Энергия созидания профессора Зубашева

Леонид Киселев
     Наследие прошлого – явление исторического порядка, требующее внимательного отношения к нему. Особенно это касается тех, кто в романовскую эпоху вдохновенно служил делу и Отечеству.               

     Ефим Лукьянович Зубашев –государственный, политический и общественный деятель России начала XX века, часть своей активной жизни прожил в городе Томске, проявив себя талантливым ученым и демократическим организатором образования, инициатором создания многих социально – экономических проектов Сибири. Как “враг и контра” большевиками был репрессирован, выслан из России на чужбину и предан забвению. Долгие годы его имя запрещалось даже упоминать. Но время изменило наши представления о прошлом, и история снова возвращает нам многие добрые имена. Возник большой интерес написать биографию Е. Л. Зубашева. Однако оказалось, что  обобщенных хронологических, биографических сведений о его жизни и деятельности нет, не  считая мелких фрагментов, появившихся в Интернете.   
     И еще об одной знаковой примечательности в память об Е. Л. Зубашеве. В 2010 году  исполнилось, 150 лет со дня рождения Е. Л. Зубашева и 110 лет, как был открыт Томский технологический институт, у истоков которого он стоял (ныне Томский политехнический университет). 
     В июле 1992 года в “Сибирской газете” была опубликована маленькая заметка, читатель которой возмущался отсутствием сведений о таком человеке, как Е. Л. Зубашев. Он сообщал, что в течение двадцати лет посылал запросы в КГБ, Верховный Совет и Прокуратуру СССР, но узнать всю правду о его жизни ему так и не удалось.      
     Меня сильно взволновала и заинтересовала заметка этого читателя, и я поставил перед собой задачу написать об Е. Л. Зубашеве исторический, биографический очерк. Я хорошо понимал, что найти сходу сведения о знаменитом человеке, который для большевистского тоталитаризма являлся “врагом и контрой”, не удастся. Первоначально полистал такую солидную книгу, как  “Политическая история русской эмиграции, 1920 –1940 годы” (раздел “Биографический словарь”), изданную в Москве в 1999 году. К сожалению, в этой книге среди русских эмигрантов имя Е. Л. Зубашева даже не упоминается. Крайне скудную информацию об Е. Л. Зубашеве содержит “Историческая энциклопедия Сибири”, изданная совсем недавно, в 2010 году. Сам же Е. Л. Зубашев никогда не забывал ни о России, ни о Сибири. Как могло случиться, что такой человек, как Е. Л. Зубашев выпал из русской исторической памяти. 
     Чтобы не останавливаться на задуманном, я использовал верный способ поиска необходимой информации об Е. Л. Зубашеве, обратившись к сибирской периодической печати. Оказалось, сведения об его жизни и деятельности были разбросаны по многим сибирским газетам и публикациям, собрать, проанализировать и систематизировать которые было большой трудностью. На эти поиски ушло много лет, и они не прошли даром, в итоге мне удалось написать об Е. Л. Зубашеве исторический, биографический очерк.
     Уже в первых найденных сведениях, я почувствовал, что Е. Л. Зубашев –мощная, творческая личность, в которой отлично сочетались незаурядный талант и огромные организаторские способности. Он родился в 1860 году в селе Славянка Харьковской губернии. Е. Л. Зубашев был
исключительно образованнейшим человеком, окончил Харьковскую классическую гимназию, Харьковский и Петербургский университеты. Получив специальность инженера –технолога химической технологии питательных веществ, уехал специализироваться за границу, где совершенствовался одновременно и в научной деятельности. По возвращении из –за границы занимал должности вице –президента и профессора Харьковского института практической технологии. 
     В 1899 году профессор Е. Л. Зубашев приезжает в Сибирь, в город Томск, связи с готовившимся к открытию здесь технологического института имени Императора Николая II. Он был назначен директором этого института, заведующим кафедрой химической  технологии питательных веществ. Одновременно возглавил и специальный строительный комитет, проявив высокие качества организатора стройки. В 1909 году газета “Сибирская  жизнь” отмечала, что в строительство “красы Сибири – технологического института он вложил всю свою душу, всю свою энергию”.
     6 декабря 1900 года технологический институт был открыт. На первый курс было принято 206 студентов, а в 1903 году в нем уже обучалось более 800 юношей. Ему удалось сразу же укомплектовать штат института профессорами и преподавателями высокой квалификации. А учебные аудитории и научные лаборатории оснастить необходимым оборудованием.
     Город Томск в те годы был центром сибирской творческой интеллигенции, средоточием интеллектуального потенциала Сибири. Он хорошо понимал это и всю свою энергию направлял на организацию образования в Сибири, и по меткому замечанию прессы  того времени всегда при этом проявлял способности “выдающегося деятеля”.
     Поставив Томский технологический “на ноги”, Е.Л. Зубашев активно расширяет сферу своих действий по организации образования. При Томском университете он открывает историко - философские курсы. А вскоре создает и Томское Общество по техническому образованию и становится его председателем. Три года Е.Л. Зубашев добивался, чтобы открыть в Томске Сибирские высшие женские курсы – прототип Смольного института благородных девиц в Петербурге. Эта трудная, но научно значимая работа завершилась тем, что он принял на себя обязанности председателя комитета Сибирских высших женских курсов, и они стали работать. В качестве председателя училищной комиссии занимался  введением  всеобщего образования в городе Томске, успевая, как блюститель попечительствовать, еще и Томское железнодорожное училище. Его сильно заботила нехватка специалистов сельского хозяйства в Сибири и в 1912 году при поддержке  депутата Государственной Думы, енисейца С. В. Востротина он ставит в Томской городской  думе вопрос о необходимости открытия Сибирского сельскохозяйственного института.
     Е. Л. Зубашев – человек большой творческой натуры, не представлял своей жизни без участия в создании творческих учреждений, организации производства, экономики и культуры. С присущей ему активностью в 1909 году он создает Общество сибирских инженеров и редакционный комитет специального журнала по техническому образованию. В эти годы он часто выступает с научными докладами о будущем Сибири на заседаниях Томского отделения Императорского русского научного общества. Как член президиума Общества изучения Сибири и председатель Сибирского комитета торговли и промышленности кропотливо анализирует состояние путей сообщения сурового края, связывая его экономическое развитие с железнодорожным строительством. Являясь руководителем Томского Общества по техническому образованию, Общества сибирских инженеров, Особого железнодорожного комитета он организует крупные совещания по выработке перспективного проекта железнодорожного строительства и разворачивает большую подготовительную работу по строительству железной дороги Томск – Енисейск, которая должна была соединить сибирские горные районы, богатые залежами золота. Одновременно участвует в составе государственной комиссии в работе правительства по вопросу необходимости технического и финансового обеспечения железнодорожного строительства в Сибири.
     В 1910 году Е. Л. Зубашев вместе с другими энтузиастами проводит большую работу по созданию спиртового, сахароварного и маслодельного производства в Сибири. С этой целью он выезжает в Петербург и там, на государственном правительственном совещании доказывает необходимость развития этого сибирского производства.
     Через печатное дело он видел развитие культуры. И не случайно в 1906 году возглавил правление пайщиков “Сибирского товарищества печатного дела”. А в 1917 году под его председательством в Госсовете состоялось заседание писчебумажного комитета, на котором было рассмотрено состояние писчебумажной промышленности в России и перспектива ее развития.
     Как человек интеллигентно воспитанный, Е. Л. Зубашев не обошел вниманием и музыкальную культуру, и многое сделал для ее развития. Четыре года он возглавлял дирекцию Томского Отделения Императорского Русского музыкального общества, занимаясь организацией камерной и фортепианной музыки, хоровых  вечеров,  открытием музыкальных классов.
     Профессор Е. Л. Зубашев оставил большой след в истории Сибири не только как ученый и организатор образования и творческих учреждений, но и как общественный деятель. Много сил он отдал работе в Томской городской думе, гласным которой состоял с 1905 по 1912 год, а в 1910 году был избран даже Томским городским головой, но по политическим  соображениям губернская администрация не утвердила его в этой должности. И, несмотря на негативное отношение к Е. Л. Зубашеву губернской администрации, у вузовской общественности к нему было совершенно иное отношение. 22 декабря 1910 года Совет Томского технологического института принял решение об учреждении премии имени Е. Л. Зубашева, сообщала газета “Сибирская жизнь”.   
     Как признанный лидер Томской городской думы, он ни один значительный вопрос социально - экономической жизни города не оставлял без внимания, принимая участие в его решениях. Ему приходилось возглавлять разные комиссии, направлять их деятельность на разработку и выполнение многих социально – экономических программ. Он занимался вопросами электрического освещения города, ликвидацией последствий от весеннего наводнения. Много полезного для экономики города Томска сделал он, возглавляя  правление государственной кассы городского кредита. Являясь председателем городской финансовой комиссии, Е.Л.Зубашев контролировал правильность денежных доходов и расходов в городе Томске. Приходилось заниматься совершенствованием библиотечного дела, постройкой здания для народного университета, готовить проекты строительства новых школьных зданий и плашкоутного моста через реку Томь. Попечительство по борьбе с нищетой, развитие благотворительности, улучшение работы лечебно –профилактических учреждений, необходимость финансирования физического развития учащихся – были постоянно в поле зрения председателя городских комиссий Е. Л. Зубашева.
     Е. Л. Зубашев был не только видным общественным, но и известным государственным  деятелем. В конце 1912 года он был избран членом Государственного Совета, где занимался разработкой законопроектов. Он проявлял большой интерес к судьбе университетского образования в России. И как человек, знающий нужды образования не понаслышке, а изнутри, 8 мая 1913 года он выступает в Госсовете с проектом развития и совершенствования университетского образования, дополнительного финансирования российских университетов. Как член Госсовета, он принимал активное участие в подготовке к открытию и Иркутского университета. Он проявлял большой интерес к судьбе профессионального образования. В Госсовете настаивал, чтобы правительство обратило внимание на его совершенствование. Но чтобы не быть голословным, он пошел путем эксперимента. Для Бийской учебной мастерской он разработал новую учебную программу по сельскохозяйственному  машиностроению, и доказал ее применение. В апреле 1915 года на съезде представителей биржевой торговли и сельского хозяйства он добивается расширения профессионального образования и в этой отрасли.
     Е. Л. Зубашев был инициатором многих полезных и общегосударственных дел. В Госсовете он руководил разработкой закона о найме торговых служащих, участвовал в работе  по вопросу попечения о народной трезвости. А когда в 1914 году началась 1-я мировая война, он по заданию Госсовета совершает поездки по милой ему Сибири и создает сибирские местные городские комитеты Всероссийского союза городов для оказания практической помощи раненым солдатам, организует сибирский санитарный отряд.
     Профессор  Е. Л. Зубашев являлся и известным политическим деятелем Сибири. В декабре 1905 года он завершил создание Томской организации партии конституционных демократов - кадетов. 30 апреля –2 мая 1917 года участвовал в работе первого Всесибирского съезда партии кадетов, проходившего в Томске. В конце 1905 года по Томску прокатилась волна погромов боевиков, что послужило толчком к волнениям студентов. Е. Л. Зубашев заступился за студентов, участвовавших в волнениях. За политические взгляды на это событие и за принадлежность к партии кадетов он был отстранен от должности директора технологического института и по распоряжению командующего войсками Сибирского военного округа генерала Н. Н. Сухотина 11 февраля 1906 года выслан за пределы Сибири. На жительство перебрался в Петербург. Но как истинный радетель Сибири, уже с 1907 года он часто появляется в Томске, продолжая увлеченно заниматься большой научной и общественной работой.
     Он был личностью разносторонней, ему пришлось испробовать себя даже в роли дипломата. В октябре 1910 года он участвовал в правительственном совещании по пересмотру договора о торгово –промышленном сотрудничестве между Россией и Китаем с целью резкого увеличения торгово – денежного обращения. А когда был членом Госсовета, ему часто приходилось устанавливать международные связи.
     После Февральской революции Временное правительство планировало назначить Е. Л.Зубашева комиссаром Сибири, подобие генерал – губернатора в прошлом. 28 марта 1917 года он прибыл в Красноярск с целью разъяснения развития событий в Петрограде и порядка управления сибирскими губерниями. Для Е. Л. Зубашева Красноярск не был неизвестным городом, в прошлые годы он активно поддерживал отношения с ним, с его городским головой Н. А. Шепетковским, который был им приглашен на открытие Томского технологического института. При содействии Красноярской городской думы студенты этого института проходили практику в Красноярских железнодорожных мастерских В 1910 – х годах Е. Л. Зубашев как член Общества изучения Сибири активно сотрудничал с С. В. Востротиным – депутатом Государственной Думы от Енисейской губернии. С апреля 1917 года – он Томский губернский комиссар Временного правительства.
     Большевики, совершив в октябре 1917 года вооруженный переворот и захватив государственную власть в России, не простили Е. Л. Зубашеву его работы в “царском” Госсовете, принадлежности к партии кадетов, губернского комиссарства от Временного  правительства, огромной популярности в Сибири. В июле 1922 года с подачи ГПУ и по решению Политбюро РКП (б) он был включен в список “антисоветской интеллигенции”, арестован и 14 ноября насильно выслан за границу. В. Костиков в книге “Пути и судьбы русской эмиграции” пишет, что “в истории послереволюционной России это был первый  случай, когда людей “выдворяли” из собственного отечества”.
     Оказавшись изгнанником на чужбине, в Праге, он не переставал думать о Сибири, которой отдал много своих душевных и творческих сил, не сложил рук, а деятельно участвовал в создании “Общества сибиряков в Чехословакии”. Общество издавало известные журналы “Вольная Сибирь” и “Сибирский архив”. Ефим Лукьянович Зубашев – человек, сильного духа, с огромным интеллектом, с поразительным талантом организатора – созидателя. Умер Ефим Лукьянович Зубашев в 1928 году за границей, похоронен в Праге. Его жизнь и деятельность – яркий пример беззаветного служения делу, которым он вдохновенно занимался во славу Сибири и во имя России.
     Журналист в январе 1909 года в газете “Сибирская жизнь” писал, что “будущий историк, несомненно, оценит выдающуюся деятельность Е. Л. Зубашева”. Удалось ли мне более чем через 100 лет выполнить это пожелание поклонника русского таланта, судить читателю.
     P. S. Во вступлении к очерку я написал, что долгие годы, в советские времена, Е. Л. Зубашев считался “врагом и контрой” и его имя запрещалось упоминать. У советских бывших госчиновников сильно было развито чувство тоталитарного отношения к бывшим “врагам соввласти”. И как следствие, о таких, как Е. Л. Зубашев по –прежнему не хотят сказать теплого слова. И вопреки этому, у меня возникло большое желание опубликовать свой очерк в одной из томских газет. Ведь жил в Томске, много сделал для него хорошего. В июле 1998 года я обратился по телефону в редакцию томской газеты “Красное знамя” с вопросом о возможности публикации в ней написанного мной очерка об Е. Л. Зубашеве. Дежуривший у телефона журналист заявил, что препятствий к его публикации нет. Я тут же выслал очерк в газету. 7 сентября 1998 года я письменно обратился к главному редактору этой газеты, чтобы он известил меня о судьбе моего очерка об Е. Л. Зубашеве. Но ответа  так и не последовало. Мой очерк бесследно пропал. Неистребимая замашка скрыть правду об исторических событиях прошлых лет и о личностях, пострадавших от тоталитарного режима большевиков, передается по наследству и все еще крепко сидит в головах и нынешних чиновников от прессы.
      
     Россия – Сибирь –Красноярск – Новосибирск. 2013 г.