Некоторые исторические аспекты сказки Теремок

Михаил Абрамов
Теремковщина – иначе не назовешь события, которые периодически сотрясают Россию, когда внешние силы под маской знакомых лиц (Медведь) разрушают устоявшуюся жизнь социума (звери в Теремке). Каковы корни теремковщины? Откуда появился Медведь? Эти непростые вопросы детально, до тонкостей рассматриваются в новейшем исследовании сказки «Теремок».

Результат этого труда перед вами, уважаемые читатели.


Все мы знаем сказку "Теремок": звери один за другим поселяются в Теремке пока не приходит Медведь и, взгромоздившись сверху на Теремок, разрушает его. Но что нам действительно известно о самом строении? Как велик Теремок, как построен, каково его убранство – это все остается за семью печатями. Практически о Теремке ничего, кроме того, что его разрушил Медведь, неизвестно. И вот это разрушение Медведем Теремка как раз и является самым темным и подозрительным местом во всей истории.

Почему Теремок, в котором так счастливо жили зверюшки, разрушен? В русской ли это традиции такой негативный разрушительный конец? Мы уже писали однажды о "Колобке", где конец сказки еще ужасней (главного героя живьем съедают!), что такого рода сказки чужды русскому народу. Русские сказки, как мы хорошо знаем, традиционно заканчиваются словами: «И стали они жить-поживать и добра наживать», то есть никакой трагичности нет, а наоборот, конец сказки счастливый, жизнерадостный. Почему же и "Теремок", и "Колобок", и "Курочка Ряба", которая еще ждет своего исследования, почему эти сказки навязывают чуждое русскому народу трагическое мироощущение. Если говорить о Колобке, то мы уже обращали внимание на его сходство с мацаболом, что многое объясняет для тех, кто понимает о чём речь.

А как же Теремок, откуда взялся Медведь? Этот вопрос давно занимал исследователей, в том числе и самого Карла Маркса! Да-да, вы прочли правильно, основатель научного коммунизма самым внимательным образом изучал Теремок.

Но обо всем по порядку, потому что такого рода исследования требуют подхода всестороннего, включая весь исторический ход событий.

На календаре стоял 1881 год. Что это за год в мировой истории? Во-первых, заметьте, что начертание цифр центрально симметрично! Поверните на 180 градусов и вы получите опять 1881 год. Такой символизм мировая закулиса, конечно, не могла упустить – произошло симметричное убийство двух мировых лидеров: в России императора Александра Второго и в США Президента Гарфилда. Вот такой это был трагический год, таков исторический фон нашего исследования, на этом фоне и развиваются все события этого года.

В феврале 1881 года русская революционерка Вера Засулич, которая в это время еще принадлежала народническому движению, обращается от лица своих товарищей к Карлу Марксу с просьбой высказать его точку зрения о перспективах исторического развития России, и особенно о судьбах русской сельской общины.

Она, в частности, с присущей ей прямотой, пишет:

Гражданин, при всей твоей харизме
У меня вопрос на языке:
Можно ль по дороге к коммунизме
Мирно жить, как звери в Теремке?

(сохранена орфография оригинала)

Вопрос этот застал Маркса врасплох. Во-первых, он ничего не знал о Теремке. А во-вторых, он и свою-то теорию подзабыл. Первый том Капитала был издан аж в 1867 году и с тех пор он его не перечитывал.

Надо сказать, что Маркс в этом ужасном 1881 году тяжело болел и был далеко не в лучшей форме. Как раз в ответе Вере Засулич, о котором речь еще пойдет, он честно пишет:

«Дорогая гражданка!
Болезнь нервов, периодически возвращающаяся в течение последних десяти лет, помешала мне раньше ответить на Ваше письмо от 16 февраля».

Здесь Маркс упоминает «болезнь нервов», но кроме этой болезни нервов он еще страдал от карбункулов, то есть от чиряков на ягодицах и рядом с пенисом – в местах, которые характерны для этой болезни. Маркс называл это заболевание "истинно пролетарским".

Видя, что для серьезного ответа потребуется время, Маркс посылает Вере Засулич короткую записку, где сообщает, что работает над проблемой.

Гражданке России отвечаю:
К Коммунизму – тысячи дорог!
А сейчас мы с Фредом изучаем
Как туда попасть сквозь Теремок.

И действительно, будучи истинным ученым, Маркс берется за изучение Теремка. Он заказывает книгу, но в переводе обнаруживает разночтения: то Теремок заселяет мышка-норушка, а то - муха-горюха. Полагая, что это вольности переводчиков, он решает выучить русский язык и прочесть Теремок в оригинале. При этом известно, что русский язык он начал изучать уже давно, еще с 1873 года, но из-за проклятых карбункулов он никак не мог усидеть и дело продвигалось медленно: за восемь лет он успел выучить только азбуку и научился читать по слогам. Поэтому Теремок ему было осилить не так просто. Когда же он прочел до конца, то был потрясен мощью произведения.

Чем же его так поразила трагедия Теремка?

Несомненно, его потряс образ Медведя, который уселся на крышу и раздавил Теремок! Кроме того, к своему удивлению, Маркс обнаружил, что и в оригинале есть два варианта сказки, два разных подхода: в одном Теремок уже построен и его увидела и заселила мышка-норушка (1), а в другом Теремок построен не был, его построила муха-горюха (2). Эти разночтения и неожиданно появившийся неизвестно откуда Медведь заставили Маркса перелопатить массу материала. Он пишет 4 варианта ответа Вере Засулич и не знает на каком остановиться.

В конце-концов у него возникает подозрение, что Медведь привнесен в русскую сказку англичанами, чтобы подорвать веру русского народа в сельскую общину, причем сделано это под  видом русского народного символа – Медведя. Медведь в Теремке не похож на доброго Мишку-Косолапого из других русских сказок. Маркс заметил, что, если все зверюшки имеют прозвища, то у Медведя прозвища нет, он не назван, как принято в русских сказках, косолапым. Кроме того, обратившись через Интернационал к украинским товарищам, Маркс выяснил, что в украинском варианте сказки Медведя-разрушителя нет: там в рукавице обжился не только медведь, но еще и кабан. Если уж в украинской сказке Медведя-громилы нет, то откуда же он мог появиться в русской сказке? Ясно - что англичане!

Другая английская несуразность – вариант сказки, где муха-горюха строит Теремок. Сроду такого не бывало, чтобы мухи строили теремки, более того, с какой стати его вообще строить, не по-русски это: теремок должен быть уже построен и ждать, что его заселят труженики, как это и случилось в сказке с мышкой-норушкой.

Поэтому Маркс приходит к выводу, что трагедии разрушения русской сельской общины может и не быть, что это происки англичан.

В своем окончательном ответе (3) Маркс пишет:

«Анализ, представленный в "Капитале", не дает, следовательно, доводов ни за, ни против жизнеспособности русской общины. Но специальные изыскания, которые я произвел на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников, убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России, однако для того чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было бы прежде всего устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития».

Здесь нужны небольшие пояснения. Мы уже говорили, что Маркс основательно подзабыл о чем говорится в Капитале и ему пришлось перечитать книгу как бы свежими глазами и, определенно, после изучения Теремка ("на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников") он многое для себя открыл. В частности, он выяснил для себя, что совсем не обязательно проходить через все, как он пишет в набросках, «кавдинские ущелья капиталистического строя» (4), для того чтобы воспользоваться его достижениями. Но если это так, то получалось, что и борьба классов не нужна и диктатура пролетариата тоже. Там же, в первом наброске (3) Маркс прямо пишет, что ТЕОРИЯ ЕГО МНИМАЯ:

«Дорогая гражданка,
чтобы основательно разобрать поставленные в Вашем письме от 16 февраля вопросы, мне пришлось бы углубиться в детали и прервать срочные работы. Но и краткого изложения, которое я имею честь Вам послать, будет, надеюсь, достаточно, чтобы рассеять все недоразумения по поводу МОЕЙ МНИМОЙ ТЕОРИИ.»

Вот тебе и Теремок!

Что же произошло дальше? Ответ Вере Засулич Маркс передает через Георгия Плеханова. Но ответ к ней не попадает!!! Плеханов положил письмо в карман пиджака, а вернувшись домой обнаружил, что по дороге потерялась золотая пуговица, и он, раздосадованный, отдал пиджак слуге, чтобы срочно пришили пуговицу, при этом позабыл из кармана вынуть письмо Маркса. Потом он отвлекся на другие дела, пятое-десятое и двубортные пиджаки с золотыми пуговицами, в котором он красовался перед Марксом, вышли из моды. Пиджак повесили в самый глухой угол гардероба в ожидании пока мода вернется. Да к тому же Плеханов пополнел и пиджак ему все равно не годился, а выбросить было жалко: материал и шитье английские, высшего качества.

Прошло 36 лет с тех пор, как Маркс назвал свою теорию мнимой, а никто этого не знал, и большевики под флагом марксизма совершили Октябрьскую революцию.

И вот осенью 1917 года, когда Плеханов сильно болел и изрядно похудел, он примерил старый двубортный пиджак и тот оказался ему впору. А когда Плеханов полез в карман, то как раз и обнаружил там письмо Маркса к Вере Засулич. По счастью, она еще была жива и жила в Петрограде. Он немедленно переслал ей письмо, но письмо до нее опять не дошло: вся ее переписка проверялась шпиками-чекистами. Письмо передали Дзержинскому, который, конечно, понял его значение, но испугался, и решил Ленину о нем ничего не говорить поскольку революция уже свершилась и отступать было некуда. Все-таки, Дзержинский стал выяснять историю письма и ему доложили, что существуют 4 наброска нигде не опубликованные. Когда он прочел эти наброски и осознал, что Маркс назвал свою теорию мнимой и что российская община вполне пригодна была для перехода к коммунизму, то Дзержинский понял какую страшную ошибку совершил Ленин. Но тут надо заметить, что, будучи поляком, Дзержинский никогда не читал Теремок и поэтому для него заблуждения насчет российского крестьянства простительны. То же можно сказать и о грузине Сталине.

И вот они, Дзержинский и Сталин, долго набирались храбрости и аж только в 1922 году рискнули показать Ленину письмо Маркса к Вере Засулич и 4 наброска, никогда не публиковавшиеся. Ленин, как все знают, читал быстро, молниеносно. Он только взглянул на заметки Маркса и с ним сразу случился удар, и он потерял дар речи. Его увезли лечиться в подмосковный санаторий в Горках, но он уже поправиться не смог. Все время плакал и требовал, чтоб Крупская читала ему сказку Теремок.

Некоторые историки утверждают, что это ежедневное чтение "Теремка" так досадило Крупской, что она возненавидела все народные сказки и работая начальником Главполитпросвета приказала изъять их из библиотек. Сказки в 1930-е годы были «реабилитированы», но в сельских библиотеках еще долго сказывалась нехватка "Теремка" и поэтому и Ельцин, и Горбачев "Теремок" в детстве не читали, и у них не развилось сочувствие к людям, живущим в тесных теремках, а это как раз и явилось одной из причин развала СССР. Вот какое огромное влияние оказал "Теремок" на судьбу России.

А теперь пришло время делать выводы.

Вывод первый: правильный вариант Теремка – это тот, где  “мышка-норушка увидела теремок и стала там жить”, а не тот, где «построила муха терем и живёт в нем».

Вывод второй: Медведя из сказки надо убрать, ему там не место. Медведь, разрушитель теремковой общины – это английская провокация. Британский Лев разрушил Теремок, а не русский Медведь.

Вывод третий: Октябрьская революция и диктатура пролетариата противоречат теории Маркса и его исследованию русской общины, основанным на русской сказке Теремок.

* * *

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(1)
ТЕРЕМОК МЫШКИ-НОРУШКИ
http://skazki.kakras.ru/skazki_25.html

(2)
ТЕРЕМОК МУХИ-ГОРЮХИ
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev46.php

(3)
ПИСЬМО КАРЛА МАРКСА ВЕРЕ ЗАСУЛИЧ
http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=224

(4)
В Кавдинском ущелье близ древнеримского города Кавдия в 321 г. до н. э., во время второй Самнитской войны (327 —304 до н. э.), самниты (племена, населявшие горную область в средних Апеннинах) нанесли поражение римским легионам. Разоруженные и полураздетые римские воины были прогнаны «под ярмом», состоявшим из двух копий, воткнутых в землю и соединенных вверху третьим, что считалось наибольшим позором для побежденной армии. Отсюда выражение «пройти через Кавдинское ущелье», т. е. подвергнуться крайнему унижению.

ДОПОЛНЕНИЕ

Другие литературно-исторические исследования Михаила Абрамова

КОЛОБОК - ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛИ ПОДВИГ?, http://www.proza.ru/2007/04/15-77

Серый Волк в воспоминаниях современников, http://www.proza.ru/2007/05/27-63

Умер Большой Серый Волк, http://www.proza.ru/2007/06/25-42

Курочка Ряба или курочка ребе, http://www.proza.ru/2014/01/15/559

Царь Николай Третий, http://www.proza.ru/2007/01/01-38

ТАЙНА МАРШАЛА ЧОЙБАЛСАНА, http://www.proza.ru/2011/01/19/137

ЛЕНИН, ЭЙНШТЕЙН, РОССИЯ ИСТОРИЯ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ, http://www.proza.ru/2009/09/09/170