокрое от слез лицо.
 
- Что случилось?

Он говорит, и я чувствую, как мне становится плохо,  медленно я начинаю опускаться на пол, меня подхватывают. Полторы недели назад у них родился второй мальчик, и сегодня он умер. Запомнила ночную дорогу,  вдруг налетевший ветер и дождь. А назавтра белое  лицо будто уснувшего младенца, снова мой обморок. С тех пор ночь для меня время таинственное. Тонок и хрупок сон и в нем мы  живы только на одну десятую часть.

........

Время бежит,летит, сколько всего вспоминается. А для меня время, как музыка,  как ветер… время в тебе, вокруг тебя, так будет всегда и со всеми…надо только чувствовать его темп, запах, вкус…

.....

Что такое велотренажер? Это движение. Но сравнивать велосипедную прогулку с велотренажером не стоит. Одно другого не заменяет и не исключает.  И крутить педали надо не менее активно на велотренажере и на простом велосипеде. В любом случае  есть  эффект.

Но, иногда мною овладевает желание сбежать куда-то далеко-далеко от всех. Это «куда-то» должно быть только моим местом, где никто не смог бы найти меня. Мысленно  рисуя, чувствую необычный воздух…. Море и несколько пальм и маленький домик. Замысловато витая решетка балкона отделяет горизонт, приятно лежать  и  подолгу смотреть на небо. Там внизу ласково шумят волны, теплый ветер играет в волосах.

Но, от себя не убежишь, даже тут все, что внутри тебя напоминает тех, кого оставила там. Вполне возможно, что воспоминания и есть побег из настоящего в прошлое.  Да, да, туда в детство. Там я всегда была особенной. По словам родных - принцессой и маленькой птичкой.

Все в доме было только для меня и ради меня. И эта особенность мне нравилась. Но вместе с тем, мама умела научить самому главному, а я была послушной ученицей. Сейчас я словно вижу себя на коленях мамы и чувствую ее теплые руки, заботливый голос, ее неповторимые духи. Да, а платье у нее было тогда в мелкий цветочек, нежная ткань. И туфли на высоком каблуке. Я дую на ее локон, он воздушный,  подтягиваю его пальчиком и отпускаю,  он пружинисто подпрыгивает вверх.

У нее загадочная улыбка, глубокие почти янтарные глаза и красиво очерченные губы. Красила она их редко, но я любила наблюдать, как она это делает. Нежная кожа, ах какая у мамы нежная кожа. Кто бы мог подумать, что в этой женщине столько внутренней силы, столько героизма.

А это из ее рассказов.

Вечерами, поужинав, все усаживались у печи и беседовали.  Мы слушали о послевоенном времени. В городе не хватало продуктов, и мама покупала то, что было дефицитом, и везла в
село. Там можно было это поменять на продукты.

Она брала в аренду воз с лошадью и грузила сама туда разные товары синьку, керосин,
спички, нитки, иголки. Меняла на пшеницу, фасоль, брынзу, сметану, вообще, все, что менялось.

Чтобы было тепло, под юбку надевала папины брюки – галифе. Папа уже лежал в госпитале.
Завершая обмен товара, мама постучала в забор дома, чтобы попросить воды. Пожилой
человек вынес ей воды и пригласил зайти и отдохнуть под развесистым старым орехом. Это было заманчиво, так как мама очень устала. Мама хорошо знала молдавский язык и разговорившись, хозяин с дочерью накрыли стол и стали угощать маму молоком и брынзой и домашним хлебом. Угощение по тем временам было царским, и мама была очень благодарна. Старик задал маме вопрос. Кто ты дочка и откуда. Ты светлая лицом, значит не молдаванка. Поев и поблагодарив, мама вспомнила, что в кармане галифе у нее есть коробка спичек, и она сможет так отблагодарить за угощение.

Мама приподняла юбку, и дедушка увидел галифе.

- Оф,  Домне!

Вскрикнул он, ты оттуда, с другой стороны Днестра?

- Да.

Ответила мама.

- Но ведь нам говорят, что вы все там рогами и копытами и в Бога не верите.
Мама развязала платок, и он увидел ее седые кудри, потом она сняла сапог, и он убедился, что все то, что им говорили, ложь.

- Мы там такие же люди, как и вы и едем сюда менять на продукты, так как там город и голодно всем сейчас. А без Бога, где бы я взяла силы, чтобы сделать все это одна.
Дедушка принес маме кукурузной муки и брынзы, и даже кусочек масла сливочного, завернутого в белой тряпице.
 
- Бери, дочка, пусть Бог благословит тебя и твою семью.
 
Он поцеловал ей руку и перекрестил ее на дорогу.

Я много раз слушала этот рассказ и всегда плакала, сколько трудностей
выпало на мамину жизнь.

Старшее поколение помнит такие печки, которые отапливали дом и вечером перед сном все сидели у печки и грелись и беседовали. Тепло от печки, воспоминания и центром тепла была не только печь, а сердца людей, так много перенесших военных тягот.

Мама рассказала, что когда прогорала печь, в которой была духовка, потом в духовку
укладывали меня и таким образом согревали всех деток, которые родились раньше
времени. Когда я услышала впервые это, всплеснув руками, воскликнула.

- Вот доверяй вам детей, испекут как халу!

Все рассмеялись.

Да, мир не стоит на месте, мы не знает трудностей того времени, мы живем в своем мире и в его звуках слышится связь времен и переход легкого и светлого анданте к воспоминаниям  наших детей.


ГЛАВА  ПЯТАЯ

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор

Наша жизнь делится на мгновения, которые остаются в памяти на всю жизнь.
Как безжалостно к нам время, оно забирает наших дорогих. А нам остаются воспоминания полные боли и слез и ощущения безвозвратности. Смерть и печаль — прямая противоположность жизни и радости. Почему именно сегодня эти воспоминания толкнули меня в грудь и отозвались болью в сердце.

И только мои девочки для меня - ласточки, солнышки, принцессы и, конечно, красавицы дают мне смысл жизни. Вот теперь я похожа на свою маму, нет, не внешне, а внутренне. Внешне мы разные, но всю свою любовь она отдала мне и эта любовь, выражается в жертвенности, именно поэтому становится крепчайшей связью для всех женщин нашего рода, передается от матери дочери и от бабушки – внучке и дальше…

Мы в глазах наших детей — пример для подражания. Они  наблюдают за нами, и подмечают все наши реакции и особенности поведения. Как важно, чтобы в семье соблюдался принцип любви к ближнему. Ведь без любви к себе, невозможно любить никого. А если нет любви, ее место занимает ненависть, разрушающая не только самого человека, но и весь мир.

Вспоминаю, как я болела воспалением легких в лет шесть. И почти ежедневно меня посещал доктор. А наши соседи очень хотели, чтобы я выздоровела, и приносили мне гостинцы разные. Мне нравилось, я была в центре внимания, хотя если честно сказать, вниманием я не была обделена. И пока гулять мне не разрешали, я прыгала по маминой
огромной кровати, которая была очень пушистой и красивой.

Мама очень любила постельное белье и так как кровать была нестандартной, она заказывала белье у местной швеи и та шила ей просто удивительные простыни на конце с рюшами. Наволочки были похожи на облака белые ажурные, и думаю, шелковые. Это было так красиво, что мне казалось сказочным. Так мне запомнилось.

Детская память. Когда я подросла и рассказывала маме о том, что я помню, она удивлялась. Я все время спрашивала маму, почему меня не назвали Розой. Я хотела быть Розой. Мой дорогой брат Владик смеялся и говорил - ну и будешь как тетя Роза с ее именем и ее килограммами.

- Неизвестно какие они эти килограммы будут у меня.

-  Молодец!

Похвалил меня Луза. О, Луза! Это друг моего брата. Вообще-то его имя
Лазарь, но его все звали Луза. Владик и Луза им уже по семнадцать лет. Они очень взрослые. Рыбницкие  красавцы и хохмачи, оба кудрявые и с изящными и модными тогда  усиками. Но главным было то, что Луза обещал на мне жениться. Правда было условие,  я должна хорошо кушать и принимать лекарство. И вот когда я вырасту, он и женится на мне. Обещание и условие мне показались нормальными, но пить сладкий гоголь-моголь –  это трагедия.

Владик зажимает мне нос, и противная жидкость проскальзывает в желудок, который сразу же возмущается.

- Дыши глубже, – советует Луза.

Потом я успокаиваюсь и надеваю платье мамы и обуваю ее туфли и начинаю танцевать. Мы с Лузой репетируем свадебный вальс. Но, как бывает в жизни, наш договор был шуточными. Через несколько лет он женился.

- Можно подумать она красивее меня...

Сказала я повзрослевшая, но не забывшая его обещания.

- Без меня он не сможет жить!

- Ему будет трудно 

Ответил брат и добавил

- Но он постарается.



Все прошло и теперь вызывает улыбку и радость воспоминаний. Наступило время осознания всего, что происходит с тобой и вокруг тебя дает тебе полноту жизни. Хорошо  осознавать,  живешь не зря. Слышать, как стучит сердце в груди, понимать, что тобою движет. Видеть родные лица, ощущать тепло которое дарят тебе. Какое же это счастье!

ГЛАВА  ШЕСТАЯ

"Фотография, как и картина - это душа мира,
 через призму души автора"
В. Конти

Папа и мама.
 
Вспоминать, словно перелистывать страницы жизни. Иногда  в долгих снах путешествуешь по прошлому.  Вспоминаются  рассказы долгими вечерами, под которые легко засыпалось. Утром проснувшись, лежишь и думаешь о том, что приснилось, воспоминания невольно приходят к тебе. Даже чувства, запахи, как яркие картины прошлой жизни, переживаемые тобою ранее, вдруг нахлынут и захватят так, словно это было вчера и надо приложить усилия, чтобы переключиться.

Наверное, Всевышнему было угодно, чтобы девочки в этом роду приходили в этот мир красавицами. Говорят красота это подарок особый, и тут невольно задуматься стоит, как часто красота помогает и как она вредит женщине. Мама была очень красивой. Каштановые густые волны волос, карие глаза, изящные черты лица, вызывающие восхищение, а то и зависть. 

Какое большое значение люди придают своей внешности, по-человечески это нормально. Но если вдуматься, что делать тогда некрасивым?  Красивые и некрасивые, думаю, мир создан так, чтобы внешняя красота радовала, а за некрасивыми чертами лица мы смогли разглядеть доброту души. Собственно, все самое лучшее мы берем от своих родителей. Без них не было бы и меня. Мои дорогие, бесконечно любимые и бережно хранимые в сердце мама и папа.


Дедушка и бабушка получили свое достояние в наследство. Но и сами любили работать и приумножать его и творить добро.  Как важно родится в свое время и на своем месте. Жили они в Варшаве, когда ушли в свой час, будучи уверены, что обеспеченными останутся  все их родственники. Возможно, все так и было бы, если бы не начались марши под крики бесноватого ефрейтора. И в впервые  же дни они поняли, надо уезжать.

Так получилось, что путь их был на Украину. Уже потом перед самой войной умирая,  мамин отец сожалел о том, что не получилось уехать в Палестину. То, что помешало им тогда, изменило многое в дальнейшей судьбе.

Мой дорогой папа Давид. Ты  остался в наших сердцах. Я ничего  не могу рассказать, так как я тебя не видела ни разу, остались только  воспоминания мамы и две старые фотографии,  их чудом  удалось сохранить после войны.

Папа, мне было всего два месяца и шесть дней, когда ты ушел в мир иной. Перед этим папа попросил показать меня. Он посмотрел на меня и сказал, что хорошая дочка только...

Ему стало плохо. Всех попросили выйти, и  моему брату Владику удалось остаться в палате и быть с ним до последнего его вздоха. Мир тебе тоже дорогой брат, ты давно уже не с нами, успокоил Всевышний душу добрую и щедрую.

Рассказывая об отце, мама всегда говорила о том, что я очень похожа на тебя и внешне
и характер у меня твой.

У мамы с папой жизнь сложилась, как говорилось тогда по-новому.

- Боже мой!

Шепталось все местечко Воронково - Касриловка.

- Какой позор, дочь Мирьям  сбежала с Давидом из дома, когда там сидели другие сваты.
Пока все сидели в доме, мама и папа ушли в дом дедушки, который пустовал. А папины друзья лошадям сватов отрезали хвосты, а на телегу водрузили огромную тыкву – как знак отказа жениху, такое было смешение обычаев в селе.

Мама и папа поженились вопреки всему, и у них не было традиционного шидуха, а  комсомольская  свадьба и родителей  на свадьбе не было. Мама понимала, что это плохо, надеялась, что они потом простят. И только, когда родился первенец, приехали родители и благословили их.

Мама говорила о том, что когда они получили прощение, и благословение от родителей
у нее такое было чувство, будто ангел пролетел над ними. Если будет благословение Всевышнего, то и со временем будет благословение родителей. Вероятно,
все это время мама переживала, что ослушалась родителей и поступила не по их воле.
И в тот момент, когда они благословили их, облегчение произошло
в душе.

Папа мой стал сначала агрономом в селе, а потом и главным агрономом. Трудолюбивый и очень добрый. Он любил маму и постоянно дарил ей подарки. Когда она родила ему сыночка, подарил ей золотые серьги. Когда второго родила колечко золотое. Как он собирал деньги на это - тайна.

Когда мама об этом рассказывала со слезами.
 
- Ничего не сохранилось из того, что дарил отец. Все выменяли  на хлеб.  Благословенные подарки папы сохранили нам жизнь.

После эвакуации мама с братом вернулись в родной дом. Он был пуст и разграблен.

Они сели под забором дома и мама громко плакала. Мимо прошла женщина и узнала маму по голосу. Она обнимала ее и плакала вместе с ней, забрала их к себе в дом. Когда они поели и уснули. Женщина обошла почти весь поселок, и назавтра в доме мамы был порядок и уют. Собрались почти все, кто помнил папу и маму до войны. Принесли самое необходимое.

- Представляешь, как это важно знать, что люди помнят тебя и если
тебе плохо, все делают, для того, чтобы стало лучше. Как это ценно. Я всех их благодарила. Мы сидели и рассказывали кто, как жил все это время. Я и друзья.
Многих нет уже, но они живы в моем сердце.

Какое большое сердце у человека. Вмещает радость и горе и всех любимых и родных. Такое маленькое и трепетное сердце имеет силу быть большим и любящим и благодарным.

Тогда для меня все  казалось большим. В центре города был сквер, как пятачок. На праздники собирались там люди, и местные руководители произносили свои речи.  Не  доходя это этого пятачка  было военное ателье, на витрине стояли два бравых манекена в формах. Именно таким она себе представляла отца. И проходя мимо витрины, я постоянно просила купить такого папу.

- Дорого стоит и денег много надо.

 Отговаривалась мама.

С какой завистью я смотрела на подруг, когда они шли со своими папами.
Но пройдет время, и брат  объяснит - пап не покупают.

- Посмотри на себя в зеркало, ты похожа на папу. Будешь во всем счастливой, верная примета.

Я долго стояла перед зеркалом и думала о том, что ничего нет удивительного, обычная девочка. Два любопытных глаза и улыбка. Ой, какой симпатичный сарафанчик. Но,больше всего нравились брюки.

- Но девочки это не носят.

Говорила мама.

- Почему? В них удобно бегать и лазить по деревьям. Перепрыгивать через канавы. А шлепать
по лужам, ну тут уж и брюкам достанется.

Мама во многом потакала , жалела меня и оберегала от всех трудностей. Вечером
умытая в пижаме я прижималась к маме и просила, чтобы она рассказала  о том, что было на войне.

И она рассказывала. Когда я была маленькой, это были такие рассказы, чтобы не напугать меня. Когда выросла, рассказывала, как было по-настоящему. Это были удивительные вечера. Вся жизнь нашей семьи и все, что было до меня, удивляло и потрясало меня.

В такие часы она смотрела на маму и удивлялась, откуда в этой хрупкой и красивой женщине было столько силы, чтобы все эти трудности перенести. У меня самая сильная на свете мама.
 
Мама умерла рано, не дожив до семидесяти лет.  Ушла в вечность тихо. Проснувшись утром, она рассказала  сон.  Через несколько дней ей стало плохо. Было много врачей, и лишь один сказал.

- Все, она сдалась.

Стало страшно, было понятно, что это значит. Обычно веселая и разговорчивая мама стала тихой и задумчивой и лежала, прикрыв глаза, я брала ее руки и гладила их, целовала лицо.

- Знаешь,  ты не плачь сильно, тебе переживать нельзя доченька,  знай, мое время пришло, я скоро уйду.  Не мучайте меня, не надо меня колоть, это бесполезно.

Попросила она. За неделю до ухода в мир иной у нее отнялась речь. Был консилиум.  Сказали, что совсем скоро ее не станет . Речь вернулась вечером, когда все ушли, и мы с мамой остались одни. Вдруг она повернулась ко мне и сказала.

- Одевай меня. За мной пришли.

- Кто?

Спросила, испугавшись, а она указала на стену и сказала.
 
- Вот папа мой, твой дедушка, и мама моя – твоя бабушка и детки, которых я не уберегла в войну.

Я стала одевать ее и плакать.

- Наклонись ко мне и послушай, береги себя, я тебя люблю.
Потом она уснула.

Утром я вызвала доктора.

- Это не сон, сказал доктор, это кома.

Через два часа ее не стало. Она лежала умиротворенная со светлым и спокойным лицом, будто крепко спала.

Окружающие просили меня, но плакать я не могла. Будто каменная я провожала ее в последний путь без слезинки. Сил хватило, чтобы тихо повторять одно слово - "мама".

Мама, прошло много лет, но сих пор мне кажется, что мама просто уехала далеко и она жива. Она стоит передо мною высокая и худенькая, улыбается.

Сейчас спустя столько времени, она предстает  в моих воспоминаниях и мне кажется, что  вновь вижу ее большие,  удивительно красивые янтарные глаза  с  коричневым  ободком.  Высокий лоб и белые с  сиреневым оттенком локоны волос, обрамляющие   лицо.   Ее правильные черты лица  были не подвержены возрастным изменениям.   От нее исходил необычный свет и тепло и во всей ее манере говорить, и даже самом тембре голоса было что-то  особенное. 

Она была из тех женщин, которые до последнего мгновения своего пребывания в этом мире остаются красивыми.  Вероятно, это свет ее   души,  чистых мыслей и добрых дел отражался для этого мира. 

 
Я рассматриваю сохранившиеся фотографии, глажу  лица родителей, говорю им ласковые слова, плачу,  вспоминая слова мамы.

Жизнь состоит из мгновений, которые остаются в памяти навсегда. Далеко уплыла лодка  в море  жизни и берегов не видно, остались только воспоминания, словно сновидения. 

Штормит сегодня и в душе такое сильное стремленье держаться стойко и плыть к неведомому берегу, который Всевышний предназначил мне. Давно узнала смысл, происшедшего со мной. Подарком стал  мне час рассвета и созерцание луны. Тревожный сердца стук, все радости, сомнения души ушли, надеюсь это мудрости аккорд.  Познание того, что было и прошло и тихое согласье с тем, что будет впереди, когда тепло моей души, сомкнувшись с  вечностью, покоем станет.