Автор закрыл свою страницу

Яков Каунатор
"АВТОР  ЗАКРЫЛ  СВОЮ  СТРАНИЦУ"
“… Но он талант… Он эрудирован… Он владет четырьмя языками… У него переводы с английского… Он переводил Байрона… И Лорку… Это с испанского… Вот смотрите, слушайте… Это талант…
Она неловко подбородком, потому что левая рука была занята, раскрыла верхнюю тетрадь и начала читать негромко, очевидно наугад, то, что оказалось перед глазами: «Дитя у тебя родится прекрасней ночного ветра. Ай, свет мой Габриэлильо! Ай, Сан-Габриэль пресветлый! Я б ложе твое заткала гвоздикой и горицветом. С миром, Анунсиасион, звезда под бедным нарядом! Найдешь ты в груди сыновьей три раны с родинкой рядом. — Ай, свет мой, Габриэлильо! Ай, Сан-Габриэль пресветлый. Как ноет под левой грудью, теплом молока согретой!… Дитя запевает в лоне у матери изумленной. Дрожит в голосочке песня миндалинкой зеленой. Архангел восходит в небо ступенями сонных улиц. А звезды на небосклоне в бессмертники обернулись!»*
* Перевод А. Гелескула.
Дежурный смотрел на женщину все с большим изумлением, потом лицо его потемнело, потом налилось густой краской, и он впал в тот страшный гнев, который чрезвычайно редко нисходит на людей добрых и незлобивых, но который особенно бывает страшен у таких людей в те минуты и подлинные причины которого не вполне понятны ни им, ни окружающим.
—Сука,— закричал дежурный и, выбив тетради у женщины из рук, наступил на них ногой,— использовать меня хочешь… Подсунуть филькину грамоту…
Женщина, тоже словно потеряв страх и обезумев, упала на колени и стала с силой выдергивать тетради из-под ноги дежурного”
(Фридрих Горенштейн, "Искупление")


Среди множества всяких случайностей, подстерегающих  нас едва ли не ежедневно, есть не столь уж частые, и большей частью - приятные. Речь идёт о встречах. Совсем, как в том полузабытом романсе: "Вчера я встретил вас случайно..." Как замечательно, что здесь, в "Прозе.ру", едва ли не ежедневно сталкиваюсь с этой "случайностью", встречаюсь замечательными авторами. Всегда полагал, что человек - это особая вселенная, И каждая новая встреча - это открытие вселенной.
Вот таким открытием вселенной стала для меня встреча с Автором - Майя Уздина. Её вселенная - это особый мир, мир литературы и писателей. В её очерках о писателях всегда присутствует не просто "быто- или жизнеописание", в очерках раскрывается духовная основа творчества.
Казалось, бы, и имена её героев знакомы чуть ли не со школьной скамьи, но за каждой биографией Майя Уздина находит нечто новое. А сколько имён забытых, полузабытых восстановлено, реставрировано ею для нас! А сколько новых  для нас, талантливых имён, открыто ею здесь, на сайте "Прозы.ру". И благодаря ей, повторяю: "Вчера я встретил Вас случайно.." Благодаря ей познакомился со многими авторами. Есть такое слово - подвижничество. Означает активную деятельность по продвижению чего-либо. Стрaница Майи Уздиной - это подвижничество в области Просветительства.
"Автор закрыл свою страницу". И - точка... Что ж, имеет право. Или основания...
Помнится, когда-то было популярно анкетирование: "Какой цвет Вы любите?"; "Какую черту характера Вы цените?" и так далее. С тех самых времён и по сей день среди черт характера, мною не приемлемых - хамство и зависть. Казалось бы - зависть безобидна... Но именно она, "чёрная зависть" толкает человека на подлость, на предательство, на хамство.
Есть такая профессия - бдить. Внешне неприметная, но, говорят, очень необходимая. И говорят, даже "творческая", и не каждая особь способна для такой профессии, говорят, особый  дар нужен, особый нюх. И называют этих трудяг на ниве идеологии и просветительства - бдунами, от слова "бдить".Помнится, был в своё время ну очень Большой Бдун, звали Михаилом Сусловым. Тот самый, который ответствовал Василию Гроссману: "Я вашу книгу не читал, но знаю, что она вредная. И через 200 лет она не будет издана!" И кто помнит секретаря по идеологии Суслова? Но не прошло и двухсот лет, как роман "Жизнь и судьба" был издан. И не далее, как в прошлом году он был экранизирован.
 А ещё они - "бойцы невидимого фронта", а потому и имена их "невидимы", спрятаны под "ником".  "Ник" - "ником", для меня же эти "ники" -  "погоняло". Старый я человек, консервативных взглядов и понятий. Да пусть простят меня "ники". Давеча обидел одного, сказав, что с "погонялами" не общаюсь. Сказано было в ответ на оскорбление с его стороны, которое он и за оскорбление-то не принял... Но всё равно, каюсь, приношу свои извинения. Я же всегда полагал и полагаю: вот он, я - Яков Каунатор, стою с открытым "забралом", и. как пел Галич, "Перед Вами я стою, словно голенький..." А "ник" - он и есть "ник", нечто безличное, как в песне другого замечательного поэта Высоцкого:"Раздали маски клоунов, слонов и акоголиков..."
В истории Майи Уздиной хочется сказать: "Гюльчатай, открой личико!"
В самом начале очерка приведён маленький отрывочек из повести Горенштейна "Искупление". Оказывается, совсем легко втоптать Слово в грязь, просто прижать сапогом ...
"Автор закрыл свою страницу..."