Ноша

Ирина Винтер
После того, как Саня побывал с отцом на этом “клевом” месте, он стал частенько ездить сюда на лодке на рыбалку. Рыба здесь действительно клевала, как нигде, ведро всегда наполнялось до отказа чебаками, окуньками, подъязками, “сопливыми” ёршиками. Иногда везло: могла попасться довольно большая щука, а то и, самая из самых, – стерлядка. Санька так приобщился к рыбалке, что это занятие стало чуть ли не смыслом его жизни.
Однажды он, как всегда рыбачил на своем заветном месте. В очередной раз, закинув удочку, он не смог вытащить леску из воды. Саня полез в воду, чтобы отцепить крючок. К его удивлению крючок зацепился за сеть, расставленную браконьерами. Так случилось, что крючок мальчишка не отцепил, а сам нечаянно запутался в сети. Спасло его, наверное, только чудо.
Рыбу на сеть ловить строжайше запрещалось. Стерлядь, осетр, судак, сом, нельма – эта рыба охранялась законом. Но браконьеры были, есть и будут. Санька, конечно, слышал об этом, но в силу мальчишеского ума, не сильно вникал во взрослые дела.
Как-то он отправился на рыбалку с самым рассветом в теплый июньский день. Но к его удивлению там уже находился один рыбак, мужчина лет пятидесяти. Он деловито вынимал из воды сети полные крупной рыбой. Санька расположился неподалеку и начал прямо с лодки рыбачить. Вдруг он услышал грозный окрик дядьки:
- А ну, пошел отсюдова, сопляк.
- Я же вам не мешаю, - ответил Санька.
- Пошел, а не то сейчас надою по соплям.
Но Санька упрямо сидел в своей лодке и не трогался с места. Мужик вытащил сеть на берег, закрепил ее и решительным шагом, сквернословя, направился к лодке Саньки. Мальчишка насторожился, если будет бить, надо обороняться.
Дядька, как был в длиннющих сапогах, в одежде, полез в воду – к лодке. Санька взял в руки весло, напружинился, как зверек.
- Не подходи! - заорал он.
- Ах, ты, паршивец, прибью, - засипел от злости мужик.
Когда он поравнялся с лодкой, мальчишка со всей силой ударил мужика по голове тем местом весла, где находилась железная уключина. Браконьер как-то неуклюже замахал руками, дико уставился вытаращенными глазами на мальчишку и вдруг всей своей большой массой рухнул в воду лицом вниз. На воде, возле дядькиной головы, появились розовые расплывы – кровь. Санька испугался.
- Дяденька, встаньте! - разревелся Санька.
Но мужчина не вставал, его тело несколько раз дернулось в конвульсиях, и течение помаленьку начало сносить его дальше от берега.
Трясясь от нервного перевозбуждения, поскуливая, Санька смотал удочку и загреб прочь от ужасного места...
Переполох в поселке начался на следующий день. Искали долго, но кроме лодки и сети с рыбой ничего не нашли. Так и осталось загадкой, каким образом мог пропасть человек с большим рыбацким стажем. А Саня носит тяжелую ношу в душе вот уже больше тридцати лет...
Ирина Винтер-Дьяченко, 2000 г.
Рассказ опубликован в городской газете «Досье» в рубрике «Документальный рассказ» - Павлодар, 28 апреля 2006 г.; в журнале «Нива» - Астана, № 3, 2005 г. в рубрике «В семейном кругу».