Дореволюционная пресса о селе Покров 1

Леонид Блохин
                ПРИХОД  СЕЛА  ПОКРОВА СЕРГАЧСКОГО УЕЗДА 
                НИЖЕГОРОДСКОЙ  ЕПАРХИИ


   Село Покров расположено по большому Симбирскому тракту в 160 верстах от Нижнего Новгорода и 52 от Сергача при незначительной речке Ляпне в местности сравнительно невысокой и со всех сторон открытой. С запада на восток, север и юг видны приходские деревни: Исупова, Суморокова, Соболева,  Ламакина и Хоненевка  и деревни других приходов, смежных с Покровским – Старо- Ахматова, Молчанова, Пересекина и  Панова-Осанова на протяжении 10 верст.

   Когда основался приход села Покрова, данных определить это время, пока нет. Первый древнейший документ, хранящийся в Покровской церковной ризнице, относится к 1749 году, это храмозданная грамота. В этом году по просьбе Покровской помещицы  княгини Марии Исаевны Гагариной Преосвященный  Платон Епископ Владимирский дал позволение и благословление выстроить в селе Покров вместо сгоревшей деревянной церкви новый храм деревянный же в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Василия Великого. В грамоте сказано так: «…в селе Покровском имелась церковь Божия деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, которая в 1749 году июля 20 дня от случившегося в  том селе пожарного времени сгорела без остатку; а ныне же  княгиня Мария Исаевна Гагарина желает в том селе Покровском вместо объявленной сгоревшей Покровской церкви построить вновь,  деревянную же того же храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и еще вновь с прибавлением пристроить придел во имя Василия Великого»…

   Окончена строением эта церковь в 1756 году. В благословенной грамоте 1756 года об освящении ее сказано «…  новопостроенную церковь Покровскую с приделы Николая Чудотворца и  Василия Великого освятить на новоизданных антиминсах…»
   По устройстве и освещении она стояла в Покрове очень недолго, около 20 лет, а потом перевезена была в село Пергалеи  Княгининского уезда. Какая причина тому была – неизвестно. Составитель летописи церкви с села Покрова священник Николай Полетаев говорит: «Из того, что разрешение строить каменную церковь в Покрове испрашивал в 1781 году у епархиального начальства Покровский помещик Колычев, можно заключать, что не строительница деревянного храма княгиня Гагарина передала его в Пергалеи, а Колычев передал его туда, когда княгини Гагариной в живых уже не было».
   11 марта 1781 года от Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского последовало на просьбу Покровского помещика Льва Александровича Колычева разрешение строить в селе Покрове каменный храм.  «Благословляем в селе Покровском, - пишется в храмозданной грамоте, - на удобном месте церковного погоста, которое бы было не зыбкое и гробами мертвых не заставленное, вновь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделы Николая Чудотворца и Василия Великого строить на подобие прочих издревле и по ныне святохранимых  святых Божьих церквей».

   Храм этот, начатый строением в 1781 году, окончен в 1786 году исключительно иждивением Л.А. Колычевым при заботливом участии по  постройке  супруги Колычева Анны Петровны под непосредственным наблюдением которой производились все работы по церкви, так как сам Колычев, вследствие физической немощи (он был без ног и его возили в одноколке) не мог принимать желаемого участия в этом деле.

   На сохранившемся храмозданном кресте при освящении Покровского престола сделана следующая надпись: « Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Храм Покрова Пресв. Богородицы при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни  Императрицы Екатерины Алексеевны всея России , при наследнике Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровича, при супруге его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Федоровне по благословлению Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского в лето от воплощения Христа 1786-е месяца сентября 27 числа на память св. отец Каллистрата и дружины его и преподобного отца нашего Савватия Соловецкого. Сей храм святил г.Арзамаса Воскресенского собора протопоп Григорий Григорьев». Подобная же надпись на храмозданных крестах и тем же лицом сделана по освящении приделов Николая Чудотворца и Василия Великого.

    Колычевский храм существует в селе Покров и по сие время, но только не в первоначальном, а в измененном виде, произведенном в 1821 году помещицами Лавровыми. Видоизменения коснулись, главным образам, трапезы узкая и продолговатая с двумя приделами в правой  с двумя приделами в правой Николая Чудотворца, а в левой Василия Великого трапеза была прежде крайне маловместительна. Лавровы прежние прямые северные и южные пробили и сделали их вновь полукруглыми и трапеза стала много просторнее. Далее Лавровы устроили с разрешения Преосвященного Моисея в трапезе на хорах еще третий предел во имя Святителя Филиппа Московского, согласно завещанию Л.А.Колычева. (Л.А. Колычев, передав свое имение Лавровым, вменил им в обязанность устроить придел на хорах во имя Святителя Филиппа, как своего родича,  так как Колычев происходил из тех бояр Колычевых, из которого был святитель Филипп).

    Тогда же помещицами Лавровыми устроены над входами в церковь с западной , северной и южной  сторон фронтоны, поддерживаемые колоннами, Колоннами же обрамлен и алтарь а вся церковь обрамлена кругом каменной оградой с тремя вратами -  с  запада, севера  и юга. В обем наружный вид храма довольно красив.


«Нижегородские Губернские Ведомости»  №49 за 1892 г