Лапти

Анатолий Шишкин
                Продолжение темы «О плетении подробней».

       Изготовление плетеной обуви лишь частный случай изготовления изделий методом плетения. В сущности, нет никакой разницы, что плетется, ведь методы плетения одни и те же для совершенно разных изделий. Но плетеная обувь сама по себе интересная тема и познав саму суть плетения того же лаптя нетрудно будет сплести и что-то другое, полезное или нужное.
       Когда иные спецы по плетению говорят, что вот так плели лапти у татар, а вот так у русских, то обычно забывают напомнить, что есть еще варианты мордовских, чувашских, нижегородских, костромских, чухонских и прочих вариантов плетения лаптей. Лапти плели по-разному чуть ли не в каждой деревне.
       Если кто-то уверен, что лапти и прочую подобную, плетеную обувку носили только на территории отсталой России, то глубоко ошибается. Во время Второй Мировой войны немцы под Сталинградом оплетали свои сапоги подобием лаптей. Откуда они знали методику плетения, да еще из экзотических для России материалов: травы, травяных веревок…? Сами придумали когда приспичило? Нет! Эта методика им была известна еще  на родине. А кто с немецкой стороны воевал под Сталинградом? Одни немцы? Тоже нет! Там были и французы, и итальянцы и австрийцы, и венгры и чехи, и поляки, и прочие, прочие представители (просвещенных) народов и народностей Европы, знающих на практике как сплести лапоть.  Поверьте на слово, что лапоть и сплести быстрей, и лапоть в носке удобней, чем например деревянные башмаки «Сабы». Плетеную обувку знали по всему свету и даже там где от лаптей отнекиваются со времен царя Гороха. Менялся только материал, из которого плели эти лапти. На Кавказе, например, плетеную обувку плели из кожаных ремешков, а у североамериканских индейцев больше половины племен носили лапти из привычных для россиян лыка и бересты. Разве что по фасону американские лапти слегка отличались от чисто европейских и только то.
     Кстати, во время Второй Мировой войны в лыковых и берестяных лаптях ходили партизаны и представители прочих лесных вооруженных  и военизированных формирований, след обутого в лапти человека не брали собаки ищейки. Опять же «мягкие» следы не так бросались в глаза идущим следом следопытам, как четкие следы кованных каблуков или рифленых подошв уставной кожаной обуви солдат государственных спецподразделений.
     Тем, кто не читал мои статьи «О плетении подробней» вкратце напомню, что сегодня плетеная обувка из «подножного» материала может оказаться кстати там где нет возможности достать более стоящую «вторую» обувь или даже может прийти на замену развалившейся «первой» основной обувке. А заодно вы научитесь еще одному ремеслу по изготовлению сувениров. Например, большой фантазийный лапоть можно использовать как домашний, почтовый ящик или как настенную сумочку для щеток, ключей, расчесок и прочего… Плетеная обувка может быть и оригинальными комнатными тапочками, и подарком вне праздника…
    Итак, перейдем непосредственно к плетению:
    Начнем обучение изготовления плетеной обувки из полосок какого-то материала. Не советую начинать обучение плетению сразу же из липового или берестяного лыка. Натуральные материалы не могут быть строго одинаковой толщины и ширины, следовательно, обязательно внесут дополнительные трудности по освоению начальных навыков по плетению. Есть всевозможные ленты и полоски промышленного изготовления, вот с них и начинайте обучение. В крайности нарежьте полосок из плотной бумаги или тонкого пластика, а проще всего дойти до ближайшего магазина и набрать там упаковочных лент. В любом магазине хоть в рыбном, хоть в универсаме этого добра сколько угодно.
     В авиации есть два самых главных правила:
п.1 Руководитель полетов всегда прав!
п.2 Если руководитель полетов не прав и вы не согласны с его распоряжениями и командами, то снова прочитайте п.1.
    В плетении, примерно, то же самое, главное правило РИТМ. Особенно это касается плетения из лычек и полосок из любого материала. Лычка должна идти то вверх (над другой лычкой), то вниз (под лычку). Вверх, вниз, верх, вниз… И если этот ритм нарушается, то ищите причину где вы напутали. И как только разберетесь, так у вас обязательно все пойдет как надо. Исключения, конечно же бывают. Но так как плетение ведется сразу с несколькими лычками и в этих исключениях должен быть повтор. Опять ритм. Два сверху, один снизу, два сверху, один снизу… Или наоборот.
    Начнем плетение (лаптя) с плетения стельки. В сущности с плетения ленты необходимой ширины. Сколько вы возьмете ленточек уже ваше личное дело. Моя обязанность показать как эти ленточки собрать вместе и как начать плетение. Тут надо вспомнить профессиональную терминологию плетельщиков лаптей. Лапти плетут в шесть лычек, или в восемь… На самом деле берут только три лычки двойной длины или четыре и сгибают их пополам как показано на рис.1. Потом заплетают стельку как показано на рис. 2. Обратите внимание. На втором рисунке с одной стороны будущей стельки показано как начать заплетку стельки (или полоски) с прямоугольным основанием, а с другой стороны основание стельки будет под углом в 45 градусов. Понятно, что нам такое уродство не надо, поэтому мы, точнее уже вы, по собственному желанию и комбинируя способы вставки новых лычек в начале плетения, сможете сделать заплетку начала стельки как на рис. 3 и 4.
    Сразу оговорюсь, не делайте первую вещь сразу же по размеру и для конкретных целей. Вы пока только учитесь и ваша главная задача понять суть. Поэтому продолжаем плетение стельки (или полоски) до какой-то длины и начинаем формировать носок (лаптя). Носок (лаптя) может быть по центру полоски (рис.5), а можно одну, две (три…) полоски недоплести или наоборот переплести и тогда стелька получится на правую или левую ступню (рис.6). 
    Теперь складываем лычки сверху стельки, так чтобы эти лычки смотрели в обратную сторону и сообразуясь с общим правилом (вверх, вниз…) заплетаем над стелькой лычки прямоугольником. В итоге должно получиться что-то вроде носка. Но это еще только начало носка, лычки как-то надо закрепить и сделать носок посолидней. А вы этому уже научились, когда плели стельку. Помните, как вы загибали лычки вовнутрь и переплетали её с остальными выходящими наружу? Здесь то же самое (рис.7). Берем центральную лычку справа и заплетаем вовнутрь направо, а центральную лычку слева заплетаем налево. Как только лычка вышла за пределы стельки, так вы её заплетайте в эту стельку вторым слоем и в итоге получите шлепанец.
   Это и есть тот самый лапоть. Что? Жидковато и ненадежно смотрится? Так это основа. Для укрепления настоящего лаптя, его снова переплетали новыми лычками или заплетали лишние лычки, новым слоем в особо ответственные места. Как говорили мастера этого дела «в две, три цены» то есть в два, три слоя. Лапти интересны тем, что от ходьбы истираются в первую очередь выступающие лычки, а их можно запросто заменить и лапоть опять будет как новый.
   Кстати, в настоящих лаптях стелька делалась немного шире и длиннее размера стопы ноги. «На полтора пальца с каждой стороны». По периметру стельки и «входа» в носок вставляли веревочку, которой лапоть чуть стягивался по ноге. Конечно же стягивали лапоть не на ноге, а на специальной колодке по размеру стопы ноги. У мастеров плетения лаптей был целый набор колодок разного размера. В зависимости от наличия правых (левых) или усредненных колодок были и лапти. На этой же веревочке в нужных местах делали петелки и уже с помощью еще одной веревочки привязывали лапоть к ноге. Когда плетеный лапоть стали заменять на жалкое подобие кожаной обуви, точнее говоря, заменили плетеную основу на кусок кожи, то точно также с помощью веревочек и петелек этот кусочек кожи привязывали к ногам. Как пример для особо интересующихся посмотрите на примитивную обувь кавказцев или японцев, там как в песне:
Ты уже была не обезьяна
Но увы пока не человек…
В смысле: уже не лапоть, но и не башмак.
   Идем дальше. Вышеописанный лапоть вполне реален и был востребован кое-где, но у такого лаптя множество недостатков. Носок такого лаптя лишь чуть-чуть влезает на пальцы ног и без привязки, с ноги будут слетать. Для того чтобы сделать носок (шлепанца) чуть глубже можно вплести дополнительные лычки (рис.8). Куда спрятать лишние концы, думаю, вы сами догадаетесь? Правильно, второй ценой в подошву.
    Второй существенный недостаток подобного лаптя это слишком мало места для пальцев ног даже после заплетки дополнительных лычек. Этот недостаток устраняется тоже с помощью дополнительной лычки, но в самом начале плетения носка лаптя. Вернемся к рис. 5 и 6.  Перед тем как заплетать лычки носка поверх стельки давайте заплетем сразу через все лычки еще одну лычку, а уже потом поверх дополнительной лычки доплетем прямоугольник над стелькой (рис.9).
     Куда деть концы дополнительной лычки? Вообще-то они прекрасно вписываются и заплетаются. Но если вы заплетете её в верхний прямоугольник носка, то носок (шлепанца, лаптя) загнется вниз, что некрасиво и непрактично. Лучше заплести концы дополнительной лычки в стельку. Тогда носок поднимется вверх, а это удобней (рис.10). Все остальное, вплоть до дополнительных лычек, заплетается точно также как и на вышеописанных шлепанцах или лаптях.
    Продолжение   http://www.proza.ru/2013/11/28/1654