Что общего между Царским селом и селом Столпово в Перемышльском районе Калужской области? Кажеться нет ничего такого, что может их объединять. Однако не будем торопиться с выводами.
На берегу Оки, в центре села стоит храм. Хотелось бы сказать красуется, но от былого величия золотых куполов и завораживающего перезвона колоколов не осталось и следа. Трудно конечно представить, что этот раненый храм всего век назад служил ориентиром всем кто поднимался вверх по реке. Раннее утро. Яркие солнечные лучи любовно гладят золотистые купола храма. А сам храм словно древнерусский воин стоит величаво и гордо отражая шеломом купола солнечный свет призывая путников остановиться и помолиться. Суровая и беспощадная вьюга революции и гонений оставила тяжелые шрамы на всей русской земле. Не обошла она и храм Пресвятой Богородицы в Столпово. Но храм стоит и в этом ему помогают все те жители села в которых ещё жива любовь к истории и вера в бога. Удивителен и прекрасен был иконостас храма. Вот как его описывают современники.
" Иконостас столярной по полименту высеребрен, он разделяется на три пояса: в первом на правой стороне образ Спасителя, над ним --- Образ Вознесения Господне. На боковых дверях Образ Архидиакона Лаврентия: над ним ---- Образ Успения Божией Матери. Посредине Царския двери резные высеребряные с евангелистами. На левой стороне Образ Рождества Богородицы: над ним Образ Введения Богородицы. На боковых дверях Образ Архидиакона Стефана: над ним Образ Святая Троица. Во втором поясе посередине: Образ --- вечеря тайная. Над ним двойной образ 1-й распятие Иисуса Христа: 2-й Снятие его с креста. На правой стороне: Образ Богоявление. Образ Воскресение Христово.На левой Образ ---- Рождество Христово. Образ--- Преображение Господне. В третьем: Коронование Божией Матери. Над ним резной высеребряный Саваоф..... За правым крыласом храмовый образ ---- Рождества Богородицы. На нем по краям оклад сребряный вызлощеный; семь венцов серебряных и четыре подбородка серебряные ж ; подвесы: три креста серебряные, две медали серебряные , из коих 1-я 1774 го , 2 - я 1790 года; две монеты серебряные: 1-я в двадцать копеек; 2-я в пять копеек( из материалов госархива Калужской области ГАКО. Ф33. ОП 3. Д.16 Л 44-44 об)
И немного о самом храме.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Столпово и приписного села Заладужья-Сокорово Перемышльского уезда. Притч и приход за 1900 г.
1. Зданием каменная, с такой же колокольней, по всему крепка.
2. Престолов в ней два. В настоящей, холодной во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в теплом предел устроенном ......................( слово неразборчиво) С - Петербургской купчихи Александры Демидовны Шелковой и освященном 26-го апреля 1898 г во имя Пресвятой и Животворящей Троицы.
3. Притча в ней положено по штату с 1898 г ( священник и псаломщик)
4. Утварью достаточна.
Автора заинтересовала личность Александры Демидовны Шелковой. Благодаря поискам в интернете и личной поездке в Царское Село вот что удалось выяснить.
10 июня 1896 года душеприказчики умершей вдовы купца 2-ой гильдии Пелагеи Егоровны Демидовой представили в ратушу по её завещанию 100 000 руб на учреждение богодельни. На 25 000 она просила построить двухэтажный каменный дом в Царском Селе рассчитанный на пребывание в нем 40 бедных и престарелых женщин. Оставшиеся деньги должны были составить неприкосновенный капитал, на проценты от которого предлагалось содержать дом и старушек. 70 000 руб были суммой для этой цели достаточной , но 25 000 руб на постройку дома было мало. Дело остановилось, деньги были положены в банк.
В апреле 1900 года Константин Иванович Синебрюхов потомственный почетный гражданин представил ещё 60 000 рублей которые на благотворительные нужды завещала другая женщина покойная купеческая дочь Александра Демидовна Шелкова. Таким образом деньги с божьей помощью были найдены и к началу сентября 1905 года Демидово- Шелковская богодельня открыла свои двери для нуждающихся.
Тонкая нить связала полуразрушеный храм с одним из памятников в Царском Селе. Много ещё неизвестного и неясного. Одно можно сказать наверняка, если мы закрываем глаза на гибнущий храм сможем ли мы называться православными.
Чтобы в храме начались постоянные богослужения необходимо собрать приход и средства для востановления