Интервью с Дмитрием Мазуровым

Вячеслав Половинко
Актёр Дмитрий МАЗУРОВ, оперативник Паша Ткачёв из сериала «Пятницкий»:
«Наш сериал ориентируется на умного и думающего зрителя»

Киноактёр Дмитрий Мазуров за свои тридцать с небольшим лет снялся, если верить информации специализированных сайтов, в 55 картинах. Большая часть из этих проектов – телевизионные сериалы, но именно они сейчас, как ни крути, растят новых кумиров. Огромную популярность Мазуров приобрёл после сериалов «Пятницкий» и «Пятницкий. Глава вторая», где блестяще исполнил роль опера Паши Ткачёва – бесшабашного, смелого и очень весёлого. Правда, на встрече с В.И.П. в модном московском торговом центре он улыбался не очень много. Разговор шёл на разные темы, но так или иначе всё равно скатывался к «Пятницкому», поэтому к концу интервью корреспондент уже перестал понимать, кто перед ним – актёр Мазуров или опер Ткачёв.

«Пятницкому подошло бы такое понятие, как социальная драма»

«Пятницкий» можно назвать трагикомедией?

- Трагикомедией… (на секунду задумывается). Ну, знаешь, я так скажу про своего персонажа Пашу Ткачёва – трагикомедия полная. Но «Пятницкому» сегодня больше подошло бы такое понятие, как социальная драма. Всё, что происходит в «Пятницком», довольно близко зрителю, почему они, собственно, и «подсаживаются» на этот сериал. Всё это можно увидеть на улице – такое ощущение, что подглядели, подсмотрели эти ситуации. Так что это настоящая социальная история с долей романтизма, но опять-таки романтизма такого, приближенного к жизни. Особенно ничего такого выдуманного нет: никто целенаправленно не писал комедию или трагедию и не «рвал» шекспировские страсти. «Пятницкий» - это на 90% правда с долей комизма и трагизма. И в этом очень большой плюс этой истории.

- Паша Ткачёв – это герой сегодняшнего времени или всё-таки проходной персонаж?

- Слово «герой», как мне кажется, очень обязывающее. Обязывающее и очень громкое. В принципе, если спросить сейчас самого Ткачёва, герой он или нет, то ответ будет примерно такой: представление для общественности, показуха, излишний героизм – это всё недопустимо. Они со своим коллегой Ромой Савицким оперативники, они – менты и работают под прикрытием. Да, поступки, которые им приходится совершать в силу специфики их профессии, можно назвать героическими, но сами ребята к этому относятся как к чему-то, что «между прочим».
Вообще, я не очень понимаю, что такое «герой». Когда говорят «герой нашего времени», я всегда вспоминаю лермонтовского Печорина. Но ведь он очень романтизированный персонаж художественной литературы, и к нашему сериалу подобная терминология не очень подходит. А вообще героизм лучше всего описать фразой [английского философа Фрэнсиса] Бэкона: «Любовь к Родине начинается с семьи». И если говорить о герое сегодняшнем, то для меня лично это, прежде всего, человек, который несёт стопроцентную ответственность за свою семью, за своих друзей и близких, и человек, который пытается жить и зарабатывать честно, не делая при этом какой-то подлости и гадости. Наверное, сегодняшний герой – он таков.

- Согласен с тем, что таких героев сейчас мало?

- Да, наверное, согласен. Но такие люди есть, и, значит, не всё потеряно. Добро победит зло (улыбается).

«Все указания Зиминой основаны на принципе взаимовыручки»

- Ты сказал, что «Пятницкий» на 90% состоит из правды, и это привлекает людей. Но это же, насколько можно судить по разным кинофорумам, пугает и даже злит. Нет ли ощущения, что, показывая правду, можно, наоборот, взрастить в зрителе агрессию? Раньше же всё было понятно: сугубо положительный герой, сугубо отрицательный персонаж. А теперь всё перемешалось, да ещё к тому же и недостатки этой жизни все показаны на экране.

- Понимаешь, здесь ведь всё равно есть художественный момент. «Пятницкий» - это же не докудрама. И мы в принципе так или иначе ориентируемся на умного и думающего зрителя. Вряд ли сериал сможет послужить примером для каких-то мальчишек, у которых ветер в голове и которые подумают, что это очень правильно – собрать свою команду и ходить карать преступников. Это не так просто сделать. К тому же, пускай поступки наших героев очень смелые и не всегда вписываются в рамки закона, но они всё-таки полицейские и в своих действиях руководствуются принципом «справедливость должна восторжествовать». Да и вообще, поймите меня правильно, но тот же любимый всеми фильм «Крёстный отец» - какой хороший пример нам там показали? Это же ужас, это «семья», это мафия. Но при этом мне кажется, что все бандитские группировки организовались не от того, что показали этот прекрасный фильм. Наоборот, кино уже снималось с осознанием того, что существует некая организация, некая «семья». Так что и «Пятницкий» вряд ли кто-то воспримет как руководство к действию. А если уж говорить о телевидении вообще, то меня пугает полный дебилизм многих шоу – того же «Дом-2». Уже целое поколение вырастает на этом, и им уже не объяснишь, кто такой «герой нашего времени». Для них герои – это участники «Дом-2», этот сделанный из людей зоопарк. Но это я уже далеко ушёл, конечно, а возвращаясь к вопросу: отрицательным примером сериал точно не станет. Я даже надеюсь, что многие поймут: против силы всегда найдётся сила, потому что добро должно быть с кулаками.

- Про параллели с «Крёстным отцом» создатели «Пятницкого» как раз таки очень открыто намекнули, что Зимина (центральный персонаж сериала «Пятницкий» в исполнении Виктории Тарасовой - прим. авт.) постепенно превращается в «крёстную мать». Кстати, подсознательно для многих ведь до сих пор не очень привычно то, что начальником может быть женщина. Чувствуете себя на съёмочной площадке разрушителями устоев?

- Ну, Зимина же появилась ещё в сериале «Глухарь», и у зрителя уже был сложившийся образ начальника ОВД. Но когда я появился на съёмочной площадке и у нас были первые совместные сцены, я ощутил: Зимина настолько реальна и правдива и настолько правдоподобно совершает все поступки, что даже мысли о том, что это начальник-женщина, не возникает. Мне кажется, что это очень интересно, потому что женщина на этом месте должна быть, грубо говоря, мужиком: крепкой, строгой, без эмоций. Но прежде всего – самое поразительное! – она при этом должна оставаться женщиной. Это такой своеобразный нонсенс, но в этом ведь и вся фишка, весь интерес.

- На что можно пойти ради такого начальства? По сериалу, ведь и дела приходится разваливать и тому подобное.

- Мы сейчас опять попытаемся в систему ОВД «Пятницкий» войти. В конце [второго сезона], как ты заметил, Зимина разговаривала с Савицким и заметила, что они все тут – как одна семья. На что Рома заметил, что семья на одном итальянском диалекте звучит как «мафия». Понятно, что к этим словам нужно относиться с юмором. С другой стороны, есть ситуации, когда Зимина спасает нас, выручает, покрывает, а мы в ответ выполняем какие-то её указания, понимая, что это не совсем правильно. Как в случае, когда нам нужно было взять и взорвать машину, а в результате человеку ноги взяло и оторвало. Но если копнуть поглубже, [то получается, что] это несчастный случай, и такое может произойти с каждым. Приказ-то был припугнуть, и я, например, в этом ничего такого не вижу, если люди прут без страха и упрёка, и им плевать на всё. Таких надо ломать и – я считаю – уничтожать. Но даже при этом все эти указания – это своеобразная взаимовыручка, это, помимо работы, человеческие отношения. Так что дело не в системе «начальник-подчинённый». Без тонкого инструментария человеческих взаимоотношений вообще ничего не получится.

«Зритель – не дурак»

- Отойдём от «Пятницкого» немного. Сейчас некоторые театральные корифеи с прискорбием сообщают о том, что современный театр в кризисе, и зритель стал не тот, а то его и нет вообще. Поделись своим мнением по этому поводу.

- С тем, что в театрах нет зрителя, я не согласен. Он есть. Вопрос в том, что сейчас появилось очень много театров, очень много постановок, очень много режиссёров и очень много артистов. Качество переросло в количество. Есть крупные театры – театр Петра Фоменко, «Табакерка», «Современник», МХАТ – в которых зрителей всегда много, цены, скажем так, сумасшедшие – и это всё прекрасно. А вот многие театры – я не совсем понимаю, зачем они нужны. Половину их, с моей точки зрения, позакрывать надо. Я сам к театру отношусь с позиции «Служить готов, прислуживаться – тошно». Повернётся в моей творческой судьбе так, что появится театр, в котором я захочу играть, и будут интересные постановки – с удовольствием буду посвящать этому своё время. Сейчас я иду немного по другой стезе – и абы чем и абы как в душной гримёрке я заниматься не хочу.

- Извечный русский вопрос: актёр должен подстраиваться под зрителя или зритель должен расти до актёра?

- Актёром должен быть профессиональный человек. Как говорили мои педагоги, если на сцене один играет хорошо, а остальные расслаблены, или, наоборот, кто-то считает: все нормально тянут постановку, а я тут похожу так, всё равно меня не видно – спектакль не сложится. Зритель – не дурак, и он всё это чувствует. Поэтому если артисты будут выполнять свою работу с полной отдачей, да и вообще театр выполнит свои функции на 100%, тогда зритель прекрасно поймёт смысл. А не поймёт – не надо ему объяснять ничего. Он придёт в следующий раз, чтобы понять. Есть ведь очень сложные постановки. Но интересные! Это так же, как в музыке или живописи – кому-то понятно, и он кричит: гениально!; а кто-то говорит: я что-то не понял, может, мы не так картину повесили?

«Наши герои не раскрылись ещё даже на 50%»

- Прошу заранее меня извинить, но я ваши с Андреем (Андрей Сорока, исполнитель роли напарника Паши Ткачёва – прим. авт.) показал нескольким девушкам, и все как одна заявили: ты – воплощение этакого мачизма, а Андрей – более интеллектуальный. Какой из этих типов в сегодняшней жизни может быть более успешным?
 
- Сегодня более успешным типом, у которого всё комильфо, может считаться, наверное, Фомин (персонаж Сергея Гурьева в «Пятницком» - прим.авт.). Вот персонаж – он, в принципе, и в трудную минуту не подведёт, на него можно рассчитывать. Но и его умение приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам, которые подбрасывает ему жизнь, у него идеальное. Я думаю, такой «Фомин» нигде бы не пропал, ни в одном городе. Даже не обязательно ему быть в столице: окажись он в Африке – он бы и там не пропал. А относительно Ткачёва и Савицкого… Задумка была в том, что один из них – старший товарищ, а другой – младший. Соответственно, если бы старший товарищ был бы более раздолбаистый, и его постоянно несло бы по жизни куда-нибудь, а младший, наоборот, был бы более организованным и надел бы очки для виду – это казалось бы менее правдивым. То, что Рома выглядит более интеллектуальным, я понимаю. Его реплики, репризы, высказывания – они все достаточно умные. А поступки Ткачёва – они больше от сердца идут.

- «От сердца и почек…

-  …дарю вам цветочек», да. Один действует умом, другой – сердцем. Они друг друга дополняют. Я ни в коем случае не сравниваю «Пятницкий» с мировым кинематографом, но возьмите, к примеру, «Смертельное оружие». Старший напарник поступал больше по уму, а младший – так, как подсказывало сердце. Это классический дуэт. А что касается дня сегодняшнего, то молодость, азарт и безбашенность могут помочь добиться успеха. Главное – не пуститься во все тяжкие. С другой стороны, холодный расчётливый ум тоже всегда пригодится. Два типа вполне могут сосуществовать параллельно.

- Чем и когда должен заканчиваться хороший сериал?

- Как из-за обеденного стола нужно вставать немножко голодным, так и в кино, и в театре нужно заканчивать так, чтобы не было ощущения: всё, я больше не могу, зачем я это делаю. Нужно, чтобы у зрителя оставалось чувство какой-то недосказанности: ну, дайте, дайте ещё немного! Надо, чтобы вот этот мостик оставался недостроенным, чтобы зрители тянулись к сериалу и, возможно, его пересматривали. А для актёров… Вот у меня не было такой работы, чтобы я думал уже, что дальше невозможно работать. И, если вернуться к «Пятницкому», то есть очень многое, что можно сказать, и наши герои не раскрылись ещё даже на 50%.

Санкт-Петербург - Москва
Фото из архива Дмитрия Мазурова

Справка
Дмитрий МАЗУРОВ
Родился 13 апреля 1981 года.
В 2002 году окончил Новосибирское театральное училище (мастерская А.С.Кузнецова, Т.Н.Кочержинской), а в 2004 году - ВГИК (мастерская В.М.Соломина, А.С.Ленькова).
Телеведущий программы «Кино-кухня» на канале «Sony Entertainment Television».
Снимался в сериалах «Пятницкий», «Пятницкий. Глава вторая», «Карпов», «В лесах и на горах», «Доктор Тырса», «Лабиринты любви», «Два билета в Венецию», «Опера. Хроники убойного отдела» и многих других.
Воспитывает двоих сыновей.

Фото и видео - http://vk.com/public61533830