В штольне

Серега Лев
- Обычная дренажная штольня, как коллектор, значит так, - хмуро сказал диггер Юрий, раздвигая заросли полыни, чтобы Павел мог разглядеть круглую черную дыру в склоне холма.
- Полезли туда! – предложил Павел.
 - Нет там ничего интересного, мы с парнями там сто раз бывали, значит так: подземный ход с бетонными стенками длиной в несколько километров, он идет вглубь горы, наверх на поверхность тянутся трубы, значит так, в них с холма стекает вода и потом она течет по штольне вниз, прямо в Волгу.
- А зачем? – не понял Павел.
- Чтобы вода не сдвинула весь этот склон в реку, значит так, - сказал диггер. – Вы же приехали сюда писать статью про оползень?
Журналист быстро кивнул.
- Вот если б не эти штольни, холм сполз бы в Волгу, как когда-то.
Через 15 минут уговоров и взятки в размере 3 тысяч рублей хмурый Юрий согласился провести его в штольню. Мужчины пригнулись и шагнули в «нору». Ничего необычного там, действительно, не было – ровные бетонные стенки, темнота, грустное сопение диггера и прыгающие лучи двух фонарей. Они молча прошли минут 10, потом журналист вспомнил, что надо работать и включил диктофон в кармане пиджака.
- Юрий, вы слышали, что в свое время здесь находился древний город Укек и что по легендам он погиб из-за какого-то газа, который вырвался из-под земли и свел с ума горожан? Не замечали здесь никаких черепков, или надписей? Может быть, чем-то воняло?
Но диггер все так же молча шел впереди и сопел, будто он был в противогазе.
- Говорят, что до сих пор на поверхность из расщелин холма выходят газовые пузыри и лопаются, - продолжил Павел, говорил он скорее для себя, чтобы не заснуть от мерного сопения диггера.
Внезапно Юрий замедлил ход, потом совсем остановился и резко развернулся к журналисту. На лице его сияла ребяческая улыбка.
- Паш, а давай побегаем наперегонки? – предложил он.
- Что вы…- нахмурился было Павел, но затем вдруг решил, что это отличная идея. Как он сам не догадался. Вот дурак!
- Давай, Юрка!!!
И они помчались по тоннелю, что было сил, задевая руками стенки и спотыкаясь о ржавые рельсы узкоколейки. Темнота нисколько не мешала им бежать, наоборот, казалось, она только придавала сил. Задыхаясь, весь взмокший Пашка, наконец, сумел на поркорпуса опередить грузного Юрку, по дороге он где-то потерял свою кепку и фотоаппарат, но это потеря совсем не портила ему настроения – он заливался смехом, упиваясь своей победой. Однако коварный Юрка подставил в темноте ногу, и Пашка грохнулся на бетонный пол штольни. При падении Пашка ухватил Юрку за локоть и тот полетел вниз следом за ним.      
- Так нечестно!!! – завопил Юрка, растягиваясь на полу.
- Побежали дальше, а? – спросил Пашка, когда они отдышались. 
- Нет, дальше нас повезет Земеля! – улыбаясь, ответил тот.
Затем Юрка стал громко стучать кулаком по стенке тоннеля. Стучал он долго и серьезно, так что Пашка, не выдержав, заржал. Но Юрка приложил палец к губам. Через некоторое время послышался шорох, звук раздавался откуда-то из глубины тоннеля, он становился все громче и громче и, наконец, Пашка разглядел какую-то длинную серую тушу, похожую на гигантского земляного червя.
- Вот Земеля, – сказал Пашка, - он нас покатает.
 Тело червя уходило куда-то вглубь тоннеля, так что не было понятно, где у него голова, а где хвост.
- Какой он классный! – выдохнул Пашка и погладил скользкий бок зверя.
Юрка запрыгнул на него верхом, помог залезть Пашке, червь плавно и совсем легко помчался вперед. Никогда еще Пашке не было так весело и спокойно, он глядел то на червя, то на Юрку, думая, как он любит их обоих. Между тем, червь свернул в какой-то боковой проход и вдруг Пашка увидел, что они очутились в огромной пещере: вокруг стояли полуразрушенные здания, заборы, фонтаны.
- Спрыгивай! – крикнул Юрка, соскользнув с червя вниз. Пашка последовал за ним.
- Защищайся! – снова крикнул Юрка и Пашка увидел, что в руке у того самый настоящий меч, а на голове надет острый шлем.
Он посмотрел вокруг и вдруг увидел, что вся земля усыпана оружием, разнообразной посудой, сундуками и какими-то бутылками. У своих ног Пашка разглядел копье, схватил его и вступил в битву с Юркой. Они отчаянно сражались, пока оружие не выпало из их усталых рук. Тогда они легли на землю и еще некоторое время лежали, смеясь и рассматривая потолок пещеры. Потом червь отвез их обратно в штольню. Прощаясь с ним, Пашка прижался всем телом к этой скользкой туше и даже слегко чмокнул ее, правда, тут же сплюнул. Потом они побежали с Юркой к выходу, распевая на бегу песенку «По дороге с облаками». Оказывается, они оба отлично знали и любили эту песню.
У самого выхода Юрий замолчал и с ужасом поглядел на поющего диггера. Тот, встретившись с ним взглядом, тоже закрыл рот и насупился. Из штольни мужчины выбрались смертельно уставшими и злыми. Снаружи стояла ночь.
- Юрий, вы …мы.. - начал говорить что-то журналист, но замолчал, не сумев сформулировать дурацкую мысль, которая вертелась в его голове.
- Значит так, - буркнул диггер и, не глядя на журналиста, поспешил скрыться во тьме.
Журналист стоял, глупо глядя ему вслед, пока не зазвонил его телефон.
- Да? – спросил Юрий телефонную трубку, - да, Вадим Вадимыч, я был в штольне. Что там? Ничего интересного, обычная дренажная штольня. Да, завтра буду в редакции.
Он положил телефон в карман пиджака и там же нащупал все еще работатающий диктофон. Нахмурившись, журналист достал его и нажал на воспроизведение записи. 
...Паш, а давай побегаем наперегонки….