Ближний

Игорь Ко Орлов
Один многоопытный мой знакомый, не новичок в духовном опыте, рассказал интересное свое жизненное наблюдение:

"Когда" - говорит - "Не дай никому, Бог, попадаешь в жизненную яму (не идут дела, что-то не так, не востребован, без денег и видимых реальных перспектив) замечаешь интересные явления.

Идет один мимо, а ты - в яме. Прошел и не заметил, или сделал вид, что не заметил.
 
Прошел другой - подумал, что ты уже в той самой последней яме, из которой не выходят и бережно бросил в нее три горстки земли. Ты тут шелохнулся, а он перепугался. И давай драпу - будто труп ожил. Но ведь ты не умирал!

Третий подошел, посочувствовал - и прошел мимо. Вроде как - утешил. И ты продолжаешь сидеть в яме, но уже утешенный. Как никак - лучше! Подчас утешение дает тебе дополнительные силы.

Четвертый прошел, увидел тебя и,  глядишь по поведению, задумался. Видимо, своим экономическим умом вычисляет "помочь - не помочь, а что мне за это будет?". Подумал-подумал, спел песню старухи Шапокляк "Кто людям помогает..." и пошел дальше. Экономист! В таких ситуациях отчетливо понимаешь,  почему у нас все так хорошо с экономикой и живем без экономических кризисов! А может и помог, но и тебя в какие-то долговые обязательства поставил. Помощь с задней мыслью? Не чистая помощь? И помощь ли тогда?

И вот появился пятый! Простой и спокойный, немногословный. Без лишних слов диагностировал ситуацию и увидел, что тебе из ямы, в которой ты, самому не выйти. В благородном уме этого простого человека, скорее всего, не мелькает шальной мысли: "если человек в яме, значит он не просто так там. Карма, закон, справедливость, судьба - я то тут при чем?!".

Нет. Ум этого благородного человека мыслит не таким высокими, но вполне простыми категориями: "Я могу помочь. Просто так. И делаю это. Если бы этот человек в яме мог бы сам вылезти - не сидел бы".

Без лишних слов, он опускает тебе лестницу, или подает руку. И ты выходишь из ямы. И благодаришь."

"И много таких, ПЯТЫХ, бывает?" - спрашиваю - "По жизненным наблюдениям?".

"Нет. И поэтому каждого ТАКОГО помнишь и благодаришь долго и искренне. Ведь именно он, этот пятый, и является тем самым - БЛИЖНИМ! Знаю, что много их не будет, и не было ни в каком веке. Поэтому тех немногих, что есть и всегда были - храню, благодарю, вспоминаю".

"Да" - мелькнуло у меня в уме в разговоре с ним - "Он прав. Многоопытный и наблюдательный"

"Но есть и другой момент!" - после небольшой паузы, добавляет мой знакомый.

"Какой же? - спрашиваю  с интересом.

"Подчас, ты сам идешь мимо кого-то, кто сейчас - в яме. И я шел, бывало. И  часто открывалось мне, ясно и отчетливо в такие моменты, что я могу стать ближним ему. И там, где силы были - я с радостью помогал. Естественно, просто и от души. Наверное" - в раздумье добавил он - "Важно не забывать этого".

"Это подчас  важнее всего" - вспомнив в один момент многое, подумал я. Слова последовали сами собой, спонтанно и легко:

"Будем, в меру сил,ближними для наших ближних. Пятыми"

"Да" - ответил мой знакомый, задумавшись серьезно, видимо тоже что-то вспоминая. И тихо, почти шепотом, добавил - "будем!"