Матрос и баба

Зашихин Леонид
  В пятидесятых годах ещё продолжали использовать в качестве тягла быков вместо лошадей. Хотя, если их не хватало, запрегали выбракованных буренок. Да что говорить, сын пастуха Егора Раис всю зиму возил дрова на козле. Изготовил специальные сани, оглобли, маленький хомут, дугу - все, как для лошади. В Масленицу подвязывал колокольчик под дугу и катал по деревне малышню.

  Так вот. Был у нас бык по имени Матрос. Сначала он жил на ферме, как племенной, но после нескольких случаев нападения на женщин его кастрировали и перевели для хозяйственных работ.

  Это был очень большой бык, породистый. Палевой масти и с толстыми, не очень длинными рогами. Неимоверно сильный. Если на лошадях возили по три-четыре центнера грузов, то Матрос не чувствовал и девять-десять. Одна беда - телеги не выдерживали. Недостатком было у него и то, что продолжал ненавидеть баб и кидался на них зверски, если они подходили ближе пяти-десяти метров. А поскольку на ферме работают женщины, то его решили, как говорится, списать в обоз.

   Общеизвестно, что в деревне подростки начинают рано работать. Пошел в школу, и в летниние каникулы - уже работник. Кто гонял лошадей в приводе конной молотилки, кто боронил - дело всем находилось. Естественно, на лошадях было легче работать, чем на быках. Поэтому бригадир на разнарядке давал указание запрягать быков по очереди. Однажды дошел черед до меня запрягать Матроса и ехать в лес за дровами для фермы.

  Приехал в лес. Нагрузил готовых дров большущий воз. Увязал, как следует, и направился обратно. Разгрузившись на ферме, поехал на конный двор выпрягать и ставить Матроса в стоило. Тут-то и случилось непредвиденное. Когда я зашел спереди, чтобы рассупонить хомут, он меня поддел рогом за ремень штанов и давай крутить. Я заорал во всю ивановскую.

  Конный двор был на задах деревни. Крик услышали мужики и прибежали на двор. Меня отобрали, а быка отлупили вицами.

  Всё обошлось благополучно. Только с тех пор я стал заикой на всю жизнь. Особенно, когда волнуюсь.

  Только по прошествии лет я понял, почему Матрос решил меня на рога посадить. Мужчины и более взрослые парни при работе на быках, да и на лошадях тоже, пользовались бичами, сплетёнными из сыромятной кожи. Бич был круглым, как длинная змейка. В конце тонкой и постепенно утолщался к основанию, то есть к бичевищу. У меня такого бича не было. Поэтому за весь день работы я ни разу не ударил Матроса, а только подергивал вожжами и делал негрозное понукивание. И ещё. Парень я был не озорной, тихий - не матерился, не ругался, не курил. Видимо, Матрос решил; раз его не били, матюков не было, окриков тоже, а только сюсюканье, да подергивание вожжами, значит, это - баба. А в жизни разве не так?