Везение

Евгения Серенко
   Сколько лет мы с Джанет покупаем лотерейные билеты?  Лет восемь, не меньше. Каждую пятницу сбрасываемся по пять долларов, я покупаю билеты и отправляю ей e-mail с нашими цифрами. В пятницу вечером жду звонка: Джанет не ляжет, пока не дождется розыгрыша.
 
 - Я тебе сразу позвоню, - обещает она. – Такой радостью нужно сразу делиться!

   В том, что радость случится, она не сомневается.

   Каждую неделю мы покупаем лотерейные билеты.

   Я бы давно бросила это безнадёжное занятие... но как увижу прильнувшую к монитору Джанет...

 - Так... – раздумчиво говорит моя старая клиентка. - Сегодня в МАКС джекпот тридцать миллионов, а в Лоттарио – всего миллион.  Купи на пять долларов МАКС, и на пять - Лоттарио.  А может – купить два МАКСа?  Всё-таки тридцать миллионов – это пятнадцать тебе и пятнадцать мне. Тебе хватит пятнадцати миллионов? И мне в самый раз! Решено: на всю десятку покупаем МАКС!

   Каждую неделю мы покупаем надежду.

   Мы давно обсудили, что будем делать с огромным выигрышем: мне нужно купить... ой, да мне столько нужно купить! в стольких странах еще побывать! стольким добрым людям помочь! А Джанет мечтала о том, как отдаст половину выигрыша дочери, а сама купит билет и вернется в уютный поселок на Чевиотских Холмах Шотландии.

 - Никогда не была в Шотландии? – удивилась Джанет, когда я пришла к ней в первый раз. – Ты  даже не представляешь, сколько потеряла!
 
   Я смотрела на свою новую клиентку и еле сдерживала улыбку: сухонькая, рыженькая, вся в крyжавчиках, браслетиках и кулончиках...
 
 - Но ты не очень расстраивайся, – улыбнулась она, - я расскажу тебе о Шотландии.


   "Холмы Шотландии покрыты вереском.
   Крохотными бело-розовыми колокольчиками: подует ветер - они зазвенят.
   Давным-давно посмотрел Бог на суровую землю и задумался: чем же её украсить?
   Узорными листьями дуба? Но отказался дуб: не удержит слабая почва его могучих корней.
   Ароматной жимолостью? Грустно вздохнула жимолость: потеряет она аромат на скудной земле.
   Красавицей – розой? Задрожала от страха роза: погубят дожди и ветры её пышную красоту.
   Чем же её украсить?..

 - Мне нравится эта земля, - раздался тоненький голосок. – Нравятся скалы, дожди и туманы. Я укрою собой, как ковром, эту холодную землю.

   Выносливость дуба, очарование розы, медовый аромат жимолости – подарки, которые получил за храбрость неяркий бело-розовый вереск".


 - Правда, красивая легенда? – улыбнулась Джанет. – У нас много красивых легенд. О карликах-пиктах, гольфе и кёрлинге, килтах, нарциссах... да о чем только нет у шотландцев легенд! И привидения у нас – в каждом замке, но не обычные привидения, а всем привидениям привидения!

   Джанет рассказывала мне об Огненном Фестивале, о загадочных мегалитах; древнем тисе, в тени которого родился Понтий Пилат, О памятнике терьеру Бобби, четырнадцать лет просидевшему на могиле хозяина. О булавках на юбочках-килтах;  шевиоте и твиде; студентах, измазанных мыльной пеной в Изюмный понедельник ноября...
 
- Вот выиграем  миллионы, - мечтала Джанет, - и я уеду в Шотландию. А ты прилетишь на Пасху; мы поднимемся на колокольню и будем звонить. Ты звонила в колокола? А я звонила. На Родине. Когда была молодой.


***

   Я не любила пятницы. Мало сказать: «не любила» - я их терпеть не могла, потому что по пятницам после визита к Джанет меня ждал Теодор.

   Как-то я посчитала: из скольких разных стран приехали в Канаду мои клиенты или их предки? Получилось – из двадцати четырёх. Не все рассказывали о своей стране: кто-то не хотел вспоминать, кто-то просто не помнил.

  - Расскажи мне о Венгрии, - попросила я Теодора. – Что ты помнишь о ней?

  - О Венгрии? Помнить-то помню, мне ведь семнадцать было, когда я оттуда сбежал. Помню грязь. Булыжные мостовые. Цыган. Ничего хорошего я не помню, потому что там нет ничего хорошего.

 - Как это нет? – удивилась я. - А Балатон?
 
 - Балатон? Эта мутная лужа? Понастроили курортов, чтоб денег с туристов содрать!
 
 - А Хевизское озеро?

 - Что!? Да это еще страшнее! На Балатоне хоть радиацией не облучают, а на Хевизское приедешь здоровым – уедешь больным! В Венгрии нет ничего хорошего. И не может быть!

 - Даже кубик Рубика? – засмеялась я.

 - А что Рубик? Придумал игрушку для дураков! Там и думать не надо: крути и крути, глядишь – и получится!

   Всё было в Венгрии плохо: Токайское вино – кислятина, Ференц Лист – полная бездарь, праздник весны Фаршанг – лишний повод напиться.
   
 - Ты  подожди, - однажды сказал Теодор. – Я спущусь в магазин: лотерейки нужно купить, а то деньги почти закончились.

 - Ты уверен, что выиграешь? – удивилась я.

 - Конечно! Сама увидишь: я при тебе их проверю.


   Минут через десять он принес три билета Бинго. Монеткой удалил защитный слой и выиграл пятьдесят долларов. Второй билет не выиграл ничего, а третий принёс ещё двадцать.

 - Ну, убедилась? – спросил он горделиво.
 
 - Убедилась. Не иначе, ты знаешь секрет.

   
   Почти три года, что работала с Теодором, я убеждалась в его невероятном везении.
 
 - Послушай, - однажды сказала я. – Почему ты не купишь МАКС, например? С твоим-то везением, да не выиграть миллионы?

 - А зачем? – Он развёл руками: - У меня всё есть. А лишние деньги – только проблемы.


 - Нам бы такие проблемы, - мечтательно произнесла Джанет, когда я рассказала ей об ответе Теодора. – Нам бы такие проблемы... А может, он откроет тебе секрет?
 
 - Не откроет, - вздохнула я. – Уже спрашивала: нет, отвечает, мой секрет тебе не подходит.


   А потом настал день, когда я пришла к Теодору в последний раз: район, где он жил, переводили в другое Агентство.
 
 - За то, что ты столько лет терпела мои закидоны, - сказал он мне на прощание, - я открою тебе свой секрет. Скажи: ты кого-нибудь просишь помочь тебе выиграть?

 - Да, конечно.

 - И я прошу тоже. – Он помолчал. – Но совсем не того, кого просишь ты.

 
***

  -Ну, что, Джанет... поделился Теодор своей тайной. – И я слово в слово передала Джанет разговор с моим бывшим клиентом.

   Джанет поправила бусики, расстегнула и застегнула браслет, потеребила серёжку.

 - А знаешь, Юджиничка, поздно мне куда-то переезжать. – Она улыбнулась:

 - Да, кстати, я вспомнила ещё легенду о чудесной моей Шотландии. Ты знаешь, почему в её гербе – чертополох?
Не знаешь? Ну, слушай...