Джамбул. Министр Ханжин. Смерть в ссылке...

Валерий Анипко
                Каждый из нас наверняка помнит, как он впервые пошёл в школу…  Ну, не забывается этот день, сколько бы лет человеку ни было… И первую учительницу свою помнит, и как в пионеры принимали… И я помню… А ещё помню тот день, когда мне в 14-летнем возрасте вручили удостоверение внештатного корреспондента областной газеты… Это было 16 декабря 1961 года… Как раз за месяц до этого мой снимок с демонстрации в честь 44-й годовщины Великого Октября в газете напечатали…

                А я тогда ходил в Дом пионеров в кружок юнкоров, и сразу 7 ноября пошёл в его фотолабораторию плёнку проявлять… Потому как руководитель кружка  дал нам всем поручение сделать на демонстрации как можно интересные снимки… Так вот, проявил, напечатал несколько, и накатал их на зеркальные пластины, чтобы они высохли и отглянцевались… А сам закрыл лабораторию, отдал ключи на вахте и домой пошёл…  После 7-го ещё два дня отдыха было, а мы с отцом на рыбалку собирались… Только с рыбалки приехали, а мама нам сразу газету  "Коммунист" (она через год стала «Знамя труда») показывает, где рассказывается о прошедшей демонстрации и под одним снимком моя фамилия напечатана… Смотрю – точно, это моя фотография… Но я же её в фотолаборатории сохнуть  оставил…?...

                Оказалось, что у фотокора газеты что-то там с аппаратом случилось, и он ничего не снял… Кинулись выяснять, кто ещё фотографировал, и наш руководитель кружка помчался искать всех, кто у него занимался… Забрал кое у кого плёнки, пришёл в Дом пионеров проявлять, а там мои лежат готовенькие… Причём, я ещё и в фотоувеличителе плёнку забыл… Он её и мои фотки схватил, побежал в редакцию, там ещё пару приличных на других плёнках нашли – в общем, вышла газета…  А так как мой снимок оказался лучшим – то он и попал на первую полосу…  Потом ещё из «Казахстанской правды» позвонили, чтобы они поездом отправили информацию о праздновании 7-го ноября и пару фотографий для публикации  в республиканской газете…  И в ней мою фотку напечатали…

                Я, конечно же,  ходил гордый и счастливый… И как раз 16 декабря в класс зашёл завуч, забрал меня с уроков и сказал, чтобы я летел в редакцию… Когда примчался туда, то там мне торжественно вручили удостоверение внештатного корреспондента областной газеты… Представляете мои чувства…?... В школу, конечно, после такого я уже не собирался… Притом, что наш сосед, старейший журналист Иван Антонович Папашенко, сказал, чтобы я его подождал – домой вместе пойдём… Дождался, пошли… Но он почему-то выбрал дорогу не напрямик, а по улицам Сулейманова, Колхозной, 50 лет Октября…

                - Иван Антоныч, а чё не по Горького – так же мы большой угол дадим…?...
                - Нам с тобой ещё в одно место нужно зайти… Ты, случаем, покойников не боишься…?...
                - Да, вообще-то, не очень…
                - Сегодня одного человека хоронят, я его знал, попрощаться нужно… Это ненадолго…

                Мы дошли до нужного переулка, свернули и подошли к дому… Ворота были открыты, во дворе стояло несколько престарелых бабушек и дедушка… Я замялся, но Антоныч взял меня за плечо и повёл в дом… В небольшом  зале посредине стоял гроб, оббитый  чёрной материей… Почему чёрной – обычно же красной материей оббивают…?... Рядом на стульях сидели две женщины в чёрных платках и двое мужчин… Ещё я обратил внимание, что на стенах висело много старых, вернее – даже старинных фотографий… На усопшего, честно говоря, я старался не смотреть…  Хотя заметил, что он был с большими усами и тоже очень стар… Мы постояли, Антоныч перекрестился, чему я очень удивился – ведь он же работал в самой областной газете…!... Мужчины встали, подошли, пожали нам руки, о чём тихо поговорили с Антонычем… Так вот, когда они встали, то на тумбочке, которую они загораживали, стали видны две красные бархатные подушечки с наградами… И они все были дореволюционные  - кресты, банты, звёзды с блестящими стекляшками… Откуда я это знал…?... Так я у своего прадеда такие видел – он же у меня Полный Георгиевский кавалер…!...

                Вышли на улицу… И тут же подошла грузовая машина, которая задом заехала во двор… Из неё вышли двое мужиков, открыли задний борт и сняли с кузова два стула… Около бортов стояли скамейки… Потом они зашли в дом, и уже вчетвером, вместе с теми двумя, вынесли гроб, поставили на стулья… Всё это молча… На других похоронах оркестр был, а здесь как-то всё тихо и горестно-зажато…  Ещё постояли, затем приподняли и задвинули гроб в кузов… Следом туда же стали взбираться женщины и дряхлые бабульки, которые были во дворе, когда мы пришли, дедок и эти двое мужчин… Всё… Машина медленно тронулась, мы прошли за ней до начала переулка…  Потом она выехала на большую улицу, свернула и немного набрала скорость… Мы с Антонычем подождали, пока она не скрылась с глаз, и пошли в сторону дома…

                - Иван Антоныч, кто это…?... Мне показалось, что это какой-то белогвардеец… Вы царские кресты на подушках видели…?...
                - Я тебя сразу хочу попросить, чтобы ты о том, что мы здесь были, никому не говорил…  А человек этот – генерал и бывший военный министр… Его в 55-м, после того, как он 10 лет в лагере отсидел, сюда к нам сослали…
                - Как это никому…?... Отцу-то я обязательно  скажу… А потом мне в комсомол вот-вот вступать…
                - Если узнают – уже точно не примут… Так что - лучше молчать… А человек этот честный, и до самого своего конца был верен присяге, которую Отчизне давал… Пусть это было до революции, но Родина-то у него та же осталась…
                - Впутали Вы меня, Иван Антоныч…
                - Ты, когда в комсомол будут принимать, скажешь, что тебя в церкви крестили…?...
                - А Вы откуда знаете…?...
                - Вот и я прошу – не надо никому говорить… Ни ты, ни я – ничего плохого не сделали… Вырастешь – поймёшь… 

                …Дома, пока родителей не было, я весь измучился… Ёлки, такой день…!... С сегодняшнего дня  - я корреспондент газеты… Да ещё сказали, что и из республиканской тоже такое удостоверение пришлют… То-то я думал, с чего это наш руководитель кружка стал меня слишком часто фотографировать…  Это ж теперь любая девчонка со мной дружить не откажется… А если узнают, что я на похороны белогвардейских генералов хожу… Всё, хана… И ни в комсомол меня не примут, и ребята-девчата даже разговаривать не будут… Ну, блин, Иван Антоныч… А с другой стороны, ни я, и никто другой же до сих пор не знал, что он с ним дружил… Может и обо мне никто не узнает…?...  Ладно, батя с работы придёт – с ним посоветуюсь…

                Вечером мои домашние, конечно, все восторгались, поздравляли, отец даже петуха зарубил – у нас их несколько штук подросли… Мама лапшу сварила – в общем праздничный ужин… Мне отец даже вина немного плеснул… Потом мы с ним посидели, поговорили… Ну, и в конце концов, я решился и рассказал ему о старом генерале-белогвардейце… Он сразу встал, ушёл, о чём они там с Иван Антонычем толковали – не знаю, но после этого я заметил, что отношения у них сильно  испортились…  А меня он успокоил, что «ничего страшного, просто распространятся об этом не надо…»…  В комсомол я поступил, летом с дядей на уборку хлеба съездил, потом работать пошёл и в вечернюю школу перевёлся…  В редакции меня хвалили за заметки, которые я приносил, печатали и их, и фотографии к ним… Между прочим, тогда неплохие гонорары за статьи платили, так что я старался побольше и почаще о чём-нибудь материалы писать…

                С Иван Антонычем мы особенно первое время не общались, но прошло время и всё встало на места… Он меня многому в журналистской работе чему научил… Кстати, рассказал он и  подробности своего знакомства с Михал Василичем Ханжиным – тем самым генералом… И всё время мне вбивал, что люди дают присягу верности не властям и партиям, а своей стране,  Родине и народу… И что те самые белогвардейцы, о которых в школах нам как о врагах народа говорят, тоже присягали России и родной земле… Царь когда отрёкся, то тем самым освободил их от присяги себе… А Отечество-то от них не отрекалось.. И потому боролись они с советской властью за идеалы, в которые верили… Была бы не советская, а скажем социал-демократическая, или ещё какая власть – они бы и с ней так же воевали… И что мне, как теперь уже молодому журналисту, нужно об этом знать и хоть немного разбираться… 

                Потом я уехал учиться в ВУЗе другого города, после него служил в армии, вернулся в родной город,  работал в комсомоле, в редакции, даже в Аэрофлот меня временно направляли… Потом опять редакция, перестройка и крах советской власти, преподавательская деятельность, выезд в Россию, снова журналистская работа…  И вот теперь на пенсии я и думаю – а ведь прав был Иван Антонович… И мой отец был прав, когда несмотря на требования вступить в партию, а на должности, которой он работал, должен был быть обязательно коммунист, он так в неё и не вступил…  И умерший в ссылке в Джамбуле Михаил Васильевич Ханжин – генерал-лейтенант, военный министр у Верховного Правителя России и, кстати до этого известного океанографа, трижды совершившего кругосветные путешествия, адмирала Александра Васильевича Колчака – тоже был прав…

                …А вот о себе, что всегда был прав, даже несмотря на одну из полученных наград – Орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского - я бы этого не сказал…



                P.S. Краткие исторические данные из Интернета:


ХАНЖИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ… Родился 17.10.1871г. в семье казачьего офицера Оренбургского войска… В 1890г. окончил Неплюевский кадетский корпус в г. Оренбург, в 1893-м -  Михайловское артиллерийское училище,  выпущен хорунжим в конно-артиллерийскую бригаду Оренбургского казачьего войска... С 01.07.1896г. – сотник,  а 17.12.1897г. уже в чине поручика переведен в 6-ю резервную артбригаду... Поступил и в 1899г. с отличием окончил Михайловскую артиллерийскую  академию (по 1-му разряду), получив звание капитана с переводом в Туркестанскую артбригаду…

В 1903 г. окончил Офицерскую артиллерийскую школу с назначением командиром 4-й батареи 36-й артбригады  и присвоением звания подполковника…  Участник русско-японской войны 1904-1905гг… в качестве командира 4-й батареи 3-й Восточно-Сибирской строевой артбригады…  За боевые отличия при отражении атак неприятеля 17-18.08.1904г. под Ляояном и 25.02.1905г. под Фушунок военным приказом от 19.09.1907г. награжден орденом Св. Георгия 4-й степени…  Позднее участвовал в работе комиссий по реформированию Русской армии, за что удостоился Высочайшего благоволения... В 1909г. назначен командиром 1-го дивизиона 42-й артбригады с присвоением звания генерал-майора… 

В 1913г. побывал с военной миссией во Франции, награжден французским орденом Почетного легиона… С с 19.02.1914г. - командир 19-й артбригады, участник мировой войны… В сражениях проявил себя в командовании ни только артиллерийской бригадой, но и 19-й пехотной дивизией… За бои 07.07.1915г. награжден орденом Св. Георгия 3-й степени, а за бои 11.01.-23.01.1915г у Меволавочей - Золотым Георгиевским оружием…. С 31.07.1915г. - командующий 12-й пехотной дивизией…   За Луцкий прорыв удостоен звания генерал-лейтенанта , 19.12.1916г. назначен инспектором артиллерии армий Румынского фронта...

После Февральской революции 14.04.1917г. получил назначение инспектором артиллерии при штабе Верховного Главнокомандующего, после Октябрьской революции  - подал в отставку, жил одной из казачьих станиц Оренбуржья... В июне 1918г. вызван на службу в войска Временного Сибирского правительства и получил приказ на базе формируемой им 7-й Уральской пехотной дивизии сформировать Уральский корпус... С 08.06 по 24.12.1918г. - командир Уральского армейского корпуса … После утверждения адмирала А.В. Колчака Верховным Правителем России и в связи с реорганизацией войск, назначен командующим Западной армией... За успешные действия армии в ходе весеннего наступления белых в 1919г. к реке Волге 20.04.1919г. пожалован чином Генерала от артиллерии…

06.10.1919г. назначен военным министром в правительстве А.В. Колчака... Оставался на этом посту до 04.01.1920г… В условиях эсеро-меньшевистского восстания Иркутске декабре 1919г. – начале января 1920гг. вместе с другими членами Правительства отправил телеграмму А.В.Колчаку с предложением отречься от власти в пользу генерала А.И. Деникина... В период переговоров в Иркутске о передачи власти эсеро-меньшевистскому «Политцентру» вынужден был в одном из эшелонов иностранной военной миссии выехать в Китай, а затем в Корею, г. Дайрен...

С 29.08.1928 по 19.06.1930гг. - начальник 9-го Дальневосточного отдела Российского отдела военнослужащих (РОВС)... С 01.10.1933г. работал в исследовательском отделе ЮМЖД (Южно-Маньчжурская железная дорога)... Создал Попечительский Совет по охране и приведению в порядок Порт-Артурского и других русских военных кладбищ в Маньчжоу-Го и Квантунской области, с 12.08.1935г. являлся первым его председателем…  После объявлении войны Японии и занятия советскими войсками Маньчжурии 15.09.1945г. был арестован в Дайрене органами СМЕРШ... Решением Особого совещания при МГБ СССР приговорен к 10-летнему тюремному заключению, отбывал срок  во Владимире и Ухте... В 1954г. амнистирован,  однако до 1955г. находился в тюрьме г Ухта в Коми АССР… После освобождения сослан в Джамбул, где в возрасте 90 лет умер 14.12.1961г… Реабилитирован посмертно в июне 1992 года…

Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1905); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1907); Св. Георгия 4-й ст. (1907); Св. Владимира 4-й ст. (1912); французский Орден Почётного легиона (1913); Св. Владимира 3-й ст. с мечами (1915); Св. Анны 1-й ст. с мечами (1915); Св. Станислава 1-й ст. с мечами (1915); Св. Георгия 3-й ст. (1915); Георгиевское оружие (1915)...

...За всё время Первой мировой войны награду в виде Георгиевского оружия получили только восемь человек…


.....ПОСЛЕДНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ - после прочтения данного материала группа энтузиастов Джамбула (ныне - Тараза) в апреле 2015 года нашла могилу генерала Ханжина...

А вот что мне из Джамбула-Тараза недавно сообщила одна их этих энтузиастов Наташа Гончарова:
"ЛЕТОМ 2017 ГОДА - ВНУЧКА ГЕНЕРАЛА М.В.ХАНЖИНА - МАРИНА ХАНЖИНА ПЕРЕВЕЗЛА ПРАХ СВОЕГО ДЕДА В Г. МОСКВА. ПЕРЕЗАХОРОНИЛИ ГЕНЕРАЛА НА ХОВАНСКОМ КЛАДБИЩЕ. ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ ГЕНЕРАЛА (А ИХ У НЕГО ОЧЕНЬ МНОГО) СЛИШКОМ ПОЗДНО ОБ ЭТОМ УЗНАЛИ. ПРОСТО ОНА НИКОМУ, ЧТО БУДЕТ ПЕРЕЗАХОРАНИВАТЬ ГЕНЕРАЛА, НЕ СКАЗАЛА. И У НАС В ТАРАЗЕ НИКТО ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЛ..."
Валерий Анипко  24.01.2018 - "Наташа, да ты что.?! Уж тем-то, кто впервые за десятки лет молчания о нём, рассказал о жизни генерала в Джамбуле на всю страну, и уж тем более тем, кто нашёл место его последнего упокоения и ухаживал за его могилой и приносил на неё цветы - можно было бы и сказать..."
Наталка Гончарова 24.01.2018 - "Да Валера. Как ни странно, но мы узнали об этом слишком поздно. Я сразу же связалась с Наташей - правнучкой генерала, но и она тоже узнала об этом, когда М.В.Ханжина уже перезахоронили. Могла бы уж и своих, да и нас Марина  оповестить. Но увы..."